г. Казань |
|
03 июня 2019 г. |
Дело N А12-17784/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
заявителя - Котенджи Т.А., доверенность от28.12.2018 N 28-10/478, Ломакина Д.И., доверенность от 26.12.2018 N 28-10/335,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.09.2018 (судья Репникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Степура С.М.)
по делу N А12-17784/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" о признании недействительным распоряжения Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.05.2018 N 1917-РП/СО "О проведении плановой выездной проверки юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (далее - общество, ООО "Газпром трансгаз Саратов", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзор, контролирующий орган) от 21.05.2018 N 1917-РП/СО "О проведении плановой выездной проверки юридического лица ООО "Газпром трансгаз Саратов".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу контролирующий орган просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителя заявителя, судебная коллегия установила следующее.
В соответствии со Cводным планом проверок субъектов предпринимательства, утвержденным Генеральной прокуратурой Российской Федерации 29.12.2018 (далее - Сводный план проверок), Управлением Ростехнадзора издано распоряжение N 1917-РП/СО "О проведении плановой выездной проверки юридического ООО "Газпром трансгаз Саратов" (далее - Распоряжение N 1).
Согласно пункту 2 указанного Распоряжения проверке подлежали объекты I, II и III классов опасности.
В связи с несоответствием предметов проверки, указанных в Распоряжении N 1, Сводному плану проверок, в соответствии с которым подлежали проверке только объекты I и II класса опасности, общество обратилось с жалобой в Прокуратуру Саратовской области. Кроме того, общество указало на несоответствие формы Распоряжения N 1 пункту 6 приложения 1 к Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По результатам рассмотрения жалобы Управлением Ростехнадзора вынесено Распоряжение N 2, которое соответствует дате и номеру, указанных в Распоряжении N 1.
Согласно окончательному варианту в пункте 2 Распоряжения N 2 в качестве проверяемых объектов указано 228 опасных производственных объектов I и II классов опасности, то есть исключены из предмета проверки объекты III класса опасности, период проверки указан с 31 мая 2018 года по 12 июля 2018 года (пункт 8 Распоряжения N 2).
Заявитель не согласился с распоряжением от 21.05.2018 N 1917-РП/СО "О проведении плановой выездной проверки юридического лица ООО "Газпром трансгаз Саратов" и обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным, считая его таковым независимо от редакции.
Рассматривая заявленные требования в порядке главы 24 АПК РФ на предмет соответствия оспариваемого ненормативного акта положениям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), суды пришли к выводу об отсутствии совокупности условий для признания его недействительным в обжалуемой в кассационной жалобе части.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на своей позиции, полагая, что наличие двух текстов документа от одной даты и за одним номером делает его недействительным как ненормативный акт, который ничтожен в связи с процедурой его принятия. Существование двух распорядительных документов по одному и тому же предмету нарушает права проверяемого, поскольку у последнего объективно отсутствует понимание - каким документом ему руководствоваться.
Судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены ранее принятых актов, поскольку не усматривает изданием Распоряжения N 2 каких- либо нарушений прав и законных интересов заявителя.
Кассационная инстанция соглашается с оценкой судов нижестоящих инстанций, признавших, что указанное Распоряжение приведено в соответствие со Сводным планом проверки путем исключения, а не дополнения новых объектов проверки (в пункте 2 Распоряжения N 2 в качестве проверяемых объектов перечислено 228 опасных производственных объектов I и II классов опасности). Изменение сроков проверки по второму Распоряжению является незначительным (не с 28, а с 31 мая) и связано также с приведением предмета проверки в соответствие со Сводным планом.
Суды обоснованно признали Распоряжение N 2 изменённой редакцией Распоряжения N 1, признав распоряжение контролирующего органа от 21.05.2018 N 1917-РП/СО "О проведении плановой выездной проверки юридического лица ООО "Газпром трансгаз Саратов" как единый документ с учетом внесенных уполномоченным органом изменений.
Таким образом, судебная коллегия кассационной инстанции отклоняет довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии надлежащей мотивированной оценки в данной части, как не соответствующий содержанию судебных актов.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что в Федеральной государственной информационной системе "Единый реестр проверок", который ведется в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, и оператором которого является Генеральная прокуратура Российской Федерации, размещено распоряжение от 21.05.2018 N 1917-РП/СО в редакции Распоряжения N 2, согласно которой проверяемые объекты III класса опасности отсутствуют.
Кассационная инстанция также отклоняет довод заявителя кассационной жалобы относительно отсутствия в Распоряжении проверочных листов, предусмотренных частями 11.1, 11,2, 11.3 статьи 9 Закона о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Закон о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ предусматривает случаи проведения плановых проверок с использованием проверочных листов (контрольных вопросов).
Обязанность их использования предусматривается соответствующим положением о виде федерального государственного контроля (надзора), а также порядком организации и проведения отдельных видов государственного, муниципального контроля (часть 11.1 статьи 9 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Согласно положениями 11.3 данной статьи проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации.
При проведении проверки с использованием проверочного листа (списка контрольных вопросов) заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист в соответствии с частью 11.5 статьи 9 Закона прикладывается к акту проверки.
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов) (пункт 5.1 части 2 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Из пункта 6 Распоряжения, суды установили, что проверка проводится с целью федерального государственного надзора в том числе в области промышленной безопасности, по контролю (надзору) и соблюдению Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2017 N 930 были внесены изменения, устанавливающие обязанность должностных лиц при проведении плановых проверок использовать проверочные листы и прописывающие механизм их использования. Такая обязанность закреплена в пункте 7 (1) Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2012 N 1170, в редакции, вступивший в силу с 01.01.2018.
Вместе с тем, суд первой инстанции установил, что формы проверочных листов, содержащие требования в области промышленной безопасности, не утверждены, в связи с чем, пришел к выводу, что Распоряжение от 21.05.2018 N 1917-РП/СО не соответствует изложенным требования закона в части отсутствия указания в пункте 10 Распоряжения реквизитов проверочного листа (списка контрольных вопросов), содержащих обязательные требования к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики при осуществлении федерального государственного энергетического надзора.
Выводы Арбитражного суда Волгоградской области подтверждены Двенадцатым арбитражным апелляционным судом, который также признал, что формы проверочных листов, содержащие требования в области промышленной безопасности, не утверждены. Доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, как указали суды, согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 N 177 "Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)" утвержденные формы проверочных листов подлежат опубликованию на официальных сайтах органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 6 Общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов). Доказательства исполнения данного пункта сторонами не представлено.
С учетом изложенного, суды обоснованно признали отсутствие нарушений, выразившихся в неуказании в оспоренном распоряжении, как в редакции Распоряжения N 1, так и в редакции Распоряжения N 2, реквизитов проверочных листов (списка контрольных вопросов), содержащих обязательные требования к обеспечению промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако доводы заявителя кассационной жалобы не доказывают нарушения судом норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований отмены вынесенных по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.09.2018 постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 по делу N А12-17784/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 июня 2019 г. N Ф06-47096/19 по делу N А12-17784/2018