Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 июня 2019 г. N Ф06-47096/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А12-17784/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кожокарём А.П.
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" Котенджи Т.А., действующей на основании доверенности от 28.12.2018 N 28-10/478, и Ломакина Д.И., действующего на основании доверенности от 26.12.2018 N 28-10/335, представителя уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в Саратовской области Петриченко М.П. Кавелиной Н.Ю., действующей на основании доверенности от 14.12.2018 N 64-УПП/00583, представителя Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Якубовой Л.А., действующей на основании доверенности от 19.12.2018 N 23/268-18,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" и Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 сентября 2018 года по делу N А12-17784/2018 (судья Репникова В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (410052, г. Саратов, проспект им. 50 лет Октября, д. 118 А, ОГРН 1026403049815, ИНН 6453010110)
к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (400074, г. Волгоград, ул. им. Огарева, д. 15, ОГРН 1023403462488, ИНН 3444046034)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в Саратовской области Петриченко Михаил Петрович (г. Саратов)
о признании недействительным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром трансгаз Саратов", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным распоряжения Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) от 21.05.2018 N 1917-РП/СО "О проведении плановой выездной проверки юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов".
Решением арбитражного суда заявление общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" удовлетворено частично.
Признано незаконным распоряжение Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.05.2018 N 1917-РП/СО "О проведении плановой выездной проверки юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" в части отсутствия указания в пункте 10 распоряжения реквизитов проверочного листа (списка контрольных вопросов), содержащих обязательные требования к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики при осуществлении федерального государственного энергетического надзора.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
С Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" взысканы расходы на уплату государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
ООО "Газпром трансгаз Саратов" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Представитель уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в Саратовской области поддерживает правовую позицию общества. Считает решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований незаконным, апелляционную жалобу общества - подлежащей удовлетворению.
Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обжаловало указанный судебный акт в апелляционном порядке.
ООО "Газпром трансгаз Саратов" считает апелляционную жалобу Управления не подлежащей удовлетворению согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 21 мая 2018 года Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора издано распоряжение N 1917-РП/СО "О проведении плановой выездной проверки юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (далее - Распоряжение N 1), заверенная копия которого вручена проверяемому обществу 22 мая 2018 года.
В пункте 2 Распоряжения N 1 перечислены наименования и место нахождения опасных производственных объектов, подлежащих проверке: объекты I, II и III классов опасности.
В сводном плане проверок субъектов предпринимательства, утверждённом 29 декабря 2017 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в качестве проверяемых объектов ООО "Газпром трансгаз Саратов" указаны 228 опасных производственных объектов I и II классов опасности, эксплуатируемых филиалами общества, а также указано, что плановая проверка юридического лица должна быть проведена Федеральным государственным энергетическим надзором по адресу местонахождения.
Согласно пункту 8 распоряжения срок проведения проверки составляет 30 рабочих дней с 28 мая 2018 года по 9 июля 2018 года. В пункте 10 указаны обязательные требования и (или) требования, установленные муниципальными правовыми актами, подлежащие проверке.
24 мая 2018 года ООО "Газпром трансгаз Саратов" обратилось в прокуратуру Саратовской области с заявлением N 28-14/334 о нарушении прав субъекта предпринимательской деятельности, в котором указало на нарушение статьи 9, части 1 статьи 14, пункта 7 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") (далее - Федеральный закон 2008 N 294-ФЗ), требований, указанных в сводном плане проверок субъектов предпринимательства на 2018 год, утверждённом Генеральной Прокуратурой Российской Федерации 29 декабря 2018 года, плане проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 года, утверждённом 26 октября 2017 года руководителем Нижне-Волжского управления Ростехнадзора, что, по мнению заявителя, свидетельствует о недействительности указанного распоряжения и как следствие повлечёт незаконность проведения проверки.
Кроме того, общество отметило, что форма указанного распоряжения не соответствует пункту 6 приложения 1 к Приказу Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку отсутствуют реквизиты проверочных листов (списка контрольных вопросов), обязательных при проведении плановой проверки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 августа 2017 года N 930 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок", пунктом 11 статьи 9 Федеральног закона N 294-ФЗ и пункту 7.1 Постановления Правительства РФ от 15 ноября 2012 года N 1170 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности".
При рассмотрении указанного обращения прокуратурой в адрес Управления направлено уведомление о необходимости явки для дачи пояснений по указанному факту нарушения и предоставления мотивированной позиции по доводам заявителя с приложением документов в обоснование позиции.
При подготовке ответа на запрос прокуратуры Саратовской области было установлено, что инспектором в перечень проверяемых объектов включены объекты, не отражённые в сводном плане проверок на 2018 год, в связи с чем в новой редакции распоряжения данные объекты из перечня проверяемых исключены.
В ответ на запрос прокуратуры Управлением направлено письмо от 29.05.2018 N 05-1-24/18214, которым Нижне-Волжское управление Ростехнадзора сообщило, что согласно распоряжению от 21.05.2018 N 1917-РП/СО плановая выездная проверка в отношении ООО "Газпром трансгаз Саратов" будет осуществляться в соответствии с утверждённым Генеральной прокуратурой РФ планом на 2018 год. Объектом проверок являются опасные производственные объекты I и II классов опасности. О проведении проверочных мероприятий общество уведомлено 28 мая 2018 года. К указанному ответу Управлением приложено уведомление о проведении проверки от 28.05.2018 и распоряжение от 21.05.2018 N 1917-РП/СО. Период проверки указан с 31 мая 2018 года по 12 июля 2018 года (пункт 8 Распоряжения N 2). В пункте 2 Распоряжения N 2 в качестве проверяемых объектов указано 228 опасных производственных объектов I и II классов опасности, то есть исключены объекты III класса опасности.
28 мая 2018 года в ООО "Газпром трансгаз Саратов" поступила заверенная копия распоряжения Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.05.2018 N 1917-РП/СО "О проведении плановой выездной проверки юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (далее - Распоряжение N 2).
Дата и номер Распоряжения N 2 соответствуют дате и номеру Распоряжения N 1.
Распоряжение N 2 предоставлено в Арбитражный суд Волгоградской области при рассмотрении настоящего дела по существу.
Заявитель не согласился с распоряжением от 21.05.2018 N 1917-РП/СО "О проведении плановой выездной проверки юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" и обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным, считая его таковым независимо от редакции.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части и признавая незаконным распоряжение Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.05.2018 N 1917-РП/СО "О проведении плановой выездной проверки юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" в части отсутствия указания в пункте 10 распоряжения реквизитов проверочного листа (списка контрольных вопросов), содержащих обязательные требования к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики при осуществлении федерального государственного энергетического надзора, счёл его не соответствующим требованиям закона и нарушающим права заявителя в указанной части. Давая оценку оспоренному распоряжению в остальной части, суд первой инстанции констатировал отсутствие совокупности условий для признания его недействительным в указанной части.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными.
Согласно апелляционной жалобе ООО "Газпром трансгаз Саратов" судом первой инстанции не дана оценка наличию двух вариантов обжалуемого распоряжения административного органа. Информация об изменениях, внесённых в первоначальное распоряжение о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО "Газпром трансгаз Саратов", в едином реестре проверок отсутствует. По мнению заявителя, Управлением никаких изменений в обжалуемый ненормативный акт не вносилось.
По мнению общества, неисполнение Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору своей обязанности по надлежащему утверждению проверочных листов в области промышленной безопасности не является основанием для неисполнения Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора постановления Правительства РФ от 04.08.2017 N 930 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок".
Нижне-Волжское управление Ростехнадзора не согласилось с решением суда первой инстанции в части удовлетворённых требований заявителя.
Согласно апелляционной жалобе Управление считает, что распоряжение о проведении плановой проверки не является ненормативным актом государственного органа, подлежащим обжалованию, поскольку не влечёт для заявителя правовых последствий. По мнению Управления, вывод суда о нарушении законных прав заявителя из-за отсутствия указания в пункте 10 оспоренного распоряжения реквизитов проверочного листа (списков контрольных вопросов), содержащих обязательные требования к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики при осуществлении федерального государственного энергетического надзора, не соответствует требованиям 11.3 статьи 9 Федерального закона 294-ФЗ. Отсутствие указания на проверочные листы в спариваемом распоряжении не нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности заявителя, поскольку проверочные листы лишь отражают вопросы, основанные на обязательных требований действующего законодательства, ссылка на которые имеется в обжалуемом распоряжении.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционных жалоб - в рассматриваемом случае несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий, ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением, действием, ненормативным правовым актом государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Апелляционная коллегия отклоняет довод Управления, что распоряжение о проведении плановой проверки не подлежит судебному обжалованию, поскольку не является ненормативным актом.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанное распоряжение соответствует критериям ненормативного правового акта: оно принято уполномоченным государственным органом в отношении конкретного хозяйствующего субъекта и содержит властное предписание, которым на данный субъект возлагаются обязанности, что влияет на его права в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, указанное распоряжение может быть обжаловано в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Проведение плановых и внеплановых проверок органами государственного контроля регламентируются Федеральным законом N 294-ФЗ.
Согласно пунктам 3, 5, 6, 7 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Утверждённый руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
В сводном плане проверок субъектов предпринимательства, утверждённом 29 декабря 2017 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в качестве проверяемых объектов ООО "Газпром трансгаз Саратов" указаны 228 опасных производственных объектов I и II классов опасности, эксплуатируемых филиалами общества. Указано, что плановая проверка юридического лица должна быть проведена Федеральным государственным энергетическим надзором по адресу местонахождения.
Судами обеих инстанций установлено, что 21 мая 2018 года Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора издано распоряжение N 1917-РП/СО "О проведении плановой выездной проверки юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (Распоряжение N 1), где в пункте 2 перечислены наименования и место нахождения опасных производственных объектов, подлежащих проверке: объекты I, II и III классов опасности. Срок проведения проверки составляет 30 рабочих дней с 28 мая 2018 года по 9 июля 2018 года (пункт 8).
В пункте 10 указаны обязательные требования и (или) требования, установленные муниципальными правовыми актами, соблюдение которых подлежит проверке.
Указание в пункте 2 Распоряжения N 1 объектов III классов опасности противоречило плану проверки, утверждённому Генеральной прокуратурой РФ и плану проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, утверждённому 26.10.2017 Нижне - Волжским управлением Ростехнадзора.
Как следует из материалов проверки по обращению ООО "Газпром трансгаз Саратов", представленных прокуратурой Саратовской области новая редакция распоряжения подготовлена в связи с изменением сроков проведения проверки с 28 мая 2018 года на 31 мая 2018 года.
28 мая 2018 года в ООО "Газпром трансгаз Саратов" поступила заверенная копия распоряжения Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.05.2018 N 1917-РП/СО "О проведении плановой выездной проверки юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (Распоряжение N 2).
Дата и номер Распоряжения N 2 полностью соответствуют дате и номеру Распоряжения N 1.
В представлении прокуратуры Саратовской области от 22 июня 2018 года, внесенном в адрес заместителя руководителя Нижне-Волжского Управления Ростехнадзора, указано, что проведение незаконной проверки объектов III класса опасности предотвращено в результате поступления в прокуратуру Саратовской области обращения ООО "Газпром трансгаз Саратов".
Таким образом, в новой редакции Распоряжения 1 объекты III класса опасности из перечня проверяемых исключены. В пункте 2 Распоряжения N 2 в качестве проверяемых объектов перечислено 228 опасных производственных объектов I и II классов опасности. Изменены сроки проведения проверки - с 31 мая 2018 года по 12 июля 2018 года (пункт 8).
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции верно счёл Распоряжение N 2 изменённой редакцией Распоряжения N 1 и дал оценку распоряжению Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 21.05.2018 N 1917-РП/СО "О проведении плановой выездной проверки юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" как единому документу с учётом внесённых уполномоченным органом изменений.
Учитывая изложенное, несостоятелен довод заявителя, что суд первой инстанции не дал отдельной оценки Распоряжению N 1 и Распоряжению N 2 и признал незаконным Распоряжение-2 в части отсутствия указания в пункте 10 распоряжения реквизитов проверочного листа (списка контрольных вопросов), содержащих обязательные требования к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики при осуществлении федерального государственного энергетического надзора, не рассмотрев требования общества относительно Распоряжения N1.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о незаконности оспоренного постановления как в первой, так и в последующей редакции, в обоснование которого заявитель сослался на требования пункта 4 Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного энергетического надзора, утверждённого приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 января 2015 года N 38, пунктов 16, 22 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N 415.
В федеральной государственной информационной системе "Единый реестр проверок", который ведётся в целях обеспечения учёта проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, и оператором которого является Генеральная прокуратура Российской Федерации, размещено распоряжение от 21.05.2018 N 1917-РП/СО в редакции Распоряжения N 2, согласно которой проверяемые объекты III класса опасности отсутствуют.
Исходя из заявленных требований общества правильность действий Управления по внесению изменений в Распоряжение от 21.05.2018 N 1917-РП/СО оценке не подлежала.
В соответствии с частями 11.1, 11.2, 11.3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов).
Обязанность использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) может быть предусмотрена при проведении плановых проверок всех или отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, обусловлена типом (отдельными характеристиками) используемых ими производственных объектов, а в случае осуществления видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, также отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определённому классу (категории) опасности.
Проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, составляющих предмет проверки. В соответствии с положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и осуществления вида государственного регионального контроля (надзора), муниципального контроля перечень может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, либо ограничить предмет плановой проверки только частью обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу части 11.5 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ при проведении проверки с использованием проверочного листа (списка контрольных вопросов) заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов) прикладывается к акту проверки.
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов) (пункт 5.1 части 2 Закона N 294-ФЗ).
Судами обеих инстанций установлено, что в пункте 6 распоряжения от 21.05.2018 N 1917-РП/СО указано, что проверка проводится с целью федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного энергетического надзора, осуществления мероприятий по контролю (надзору) и соблюдению Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно констатировал, что проверка ООО "Газпром трансгаз Саратов" проводилась как с целью федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, так и с целью федерального государственного энергетического надзора.
Согласно пункту 7 (1) Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N 1170, в редакции постановления Правительства РФ от 04.08.2017 N 930, вступившего в силу с 1 января 2018 года, должностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющие федеральный государственный надзор, при проведении плановой проверки обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) осуществляется при проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проверочные листы (списки контрольных вопросов) содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включённых в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Пунктом 4 (1) Положения об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 года N 610, в редакции постановления Правительства РФ от 04.08.2017 N 930, должностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющие государственный надзор, при проведении плановой проверки с 1 января 2018 года обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) осуществляется при проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проверочные листы (списки контрольных вопросов) содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Приказом Ростехнадзора от 21 декабря 2017 года N 557 утверждены формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), содержащих обязательные требования к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики и (или) требования безопасности в сфере теплоснабжения, которые подлежат применению при проведении плановых проверок поднадзорных субъектов (объектов) при осуществлении федерального государственного энергетического надзора
На дату вынесения оспариваемого распоряжения указанный приказ вступил в силу 14 мая 2018 года.
Таким образом, учитывая, что формы проверочных листов, содержащие требования в области промышленной безопасности, не утверждены, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что распоряжение от 21.05.2018 N 1917-РП/СО не соответствует изложенным требования закона в части отсутствия указания в пункте 10 распоряжения реквизитов проверочного листа (списка контрольных вопросов), содержащих обязательные требования к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики при осуществлении федерального государственного энергетического надзора.
Формы проверочных листов, содержащие требования в области промышленной безопасности, не утверждены. Доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 13.02.2017 N 177 "Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)" утверждённые формы проверочных листов подлежат опубликованию на официальных сайтах органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 6 Общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов).
Таким образом, суд пришёл к верному выводу об отсутствии нарушений, выразившихся в неуказании в оспоренном распоряжении, как в редакции Распоряжения N 1, так и в редакции Распоряжения N 2, реквизитов проверочных листов (списка контрольных вопросов), содержащих обязательные требования к обеспечению промышленной безопасности.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции, о несоответствии распоряжения Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.05.2018 N 1917-РП/СО "О проведении плановой выездной проверки юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" в части отсутствия указания в пункте 10 распоряжения реквизитов проверочного листа (списка контрольных вопросов), содержащих обязательные требования к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики при осуществлении федерального государственного энергетического надзора.
Кроме того суд первой инстанции верно констатировал, что отсутствие в пункте 10 распоряжения реквизитов указанного проверочного листа повлекло нарушение прав и законных интересов ООО "Газпром трансгаз Саратов", поскольку в акте проверки от 12 июля 2018 года N А-1917/24/226, составленном по результатам плановой выездной проверки общества, отражены нарушения, выявленные в сфере энергетического надзора, проверка в рамках которого проведена в отсутствие проверочных листов. В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ требования заявителя в указанной части правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Апелляционная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания распоряжения от 21.05.2018 N 1917-РП/СО незаконным в полном объёме, поскольку издание Управлением распоряжения от 21.05.2018 N 1917-РП/СО в первоначальной редакции Распоряжения N 1, в которую включены объекты III класса опасности, с учётом изменений, внесённых Распоряжением N 2, не нарушает прав и законных интересов ООО "Газпром трансгаз Саратов". Указанные нарушения устранены Управлением по результатам проведения проверки Прокуратуры Саратовской области. Кроме того, проверка объектов III класса опасности не проводилась, что подтверждено актом проверки от 12 июля 2018 года N А-1917/24/226.
Заявитель не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов оспоренным постановлением в указанной части.
С учётом требований части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении данной части заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, и само по себе несогласие с указанным решением не могут служить основаниями для его отмены.
Апелляционный суд считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 сентября 2018 года по делу N А12-17784/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-17784/2018
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ"
Ответчик: НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Средне-Поволжское Управление Ростехнадзора, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в Саратовской области Петриченко Михаил Петрович