г. Казань |
|
03 июня 2019 г. |
Дело N А12-25708/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Балкан Плаза" - Несмеяновой О.В., доверенность от 02.07.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балкан Плаза"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.12.2018 (судья Троицкая Н.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019
по делу N А12-25708/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Балкан Плаза" (ОГРН 5143443065794, ИНН 3459060183) г. Волгоград, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград, о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Балкан Плаза" (далее - заявитель, общество "Балкан Плаза", общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ТУ Росимущества в Волгоградской области) о признании незаконными действий заинтересованного лица, выраженных в отказе заявителю принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, подготовленного с целью согласования раздела земельного участка с кадастровым номером 34:34:030091:167; об обязании ТУ Росимущества в Волгоградской области устранить нарушение прав общества "Балкан Плаза" путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка (на схеме 34:34:030091:ЗУ2) площадью 831 кв. м и земельного участка (на схеме 34:34:030091:167:ЗУ1) площадью 1075 кв.м., входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 34634:030091:167 площадью 1906 кв.м, используемого для эксплуатации объекта недвижимого имущества с видом разрешенного использования земельного участка "под блок обслуживания", расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Рионская, 9а.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.12.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебными актами, общество "Балкан Плаза" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, нс основании договора от 26.04.2007 N 639 аренды земельного участка (далее - договор аренды от 26.04.2007), с учетом дополнительных соглашений к нему, обществу "Балкан Плаза" передан в аренду на срок до 31.07.2064 земельный участок, являющийся федеральной собственностью, площадью 1906 кв.м с кадастровым номером 34:34:030091:167 с разрешенным видом использования "под блок обслуживания".
На указанном земельном участке расположен объект недвижимого имущества - нежилая пристройка к многоквартирному жилому дому с кадастровым номером 34:34:03009:2996, расположенная по адресу: г. Волгоград, ул. Рионская, 9а, принадлежащая обществу "Балкан Плаза" на праве собственности, и договор аренды от 26.04.2007 был заключен именно с целью его эксплуатации.
Многоквартирный жилой дом, пристройкой к которому является объект недвижимости заявителя, расположен на примыкающей к указанному земельному участку территории и земельный участок, необходимый для его использования, не сформирован, на кадастровый учёт не поставлен.
Общество "Балкан Плаза" обратилось в ТУ Росимущества в Волгоградской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане путем раздела земельного участка с кадастровым номером 34634:030091:167 площадью 1906 кв.м. на два земельных участка площадью 1075 кв.м. и 831 кв.м с предоставлением земельного участка площадью 831 кв. м в аренду обществу.
ТУ Росимущество в Волгоградской области письмом от 29.06.2018 N 03/5226 сообщило обществу об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, мотивировав отказ тем, что представленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Приказ от 27.11.2014 N 762), представленная на утверждение схема расположения земельного участка разработана без учета материалов и сведений проекта планировки территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположений зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, при этом площадь земельного участка, образуемого для эксплуатации объекта недвижимости с кадастровым номером 34:34:030091:2996, принадлежащего на праве собственности обществу, не соответствует минимальному размеру земельного участка, необходимого для его эксплуатации.
Общество, полагая, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Заявитель обратился в суд с требованиями в порядке главы 24 АПК РФ.
По правилам главы 24 АПК РФ рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Статьей 11.10 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Так согласно подпунктам 1, 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, являются основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка
Приказом от 27.11.2014 N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
ТУ Росимущества в Волгоградской области отказывая обществу в согласовании схемы размещения земельного участка сослалось на нарушение заявителем пункта 7 приложения N 1 к Приказу от 27.11.2014 N 762, предусматривающей то, что при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Судами установлено, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленная обществом на утверждение в ТУ Росимущества в Волгоградской области, не содержит сведений о том, что при ее подготовке учитывались материалы и сведения государственного кадастра недвижимости, правил землепользования и застройки; в схеме отсутствуют сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линий, о местоположении зданий, сооружений.
Кроме этого, из материалов дела также усматривается, что вторым основанием для отказа заинтересованного лица в утверждении схемы расположения земельного участка являлось то, что заявителем при подготовке схемы расположения земельного участка не учтены требования по предельной минимальной площади земельного участка.
Одним из требований к образуемым земельным участкам согласно пункту 1 статьи 11.9 ЗК РФ является их соответствие предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2015 N 127-КГ15-6, оценка возможности раздела или изменения земельного участка должна решаться с учетом требований статьи 11.9 ЗК РФ, в частности о предельных минимальных размерах земельных участков (пункты 1, 2), недопустимости образования земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4). Размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, поставлен в зависимость не только от площади объекта капитального строительства, расположенного на таком участке, но и от назначения этого объекта, целей его использования.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки городского округа город -герой Волгоград, утверждены решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 N 36/1087.
Указанные правила устанавливают в городе Волгограде порядок использования и осуществления застройки территории Волгограда, основанный на градостроительном зонировании - делении всей территории городского округа на территориальные зоны и установлении для них градостроительных регламентов.
Суды обоснованно указали на неправильное понимание заявителем подпункта 3 пункта 8.4.1.4. Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград "Зона застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами 5 этажей и выше (Ж 3-1)", в соответствии с которым предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, не подлежат установлению.
Законодательством в данном случае не установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, между тем указанный пункт Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград содержит ряд ограничений. Таких как: предельная высота зданий, строений, сооружений - 75 м; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, - 3 м, в случаях совмещения границ земельных участков с красными линиями, а также при блокированной застройке на сопряженных земельных участках - 0 м; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка, -40%; максимальная общая площадь объектов капитального строительства нежилого назначения (за исключением объектов дошкольного, начального и среднего общего образования) на территории земельных участков - 1000 кв.м; минимальные размеры озелененной территории земельных участков - в соответствии с подпунктом 3.4 пункта 3 раздела 8.2 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград; при формировании земельных участков многоквартирных жилых домов части требуемых Правилам землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград придомовых открытых озелененных территорий (до 30% их площади) могут быть выделены для объединения в самостоятельные земельные участки внутриквартальных скверов (садов) ограниченного пользования; минимальное количество машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта на территории земельных участков - в соответствии с подпунктом 3.5 пункта 3 раздела 8.2 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград; минимальное количество мест на погрузочно-разгрузочных площадках на территории земельных участков - в соответствии с подпунктом 3.6 пункта 3 раздела 8.2 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград.
Суды первой и апелляционной инстанций, проверив произведенный расчет минимальной площади земельного участка в соответствии с пунктом 8.4.1.4. Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, признали его правильным и установили, что площадь земельного участка для эксплуатации объекта недвижимости с кадастровым номером 34:34:030091:2996, принадлежащего на праве собственности обществу, должна составлять не менее 1 652,25 кв.м., между тем общество просило утвердить схему расположения земельного участка площадью 831 кв.м и земельного участка площадью 1075 кв., что является нарушением требований указанного пункта Правил. Таким образом, в рассматриваемом случае площадь образуемого земельного участка не соответствует установленной предельной минимальной площади в соответствующей территориальной зоне, что также является препятствием для образования земельного участка согласно предложенной схемы расположения земельного участка.
Суды обеих инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь вышеназванными положениями действующего законодательства и соответствующими разъяснениями, установив наличие оснований для отказа в утверждении схемы земельного участка, а также отсутствие у заявителя нарушенных прав и законных интересов, правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Довод общества о том, что при расчете площади земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, не учтено примыкание нежилой пристройки к многоквартирному жилому дому и отсутствие сформированного земельного участка, что влияет на расчет минимальной площади, был предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно им отклонен, поскольку расчет площади земельного участка ТУ Росимуществом в Волгоградской области правомерно произведен им с учетом пункта 8.4.1.4. Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград.
Довод общества о применении судом первой инстанции утратившей силу редакции статьи 38 ГрК РФ также явился предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно им отклонен, поскольку в рассматриваемом случае предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, не могут быть установлены градостроительными регламентами и подлежат определению с учетом действующих Правил землепользования и застройки.
Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, не опровергают правильность выводов судов, в связи с чем подлежат отклонению.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что предлагаемый способ раздела земельного участка путем его выделения (образование земельного участка под нежилым помещением "блок обслуживания"), путем раздела существующего земельного участка без учета земельного участка, подлежащего формированию под всем жилым домом, к которому примыкает данное нежилое помещение, противоречит требованиям действующего земельного законодательства.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено, обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.12.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 по делу N А12-25708/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 июня 2019 г. N Ф06-47382/19 по делу N А12-25708/2018