Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 23 сентября 2009 г. N 299
Доклад Московской городской Думы
"Законодательство города Москвы в условиях экономического кризиса"
См. Доклад Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2010 году", одобренный постановлением Московской городской Думы от 9 марта 2011 г. N 54
Список сокращений, использованных в Докладе
Сокращение |
Расшифровка |
БК РФ |
Бюджетный кодекс Российской Федерации |
ВС РФ |
Верховный Суд Российской Федерации |
ГК РФ |
Гражданский кодекс Российской Федерации |
Государственная Дума |
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации |
ГУВД по городу Москве |
Главное управление внутренних дел по городу Москве |
ДЕЗ |
дирекция единого заказчика |
ДепЖПиЖФ |
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы |
ДепЗ |
Департамент здравоохранения города Москвы |
ДепИм |
Департамент имущества города Москвы |
ДепКРЖФ |
Департамент капитального ремонта жилищного фонда города Москвы |
ДепОбр |
Департамент образования города Москвы |
ДепПиООС |
Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы |
ДепСЗ |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
ДепСиМП |
Департамент семейной и молодежной политики города Москвы |
ДепФин |
Департамент финансов города Москвы |
ДепНПП |
Департамент науки и промышленной политики города Москвы |
ДепФКиС |
Департамент физической культуры и спорта города Москвы |
Дума |
Московская городская Дума |
ЖКХ |
жилищно-коммунальное хозяйство |
КоАП Москвы |
Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" |
КоАП РФ |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях |
Конституция РФ |
Конституция Российской Федерации |
КСП Москвы |
Контрольно-счетная палата Москвы |
Правительство РФ |
Правительство Российской Федерации |
Минюст России |
Министерство юстиции Российской Федерации |
Молодежная палата |
Молодежная палата при Московской городской Думе |
НК РФ |
Налоговый кодекс Российской Федерации |
ООПТ |
особо охраняемые природные территории |
САО |
Северный административный округ города Москвы |
СМИ |
средства массовой информации |
субъект РФ |
субъект Российской Федерации |
ТБО |
твердые бытовые отходы |
ТК РФ |
Трудовой кодекс Российской Федерации |
ТСЖ |
товарищество собственников жилья |
ТОМ |
трудовые объединения молодежи |
УК РФ |
Уголовный кодекс Российской Федерации |
УФНС по городу Москве |
Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве |
ЦАО |
Центральный административный округ города Москвы |
Предисловие
Одна из основных задач государственного управления в настоящее время на федеральном и региональном уровнях - адекватная оценка ситуации, быстрая и динамичная реакция на изменения, происходящие в финансовой, экономической и социальной сферах. Это обуславливает необходимость мониторинга эффективности правового регулирования, своевременного внесения проектов необходимых законов, оперативного их принятия и обеспечения неукоснительного их выполнения.
Наряду с повышением уровня законодательной работы ведется работа и по улучшению качества применения правовых актов. Поэтому закономерно, что мониторинг законодательства и правоприменительной практики стал одним из важных направлений деятельности Думы и ее структурных подразделений. Комиссии и фракции в Думе в процессе своей деятельности уделяют особое внимание рассмотрению проблем, возникающих при реализации законов города Москвы, определению путей и способов совершенствования законодательного регулирования актуальных для города вопросов. Итоговыми документами проводимого Думой мониторинга стали ежегодные доклады о состоянии законодательства города Москвы.
Настоящий доклад базируется на принципе преемственности докладов 2007 и 2008 годов и отражает деятельность Думы IV созыва (12 декабря 2005 года - 11 октября 2009 года). Особое внимание в нем уделяется вопросам функционирования законодательства города Москвы в период экономического кризиса, который стал подлинной проверкой на прочность созданной в городе системы власти. Основная цель настоящего доклада - анализ сильных и слабых сторон законодательства города Москвы, выявленных при регулировании актуальных проблем социальной защиты населения и жизнедеятельности городского хозяйства в кризисных условиях.
Доклад состоит из трех разделов.
В разделе I дается анализ социально-экономического положения города на начало экономического кризиса, изменений, произошедших в текущем году. В нем содержатся наиболее значимые характеристики социально-экономического развития Москвы, такие как валовой региональный продукт, инвестиции, демографическая ситуация, положение в отраслях экономики и социальной сфере, качество жизни населения, обеспечение москвичей жилой площадью, медицинской помощью, доступным и качественным образованием. Также в разделе рассматриваются вопросы разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ.
Раздел II посвящен той части законодательной базы, которая имела актуальное значение для нормальной жизнедеятельности города, функционирования городского хозяйства и сохранения достойных условий жизни москвичей. В соответствующих подразделах рассмотрены направления законотворческой деятельности Думы и практика применения законов по вопросам государственного управления и местного самоуправления, финансовым и экономическим вопросам, по трудовым правоотношениям, социальному обеспечению, охране здоровья жителей города Москвы, вопросам образования, ЖКХ и предоставления жилья, экологии, семейной и молодежной политики.
Раздел III объединяет судебную практику, акты реагирования Прокуратуры города Москвы и органов Минюста России, а также практику осуществления мониторинга состояния законодательства города Москвы Уполномоченным по правам ребенка в городе Москве, КСП Москвы, различными общественными институтами. Эти данные характеризуют уровень защищенности населения в кризисных условиях, проблемы реализации законодательства города Москвы, недостатки и пробелы правового регулирования.
В заключении обобщаются итоги анализа действующего законодательства города Москвы по наиболее актуальным в условиях кризиса сферам, обозначаются его основные пробелы и недостатки, а также проблемы правоприменительной практики; делаются выводы о качестве и эффективности законодательства города Москвы, определяются пути и способы совершенствования действующего законодательства.
Практика применения законов, изложенная в разделах II и III доклада, освещена с учетом информации, содержащейся в документах Думы, ее структурных подразделений и Аппарата Думы, в том числе в "паспортах законов города Москвы", размещенных на официальном сайте Думы. При подготовке материалов использовался доклад о деятельности органов исполнительной власти города Москвы в 2008 году, а также судебные решения, акты реагирования Прокуратуры города Москвы, органов Минюста России, публикации в СМИ и другие сведения. Данные в отношении законотворческой деятельности Думы представлены Аппаратом Думы, другие сведения и статистические данные приводятся на основании официальных материалов органов государственной статистики, соответствующих постановлений Правительства Москвы.
Заключение
В кризисных условиях 2009 года законодательство города Москвы стало надежной правовой базой для принятия исполнительными органами государственной власти своевременных и действенных антикризисных мер, успешно пройдя проверку на прочность.
Сформированная в соответствии с законодательством система городского управления и местного самоуправления также доказала свою состоятельность, что проявилось в ее стабильном функционировании, эффективных мерах, принимаемых для решения сложных экономических и социальных задач, сохранения в Москве социальной стабильности и безопасности.
Традиционным приоритетом законодательного процесса являются задачи обеспечения устойчивого функционирования экономики города, городского хозяйства, поддержки незащищенных слоев населения. В условиях кризиса это прежде всего обеспечение занятости населения, защита трудовых прав горожан, поддержка малого и среднего предпринимательства, экономическая стабильность всего городского хозяйства.
Решению этих задач способствует сбалансированное законодательство города, совершенствование механизмов его реализации, надежность инструментов защиты прав граждан, оптимальность льготных режимов для социально значимых предприятий и мер их поддержки, обширные социальные гарантии, льготы, компенсации и субсидии для нуждающихся граждан.
Вместе с тем не всегда законодательство города в состоянии решать возникающие сложности и проблемы. Зачастую решение важных для города вопросов в соответствии с федеральным законодательством не является предметом ведения Москвы как субъекта РФ. Так, одним из ключевых механизмов поддержки малого предпринимательства является предоставление им нежилых помещений в аренду по льготным ставкам. Федеральное законодательство требует проведения аукционов для заключения договоров аренды. Активные меры, предпринимаемые органами государственной власти города, позволили отсрочить вступление в силу указанных норм до 2015 года, но не сняли проблему с повестки дня окончательно.
Федеральное законодательство по вопросу размещения государственных заказов значительно снижает долю малых предприятий, получающих такие заказы, что негативно сказывается на многих отраслях городского хозяйства. Подчас неукоснительное выполнение его требований сопряжено с опасностью для жизни и здоровья москвичей (например, при выборе компаний для обслуживания лифтового хозяйства).
Отсутствует федеральное законодательство, позволяющее защищать интересы граждан - обманутых дольщиков, при этом принятие соответствующих законов не является компетенцией субъектов РФ, в том числе города Москвы.
Существуют проблемы и в самом московском законодательстве. Так, Закон города Москвы "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве" требует совершенствования по вопросам обособления средств на реализацию городских целевых программ, закрепления требования об обязательном наличии технико-экономического обоснования и утвержденной проектно-сметной документации для осуществления бюджетных инвестиций и т.п. Необходимо внести изменения в Закон города Москвы "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства" в части создания единой системы оценки качества предоставляемых муниципальными органами социальных услуг, определения порядка индексации нормативов затрат на реализацию переданных городом полномочий.
Реализация многих положений значимого для москвичей Закона города Москвы "О социальном обслуживании населения города Москвы" стала возможна только спустя 7 месяцев после его принятия. Все это время шла подготовка соответствующих подзаконных правовых актов. Это свидетельствует об актуальности задачи обеспечения вступления закона в силу в полном объеме с указанной в нем даты. Решение этих вопросов обеспечит принятый в июле 2009 года Закон города Москвы "О правовых актах города Москвы".
Только в 2009 году предметом рассмотрения Думы стал проект закона города Москвы "Об охране здоровья в городе Москве". Отчасти это связано с противоречивостью и раздробленностью федерального законодательства по данному вопросу, однако очевидно, что внимание этой важной проблеме должно было быть уделено значительно раньше.
См. Закон г. Москвы от 17 марта 2010 г. N 7 "Об охране здоровья в городе Москве"
До сих пор отсутствует закон, направленный на защиту водных ресурсов, хотя многие водоемы города постепенно исчезают, что со временем может стать серьезной экологической проблемой. Неэффективно законодательство, направленное на ограничение шумового загрязнения, защиту особо охраняемых природных территорий.
Масштабность и объемность многих блоков законодательства города Москвы по-прежнему свидетельствуют об актуальности принятия кодифицированных актов. В Москве уже действуют Избирательный кодекс города Москвы (2005 год), КоАП Москвы (2007 год), Градостроительный кодекс города Москвы (2008 год). Однако назрела необходимость кодификации экологического законодательства столицы, законодательства об образовании, социального законодательства.
Адекватной оценке качества законов города, своевременному выявлению недостатков и пробелов правового регулирования, динамичной реакции на изменения, происходящие в финансовой, экономической и социальной сферах, служит мониторинг состояния законодательства, осуществляемый Думой, Правительством Москвы, а также судами, прокуратурой, органами юстиции, КСП Москвы, Уполномоченным по правам человека в городе Москве.
Развитию системы мониторинга в будущем должно уделяться особое внимание. Это подтверждается и Законом города Москвы "О правовых актах города Москвы", содержащим соответствующие нормы. Логическим продолжением этой работы может стать принятие закона города о мониторинге.
На повестке дня - создание эффективной системы антикоррупционной экспертизы проектов законов города Москвы.
Решать указанные проблемы и задачи предстоит депутатам Думы V созыва, избранным 11 октября 2009 года.
------------------------------
*(1) Постановление Правительства Москвы от 10 января 2006 года N 4-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы за 2005 год и Программе Правительства Москвы на 2006 год".
*(2) В 2008 году около 45% поступлений от налога на прибыль составляли поступления от нефтяных и газовых компаний.
*(3) Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год (утв. Правительством РФ 19 июня 2009 года). http://www.government.ru/content/governmentactivity/antikrizismeriprf/.
*(4) Распоряжение Правительства Москвы от 9 октября 2008 года N 2327-РП "О создании Временной комиссии по финансовому мониторингу организаций промышленности и строительства города Москвы".
*(5) Распоряжение Правительства Москвы от 31 декабря 2008 года N 3200-РП "О создании Межведомственного штаба по вопросам занятости населения и обеспечения стабильной ситуации на рынке труда".
*(6) Распоряжение Правительства Москвы от 27 января 2009 года N 95-РП "О предоставлении в 2009 году субсидий организациям промышленности и науки города Москвы"; постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 года N 1237-ПП "О расходовании средств бюджета города Москвы на финансовую поддержку хозяйствующих субъектов"; постановление Правительства Москвы от 3 марта 2009 года N 156-ПП "О мерах финансовой поддержки в области обеспечения продовольственной безопасности города Москвы в 2009 году".
*(7) Постановление Правительства Москвы от 3 марта 2009 года N 160-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы за 2008 год и Программе Правительства Москвы на 2009 год".
*(8) Постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 года N 1237-ПП "О расходовании средств бюджета города Москвы на финансовую поддержку хозяйствующих субъектов"; распоряжение Правительства Москвы от 27 января 2009 года N 95-РП "О предоставлении в 2009 году субсидий организациям промышленности и науки города Москвы"; постановление Правительства Москвы от 3 марта 2009 года N 156-ПП "О мерах финансовой поддержки в области обеспечения продовольственной безопасности города Москвы в 2009 году".
*(9) Для сравнения, по данным УФНС по городу Москве в 2008 году, налоговые поступления от нефтяных компаний составили 62 млрд. рублей, а от Газпрома - 120 млрд. рублей.
*(10) Постановление Правительства Москвы от 6 ноября 2007 года N 966-ПП "О среднесрочной программе приватизации государственного имущества города Москвы на 2008-2010 гг.".
*(11) Для сравнения площадь нежилого фонда города Москвы в целом составляет около 170 млн. кв. метров.
*(12) Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(13) Федеральный закон от 30 июня 2008 года N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(14) В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 173-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона "О защите конкуренции" до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства.
*(15) Постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 года N 1218-ПП "О дополнительных мерах государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы, на период стабилизации финансовой системы".
*(16) Постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 года N 1237-ПП "О расходовании средств бюджета города Москвы на финансовую поддержку хозяйствующих субъектов" (вместе с Положением о порядке расходования целевых средств на реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики).
*(17) В соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2009 год минимальный размер заработной платы с 1 января 2009 года установлен в размере 8300 рублей, с 1 мая - 8500 рублей, 1 сентября - 8700 рублей.
*(18) Постановление Правительства Москвы от 23 июня 2009 годы N 579-ПП "Об утверждении Порядка предоставления работодателями информации о потребности в работниках (наличии вакантных рабочих мест, должностей) в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области труда и занятости населения и Порядка формирования московского информационного банка данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения и специализированных банков получателей государственных услуг, обмена сведениями между ними".
*(19) Постановление Правительства Москвы от 24 марта 2009 года N 213-ПП "Об утверждении Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2009 году".
*(20) Приказ Минздрвсоцразвития России от 26 декабря 2008 года N 777н.
*(21) Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" местом пребывания указанных лиц в России считается "жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранец находится, и (или) по адресу которых иностранец или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания". Фактически иностранец или лицо без гражданства может регистрироваться, где ему угодно, при этом кто угодно может оказаться "принимающей стороной".
*(22) Постановления Правительства Москвы от 29 июля 2008 года N 663-ПП "Об организации работы по проведению государственной экспертизы условий труда в городе Москве", от 12 августа 2008 года N 727-ПП "О Порядке выдачи разрешений на право проведения обучения по охране труда и проверки знаний охраны труда", от 7 апреля 2009 года N 271-ПП "О формировании сведений о существующих условиях труда в организациях города Москвы".
*(23) Комплекс программных мероприятий города Москвы по охране труда на 2008-2010 годы утвержден постановлением Правительства Москвы от 23 октября 2007 года N 920-ПП.
*(24) В результате реализации городских программных мероприятий по охране труда за последние 5 лет число тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом снизилось на 40% (с 1218 в 2004 году до 721 - в 2008 году). По данным Мосгорстата, число пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих снизилось с 1,5 в 2007 году до 1,4 в 2008 году. В 2008 году произошел и поставлен на учет 721 несчастный случай на производстве, из них 463 случая с тяжелым исходом, 203 - со смертельным исходом, 55 - групповых случаев (соответственно в 2007 году - 835, 540, 222, 73). В результате несчастных случаев тяжело травмировано 768 человек (в 2007 году - 896), 245 человек погибли (в 2007 году - 283).
*(25) В Москве около 60 организаций имеют лицензии на проведение аттестации рабочих мест.
*(26) В городе существует 123 центра социального обслуживания, в которых оказывается и срочная социальная помощь (вещевая, продовольственная) всем малообеспеченным гражданам и тем, кто попадает в какие-либо непредвиденные ситуации.
В Москве около 400 тыс. одиноких и одиноко проживающих граждан, из которых 135 тыс. человек желают получить социальные услуги. Таким образом, различные социальные услуги оказываются 135 тысячам в надомных и 16 тысячам в стационарных условиях.
В городе работают 62 различных стационарных учреждения - это пансионаты для ветеранов, психоневрологические интернаты, дома для детей с умственной отсталостью, реабилитационные центры для инвалидов и ветеранов, центры адаптации для бездомных граждан, социальные приюты.
*(27) Постановление Правительства Москвы от 24 марта 2009 года N 215-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 9 июля 2008 года N 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы".
*(28) Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
*(29) Статья 72 Конституции РФ.
*(30) Постановление Московской городской Думы от 8 июля 2009 года N 236 "О проекте закона города Москвы "Об охране здоровья в городе Москве".
*(31) Постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 года N 1282-ПП "О Городской целевой программе "Развитие донорства крови и ее компонентов" на 2009-2010 гг.".
*(32) Постановление Правительства Москвы от 12 августа 2008 года N 737-ПП "О городской целевой программе развития образования "Столичное образование- 5" на 2009-2011 гг.".
*(33) Закон города Москвы от 10 декабря 2008 года N 65 "О бюджете города Москвы на 2009 год".
*(34) Постановление Правительства Москвы от 14 июня 2005 года N 429-ПП "Об утверждении Положения о комиссиях по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования".
*(35) Особенностям социально-экономического развития Москвы соответствует сложившаяся структура занятости населения в основных отраслях городского хозяйства: торговля и общественное питание - 1,5 млн. человек; строительство - 749,4 тыс. человек; промышленность - 831,8 тыс. человек; сфера образования, культуры и искусства - 565 тыс. человек; наука и научное обслуживание - 331 тыс. человек; транспорт - 330 тыс. человек; ЖКХ и бытовое обслуживание - 210 тыс. человек; сфера кредитования, страхования и финансов - 242,8 тыс. человек.
Работодатели заявляют потребность в подготовке рабочих 4 и 5 квалификационных разрядов (в то время как около 70% выпускников учреждений НПО получают 3 разряд) со средним (полным) общим образованием, владеющих смежными профессиями и обладающих целым рядом профессионально значимых качеств (ответственность, дисциплина, коммуникабельность и т.п.). Однако данные требования в большинстве случаев выходят за пределы уровня профессионального образования, реализуемого сегодня в колледжах, в силу возрастных ограничений контингента обучающихся, их социального статуса, отсутствия возможностей использования в процессе профессионального обучения современного оборудования, а также возможностей организации производственного обучения и производственной практики на предприятиях и в организациях городского хозяйства.
*(36) Постановление Правительства Москвы от 26 июля 2005 года N 552-ПП "О создании государственно-общественных координационных советов в городе Москве по подготовке квалифицированных рабочих кадров".
*(37) Стипендия учащихся колледжей в городе Москве составляет 400 рублей для всех учащихся, а для закончивших семестр без троек - 600-700 рублей. В некоторых колледжах для отличников установлена повышенная стипендия - 1000-1200 рублей.
*(38) Постановление Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года N 1036-ПП "О Городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве "Рабочие кадры" на 2008-2010 годы".
*(39) Так, из 5830 выпускников подведомственных ДепНПП колледжей всего 2621 выпускник (38%) пришел работать на производство.
*(40) В Москве 74% детей, имеющих инвалидность, получают среднее образование. Из них 49% (9006 человек) посещают общеобразовательные школы и лишь 35% (6786 человек) обучаются в специализированных школах и интернатах. 11% воспитываются в детских садах, 5% посещают учреждения начального профессионального образования.
*(41) Постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2007 года N 1164-ПП "О Городской программе "Год семьи в городе Москве".
*(42) В течение 2007 года отделениями предоставлено более 1,9 млн. социальных услуг, обслужено более 180 тыс. семей (более 260 тыс. детей). Малообеспеченным семьям с детьми выдано более 60 тыс. продуктовых наборов и 13,5 тыс. единиц вещевой помощи. Бесплатно выделены различные товары длительного пользования (холодильники, телевизоры, стиральные машины и пылесосы) 3 тыс. малообеспеченных семей.
*(43) Постановление Правительства Москвы от 11 сентября 2007 года N 778-ПП "О городской целевой программе "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.)".
*(44) Распоряжение заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 11 августа 2008 года N 47-РЗМ "О создании комплексной рабочей группы по доработке проекта закона города Москвы "Об организации опеки и попечительства в городе Москве".
*(45) Постановление Правительства Москвы от 25 марта 2008 года N 195-ПП "О Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 гг.".
*(46) На эти цели из бюджета города было выделено в 2007 году 2 172 млн. рублей. С начала 2008 года расходы городского бюджета на указанные цели увеличились в 2 раза (с 155,2 млн. рублей до 2 195,8 млн. рублей). В 1,5 раза увеличен объем финансирования деятельности городских учреждений в указанной сфере и мероприятий, проводимых для детей и молодежи. Число городских подведомственных учреждений по работе с детьми и молодежью по месту жительства увеличилось с 20 до 27, в 11 из них оборудованы мультимедийные комнаты с интерактивным наполнением (обеспечен доступ в Интернет).
*(47) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-1 "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
*(48) Постановление Правительства Москвы от 21 апреля 2009 года N 346-ПП "Об утверждении Положения о порядке организации временного трудоустройства молодежи из числа выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, ищущих работу впервые (молодежной практики), и Положения о порядке организации временного трудоустройства населения в городе Москве".
*(49) Постановление Правительства города Москвы от 20 июня 2006 года N 420-ПП "О Комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.".
*(50) Однако проект закона города Москвы "Основы жилищной политики города Москвы" был внесен на рассмотрение Думы лишь 4 апреля 2007 года и в настоящий момент дорабатывается.
*(51) Постановления Правительства Москвы от 10 февраля 2009 года N 76-ПП "О третьем этапе Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009-2011 гг. и заданиях до 2015 г.", от 23 января 2007 года N 24-ПП "О Среднесрочной жилищной программе "Москвичам - доступное жилье" на период 2007-2009 гг. и задании на 2010 год".
*(52) Порядок признания граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ и бланк соответствующего заявления утверждены постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2006 года N 976-ПП "О Регламенте рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), или о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ".
*(53) Постановление Правительства Москвы от 22 июля 2008 года N 607-ПП "Об организации продажи с рассрочкой платежа жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы".
*(54) За 2008-2009 годы жилыми помещениями обеспечены 844 семьи участников и инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В качестве окончательной даты решения вопроса обеспечения данной категории граждан жильем названо 1 сентября 2009 года. При этом в городскую программу обеспечения жилыми помещениями включены также и семьи очередников, которые встанут на жилищный учет до 1 мая 2010 года.
*(55) За первое полугодие 2009 года новым жильем по городским жилищным программам обеспечено 5695 семей с детьми. В том числе 234 семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов. На особом контроле находится программа предоставления жилых помещений выпускникам детских сиротских учреждений. В план на 2009 год включены 659 детей-сирот, из них 483 уже предложено жилье по договору безвозмездного пользования.
*(56) Постановление Правительства Москвы от 23 января 2007 года N 24-ПП "О Среднесрочной жилищной программе "Москвичам - доступное жилье" на период 2007-2009 гг. и задании на 2010 год".
*(57) Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 708-ПП "О Концепции формирования в городе Москве сети бездотационных домов для предоставления жилых помещений гражданам по договорам найма".
*(58) Еще в начале ХХ века в Москве с населением в 1,3 млн. жителей существовало более 600 доходных домов. Создать их снова пытались в начале ХХI века, но из-за цены аренды в 2-3 тыс. долларов за квартиру инициатива не имела успеха. Между тем в США и Европе такой формой аренды пользуется почти половина населения, каждый может найти себе жилье по доходам.
*(59) Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 года N 1008-ПП "О предоставлении гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой найма (поднайма) жилого помещения".
*(60) По данным ДепЖПиЖФа, 5 тыс. граждан в столице официально заключили договоры сдачи в аренду своих квартир, что в несколько раз меньше реально сдаваемого в столице жилья. Около 15 тыс. граждан имеют в собственности 2 и более квартиры, но количество граждан, сдающих жилье, не известно.
*(61) До 2014 года в Москве планируется комплексно капитально отремонтировать около 105 млн. кв. метров жилья, построенного до 1991 года.
*(62) Приложение к Закону города Москвы от 19 декабря 2007 года N 52 "О Городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы".
*(63) В данный период отремонтировано: кровель - 9159,6 тыс. кв. метров; фасадов - 8400,7 тыс. кв. метров; внутридомовых инженерных коммуникаций - более чем в 1000 строениях; электрохозяйство - более чем в 2800 строениях; заменено и модернизировано 20308 лифтов. В 5338 строениях реконструированы внутридомовые системы газоснабжения, в 3017 строениях вынесены газовые вводы из подвалов и подъездов.
*(64) Постановление Правительства Москвы от 11 июля 2006 года N 485-ПП "О планировании капитального ремонта жилищного фонда города Москвы на 2007-2009 гг.".
*(65) Закон города Москвы от 7 апреля 2004 года N 21 "О мониторинге технического состояния жилых домов на территории города Москвы".
*(66) На реализацию программы за счет средств городского бюджета на 2008 год израсходовано 43,6 млрд. рублей, что составляет 92% от плана года, в том числе по статьям: комплексный капитальный ремонт без отселения - 5,5 млрд. рублей, или 95,6% от плана, и иные расходы, включая выборочный капитальный ремонт - 27,1 млрд. рублей (92,3%); средства на работы по замене и модернизации лифтового оборудования в объеме 6,2 млрд. рублей (95,9%); на проведение работ по ремонту газового хозяйства в объеме 2,3 млрд. рублей (97,2%); на установку приборов учета в объеме 2,4 млрд. рублей (72,2%).
*(67) Постановление Правительства Москвы от 24 июня 2008 года N 558-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте капитального ремонта жилищного фонда города Москвы".
*(68) В 2008 году проведен капитальный ремонт 1660 многоквартирных домов общей площадью 11,6 млн. кв. метров в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией. Выполнены работы по реконструкции внутридомовых газопроводов в 717 жилых строениях, выносу газопроводов из подвалов и подъездов многоквартирных домов в 574 строениях, заменено 24000 газовых плит на безопасные, оснащенные автоматикой "газ-контроль", и 3,4 тыс. газовых водонагревателей.
Проведена диагностика внутридомовых систем газоснабжения в 791 строении. Заменено 1505 и модернизировано 1910 лифтов, проведена диагностика 10707 лифтов. При проведении работ по капитальному ремонту в пределах зон реализации программы благоустроено 310 объектов социальной сферы.
*(69) Прокуратурой города Москвы отмечается, что в 2008 году поступило около 20 обращений депутатов различных уровней в интересах граждан по вопросам создания и деятельности ТСЖ, а также 38 заявлений непосредственно от граждан. В первом полугодии 2009 года по этим же вопросам поступило 21 и 98 обращений соответственно.
*(70) Дом N 6 по ул. Лизы Чайкиной согласно постановлению Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года N 1032-ПП включен в перечень домов, в которых запланировано проведение комплексного капитального ремонта в 2009 году с учетом технического состояния дома. Однако работники управы района Аэропорт предупредили жителей о том, что капитальный ремонт будет проведен при условии создания в доме ТСЖ.
*(71) Всего в московских подъездах около 98 тыс. лифтов. Из них в среднем 1,8 тыс. выходят из строя каждую неделю. По состоянию на 31 декабря 2008 года 14,3 тыс. лифтов работают сверх установленного срока службы.
*(72) Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(73) В соответствии со статьей 158 ЖК РФ, статьей 210 ГК РФ обязанность по оплате дальнейших расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома возлагается на собственников.
*(74) Это число учитывает только постоянно проживающих горожан. По данным управления Федеральной миграционной службы по Москве, официально зарегистрировано еще 1800 тыс. приезжих (трудовых мигрантов и гастарбайтеров, студентов и др.), а по оценкам экспертов, в Москве постоянно находится еще не менее 1 млн. незарегистрированных и нелегальных мигрантов и гастарбайтеров.
*(75) По данным Прокуратуры города Москвы, в 2008 году проведено более 250 проверок соблюдения природоохранного, градостроительного и земельного законодательства, выявлено свыше 1000 нарушений закона, в связи с этим внесено 100 представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых 56 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. По материалам проверок соблюдения федерального законодательства возбуждено 15 уголовных дел и 144 дела об административных правонарушениях. Также направлено 145 исковых заявлений, из которых 54 - о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, на общую сумму 9 млн. рублей.
*(76) Постановление Правительства Москвы от 30 сентября 2003 года N 822-ПП "О Методических рекомендациях по оценке жизнеспособности деревьев и правилам их отбора и назначения к вырубке и пересадке".
*(77) Cтатья 8.8 КоАП Москвы.
*(78) Наиболее часто применялись составы административных правонарушений, предусмотренные такими статьями КоАП Москвы, как 4.41 - 1153 протокола; 4.7 - 742 протокола; 4.18 - 601 протокол; 4.47 - 404 протокола. Из общего числа протоколов значительная часть была составлена по статьям 8.8 и 8.9 КоАП Москвы, которые относятся к правонарушениям в области благоустройства города, - 25153 протокола, а по статье 4.41 КоАП Москвы только 1153 протокола.
*(79) Постановление Правительства Москвы от 23 ноября 2004 года N 803-ПП "Об утверждении Порядка образования особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве".
*(80) Постановление Правительства Москвы от 2 ноября 2004 года N 769-ПП "О природном парке "Долина реки Сходни в Куркино".
*(81) Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2005 года N 742-ПП "О природно-историческом парке "Москворецкий".
*(82) В июле 2009 года Межрайонной природоохранной прокуратурой города Москвы в адрес руководства Москомархитектуры вынесены представления об устранении нарушений законодательства об ООПТ и привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. В результате неправомерных действий специалистов Москомархитектуры незаконно изменена граница ООПТ "Природно-исторический парк "Битцевский лес" путем исключения земельного участка, на котором предполагалось строительство ресторана, из границ ООПТ. Ущерб, причиненный окружающей среде, составил более 950 тыс. рублей.
*(83) Ежегодный прирост автомобильного транспорта в Москве составляет 110-120 тыс. транспортных средств. По итогам 2008 года на учете в городе стояло более 3 млн. автомобилей.
По подсчетам специалистов, одновременно по столичным улицам движется около 350 тыс. единиц транспорта, а в целом в Москве сосредоточено примерно 10% всех автомобилей страны.
Ежедневно около 400 тыс. машин прибывает в Белокаменную из Подмосковья и других субъектов РФ, что позволяет спрогнозировать следующее: к 2010 году в главном городе Российской Федерации будет 4 млн. транспортных средств, а в 2015 году - 5 млн.
*(84) Постановление Правительства Москвы от 16 октября 2007 года N 896-ПП "О Концепции снижения уровней шума и вибрации в городе Москве".
*(85) В частности, законы города Москвы от 23 октября 2002 года N 48 "О транспортном налоге", от 23 октября 2002 года N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц", от 11 марта 1998 года N 6 "Основы жилищной политики города Москвы", от 15 мая 2002 года N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве", от 3 ноября 2004 года N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", от 23 ноября 2005 года N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" и т.д.
*(86) В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" институты гражданского общества и граждане могут за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), в заключении по результатам которой должны быть указаны выявленные корруционные# факторы и предложены способы их устранения. Перечень коррупционных факторов утвержден постановлением Правительства РФ от 5 марта 2009 года N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.