г. Казань |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А49-8024/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Пензенский арматурный завод"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 26.11.2018 (судья Петрова Н.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Кувшинов В.Е.)
по делу N А49-8024/2018
по заявлению открытого акционерного общества "Пензенский арматурный завод" (ОГРН 1025801110301, ИНН 5834000617) к Государственному учреждению - Пензенскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в возврате капитализированных платежей в сумме 3 813878,27 руб., содержащегося в письме от 18.06.2018 N 04-15/04-9264, и обязании ГУ-Пензенское региональное отделение ФСС России возвратить заявителю капитализированные платежи в сумме 3813878,27 руб., третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Пензенский арматурный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Государственному учреждению - Пензенскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение), Фонду социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании незаконным отказа в возврате капитализированных платежей в сумме 3 813 878,27 руб., содержащегося в письме от 18.06.2018 N 04-15/04-9264, и обязании учреждение возвратить заявителю капитализированные платежи в сумме 3 813 878,27 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 26.11.2018 заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ учреждения, выраженный в письме от 18.06.2018 N 04-15/04-9264, в возврате обществу капитализированных платежей в сумме 2 851 956,72 руб. На учреждение, Фонд возложена обязанность возвратить обществу капитализированные платежи в сумме 2 851 956,72 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, удовлетворит заявленные требования в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
До судебного заседания от учреждения поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Пензенской области от 04.10.2017 по делу N А49-2738/2017 общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 31.01.2018 по вышеназванному делу в третью очередь реестра требований кредиторов общества включены требования по уплате страховых взносов в Фонд в общей сумме 4 722 945,93 руб., из которых 3 813 878,27 руб. - капитализированные платежи для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации организации.
Акционером общества Акимовым Д.А. платежным поручением от 12.03.2018 N 47 задолженность по капитализированным платежам уплачена полностью. Кроме того, погашены все требования кредиторов согласно реестру требований кредиторов общества.
В связи с погашением всех требований кредиторов общества определением Арбитражного суда Пензенской области от 25.04.2018 по делу N А49-2738/2017 производство по делу о несостоятельности общества прекращено.
Общество 05.06.2018 обратилось в учреждение с заявлением о возврате капитализированных платежей.
Решением учреждения от 18.06.2018 N 04-15/04-9264 обществу отказано в возврате капитализированных платежей.
Полагая, что уплаченные в период банкротства общества капитализированные платежи в настоящее время являются для него излишне уплаченной суммой и подлежат возврату, так как общество продолжает свою хозяйственную деятельность и в общем порядке уплачивает страховые взносы, в том числе и на средства обязательного страхования от несчастных случаев на производстве, заявитель обратился в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 61, 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 20, 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), статей 56, 57 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Порядок), разъяснениями, данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" (далее - Постановление N 57), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что уплаченные в период ликвидации капитализированные платежи в настоящее время для общества являются излишне уплаченной суммой и подлежат возврату, поскольку общество продолжает в общем порядке уплачивать страховые взносы.
При этом суды исходили из того, что обязанность по уплате капитализированных платежей в Фонд социального страхования возникает у страхователя только в случае ликвидации юридического лица с целью погашения фондом требований лиц, которые имеют право на получение страховых взносов по Закону N 125-ФЗ после ликвидации причинителя вреда. В случае прекращения процесса ликвидации обязанность по уплате капитализированных платежей отпадает, поскольку данные платежи не подлежат выплате лицам, имеющим на это право в соответствии с Законом N 125-ФЗ, а удовлетворение их требований производится в общем порядке за счет выплат страхователя, продолжающего свою деятельность.
Таким образом, отказ Фонда от возврата уплаченных капитализированных платежей является незаконным, поскольку основания для такого удержания отпали, иных оснований для удержания капитализированных платежей законом не предусмотрено (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2016 N 306-КГ16-16891).
При этом, как правильно указали суды, отсутствие механизма возврата капитализированных платежей само по себе не является основанием для удержания фондом денежных средств.
Данные выводы судов судебная коллегия признает правомерными.
В соответствии о статьей 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации Фонд - получать и распорядитель поступивших капитализированных платежей.
Судами установлено, что в период конкурсного производства учреждением произведены выплаты пяти физическим лицам (Зикин А.В., Косов В.И., Миронов А.В., Михеев Г.М., Царапкин Н.Ф.), имеющим право на страховые выплаты, в соответствии с Законом N 125-ФЗ, в общей сумме 181 336,06 руб. Указанные выплаты произведены учреждением за счет капитализированных платежей в соответствии с пунктом 8 Порядка.
Руководствуясь данным Порядком, суды отказали в возврате обществу указанной суммы выплат, произведенных за счет капитализированных платежей в период конкурсного производства.
Между тем судебная коллегия находит данные выводы ошибочными.
В соответствии с пунктом 8 Порядка внесенные капитализированные платежи по решению страховщика направляются для предоставления обеспечения по страхованию и формирования финансовых резервов для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.05.2015 по делу N 307-ЭС14-7082, ни страховые взносы, ни капитализированные платежи не персонифицируются и не рассматриваются как целевые выплаты, предназначенные для расчетов с конкретным работником. Средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний управляет Фонд как специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации (пункты 1 и 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
Формирование средств на осуществление упомянутого вида социального страхования осуществляется за счет различных источников, в том числе страховых взносов, уплачиваемых работодателями на принципах обязательности и индивидуальной безвозмездности, начисляемых на них штрафов и пеней (пункт 1 статьи 20 Закона N 125-ФЗ).
Ликвидационная процедура юридического лица, в отношении которого осуществляется производство по делу о банкротстве, начинается с момента признания его банкротом и открытия конкурсного производства.
Положениями пункта 1 Постановления N 57 установлено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В силу требований подпункта 10 пункта 2 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик аккумулирует капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя, которые последний обязан внести в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ).
Таким образом, на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства Фонд аккумулирует капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя, т.е. капитализация платежей, перечисляемых на счет Фонда, производится с целью резервирования средств на будущее.
Погашение Фондом требований лиц, которые имеют право на получение страховых взносов по Закону N 125-ФЗ, осуществляется после ликвидации причинителя вреда.
При этом в силу пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Кроме того, в соответствии с Методикой расчета капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденного постановлением Фонда от 30.07.2001 N 72 (далее - Методика), их размер определяется на день принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и об открытии конкурсного производства, что соответствует смыслу пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве, пункта 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ. Сама Методика базируется на нормативном методе исчисления названных платежей и предусматривает использование коэффициентов капитализации, представляющих собой количественные оценки ожидаемых (наиболее вероятных) периодов капитализации, нормативов формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Ни Закон о социальном страховании, ни принятые во исполнение этого Закона правовые акты не содержат положений, согласно которым объем публичных по своей сути обязательств ликвидируемого должника по уплате капитализированных платежей - одного из источников формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - подлежит изменению в ходе процедуры конкурсного производства. При этом в период данной процедуры могут изменяться факторы, влияющие как в большую, так и в меньшую сторону на размер капитализируемых платежей (такие как, фактический возраст потерпевшего; нуждаемость его в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации; степень утраты профессиональной трудоспособности; индексация ежемесячной страховой выплаты; дожитие).
Как усматривается из материалов дела, приказы о назначении страховых выплат Зикину А.В., Косову В.И., Миронову А.В., Михееву Г.М. и Царапкину Н.Ф. изданы учреждением до введения конкурсного производства в обществе. Соответственно, оплата страховых взносов осуществлялось самим учреждением за счет взносов, начисленных страхователем (предприятием) по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве. Учитывая вышеизложенные нормы, учреждение неправомерно производило выплаты данным физическим лицам в период конкурсного производства за счет капитализированных платежей.
При изложенных обстоятельствах суды необоснованно отказали обществу в удовлетворении требования о возврате капитализированных платежей в сумме 181 336,06 руб.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявления о возврате капитализированных платежей в сумме 780 585,49 руб., суды исходили из наличия у общества по состоянию на 26.11.2018 задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 711 208,25 руб. и пени в сумме 69 377,24 руб.
Как указали суды, при отсутствии в действующем законодательстве норм о порядке зачета или возврата капитализированных платежей подлежит применению аналогия права - пункт 12 статьи 26.12 Закона N 125-ФЗ.
Однако судебная коллегия считает данные выводы судов ошибочными, поскольку применение аналогии зачета капитализированных платежей в счет недоимки по страховым взносам (на дату принятия решения арбитражным судом - 26.11.2018) невозможен ввиду различной правовой природы данных платежей. Поэтому недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование не может быть погашена за счет капитализированных платежей. Кроме того, в судебных актах отсутствуют ссылки на доказательства, подтверждающие наличие недоимки по страховым взносам на указанную дату, её размер, период образования и правомерность начисления пени.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворения заявления и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 26.11.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 по делу N А49-8024/2018 в части отказа открытому акционерному обществу "Пензенский арматурный завод" в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Государственного учреждения - Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выраженного в письме от 18.06.2018 N 04-15/04-9264, в возврате капитализированных платежей в сумме 961 921,55 руб. отменить.
Заявленное требование удовлетворить в полном объеме.
Обязать Государственное учреждение - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возвратить открытому акционерному обществу "Пензенский арматурный завод" капитализированные платежи в сумме 3 813 878,27 руб.
Возвратить открытому акционерному обществу "Пензенский арматурный завод" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 руб., перечисленную по платежному поручению от 12.03.2019 N 204.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Взыскать с Государственного учреждения - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Пензенский арматурный завод" расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 750 руб.
Взыскать с Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Пензенский арматурный завод" расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 750 руб.
Поручить Арбитражному суду Пензенской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Погашение Фондом требований лиц, которые имеют право на получение страховых взносов по Закону N 125-ФЗ, осуществляется после ликвидации причинителя вреда.
При этом в силу пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Кроме того, в соответствии с Методикой расчета капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденного постановлением Фонда от 30.07.2001 N 72 (далее - Методика), их размер определяется на день принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и об открытии конкурсного производства, что соответствует смыслу пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве, пункта 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ. Сама Методика базируется на нормативном методе исчисления названных платежей и предусматривает использование коэффициентов капитализации, представляющих собой количественные оценки ожидаемых (наиболее вероятных) периодов капитализации, нормативов формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
...
Как указали суды, при отсутствии в действующем законодательстве норм о порядке зачета или возврата капитализированных платежей подлежит применению аналогия права - пункт 12 статьи 26.12 Закона N 125-ФЗ.
...
решение Арбитражного суда Пензенской области от 26.11.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 по делу N А49-8024/2018 в части отказа открытому акционерному обществу "Пензенский арматурный завод" в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Государственного учреждения - Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выраженного в письме от 18.06.2018 N 04-15/04-9264, в возврате капитализированных платежей в сумме 961 921,55 руб. отменить."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 мая 2019 г. N Ф06-47071/19 по делу N А49-8024/2018
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18757/19
30.09.2019 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-8024/18
29.05.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-47071/19
31.01.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20802/18
26.11.2018 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-8024/18