г. Казань |
|
10 июля 2019 г. |
Дело N А55-18156/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Гурьевой Р.И.,
при участии представителей:
Самарской городской общественной организации "Зеленая роща" - Амировой Р.М. (доверенность от 18.10.2017),
Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области - Ряховой Л.В. (доверенность от 29.12.2018),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2018 (судья Якимова О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Лихоманенко О.А., Бажан П.В.)
по делу N А55-18156/2018
по заявлению Самарской городской общественной организации по организации отдыха "Зеленая роща" (ОГРН 1036303385964, ИНН 6311042710) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара о признании незаконным отказа в государственной регистрации, с участием третьих лиц: Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, администрации городского округа Самара, Территориального управления Росимущества в Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Самарская городская общественная организация по организации отдыха "Зеленая роща" (далее - СГОО "Зеленая роща") обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, Управление) о признании незаконным и отмене отказа Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 02.06.2008 N 6/12, содержащегося в уведомлении об отказе в осуществлении государственной регистрации права от 17.05.2018 N 63/001/502/2017-317; об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем государственной регистрации договора аренды лесного участка от 02.06.2008 N 6/12.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), привлечены: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара, администрация городского округа Самара, г.Самара, Территориальное управление Росимущества в Самарской области, г.Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019, заявленные требования удовлетворены признан незаконным отказ Управления в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 02.06.2008 N 6/12, содержащийся в уведомлении об отказе в осуществлении государственной регистрации права от 17.05.2018 N 63/001/502/2017-317, суд обязал Управление с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем государственной регистрации договора аренды лесного участка от 02.06.2008 N 6/12.
В кассационной жалобе Управления, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы, оспаривая судебные акты, указывает, что в кадастре недвижимости отсутствуют сведения о лесном участке с характеристиками, отраженными в представленном на государственную регистрацию договоре аренды от 02.06.2008 N 6/12, что служит объективным препятствием для совершения заявленного регистрационного действия.
В отзыве на кассационную жалобу Территориальное управление Росимущества в Самарской области поддерживает доводы заявителя кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 153 - 1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель СГОО "Зеленая роща" возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, между Департаментом лесного хозяйства Самарской области (арендодатель) и СГОО "Зеленая роща" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 02.06.2008 N 6/12.
Согласно пункту 1.1 договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности площадью 1,042 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору для осуществления рекреационной деятельности, расположенный по адресу: Самарская область, г.о.Самара, Самарское лесничество, квартал N 44, выдел 44, категория земель: земли лесного фонда.
Схема расположения и границы лесного участка, а также его характеристика приводятся в приложении N 1 и 5 указанного договора.
Земельный участок передан по акту приема-передачи от 04.07.2000.
Срок действия договора установлен с 02.06.2008 по 04.07.2025 (пункт 20 договора).
СГОО "Зеленая роща" обратилась в Управление с заявлением от 08.11.2017 N 63/001/502/2017-317 об осуществлении действий по государственной регистрации договора аренды в отношении лесного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.о.Самара, Самарское лесничество, квартал N 44, выдел 44.
Уведомлением от 16.11.2017 государственная регистрация договора приостановлена до 16.02.2018, в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о лесном участке площадью 10420, ввиду несоответствия представленного договора аренды правилам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, а также в связи с отсутствием акта приема-передачи земельного участка, указанного в приложении к договору.
Письмом от 17.05.2018 Управление уведомило об отказе в осуществлении государственной регистрации указанного договора, указав в качестве оснований отсутствие документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, а также, ссылаясь на то, что содержание документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, не соответствуют требованиям законодательства РФ.
СГОО "Зеленая роща", полагая, что противоречит действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Содержащиеся в судебных актах выводы не основаны на правильном применении норм материального права, применительно к установленным по делу обстоятельствам.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) 01.01.2007 введен в действие новый Лесной кодекс (далее - ЛК РФ), пунктами 1 и 2 статьи 4 указанного Федерального закона установлено, что договоры лесного фонда договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом в порядке переоформления в срок до 01.01.2009. Порядок приведения таких договоров был установлен действующим в тот период приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Приказ N 258), действовавшим до 15.03.2012.
При этом прекращение действия ранее заключенных договоров аренды участков лесных фондов и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда, в случае если они не были переоформлены до 01.01.2009, как на это указано в статье 4 Закона N 201-ФЗ, действующее законодательство не предусматривает.
Порядок приведения договора аренды участков лесного фонда, в соответствие с ЛК РФ, был утвержден Приказом N 258, где установлена особая форма переоформления ранее заключенных договоров на новые без проведения аукциона по правилам статьи 74 ЛК РФ.
Решение являлось основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Из анализа материалов дела следует, что СГОО "Зеленая роща" использовало участок лесного фонда по договору аренды от 04.07.2000 N 6, заключенного сроком на 25 лет, по результатам проведения закрытого конкурса (протокол конкурсной комиссии от 04.07.2000).
Таким образом, заключение договора аренды от 02.06.2008 N 6/12 произведено в целях приведения ранее существующего договора аренды в соответствии с ЛК РФ, действующим в настоящее время, в связи с чем процедура предоставления участка не должна производиться вновь.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2011 N 5342/11.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На момент заключения договора аренды лесного участка от 02.06.2008 N 6/12 действовали положения Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), постановления Правительства от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 N 273 в соответствии с ЛК РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 "Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда", а также Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса), утвержденной приказом Минюста РФ от 23.01.2002 N 18 (далее - Инструкция).
В силу статьи 4 Закона N 201-ФЗ для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В пункте 5 Инструкции предусмотрено, что договоры аренды лесного фонда подлежат государственной регистрации, права пользования возникают с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 6 указанной Инструкции для государственной регистрации предоставляются, в том числе, подлинники и копии плана участка лесного фонда, а также документы, содержащие описание участка лесного фонда, удостоверенные соответствующей организацией по учету объектов недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/13 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. В отношении таких участков осуществляется их государственный учет посредством внесения в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих их существование с характеристиками.
Таким образом, на момент заключения договора аренды от 02.06.2008 N 6/12 с приложением схемы и границ лесного участка, были соблюдены требования лесного законодательства, и не требовалось проведения кадастрового учета лесного участка.
В связи с данными обстоятельствами представленные на государственную регистрацию договора аренды документы, могли соответствовать статьям 17 и 20 Закона N 122-ФЗ, действующим на момент его переоформления.
Вместе с тем договор аренды в установленном Законом N 122-ФЗ порядке с 2008 года не был зарегистрирован, с соответствующим заявлением о государственной регистрации СГОО "Зеленая роща" обратилось только 08.11.2017.
Между тем в силу пункта 4.4 Закона N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ) до указанной в законе даты (01.01.2015) допускается распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета, при условии наличия плана лесного участка, вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав лесного участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный номер) само по себе не исключает применения к таким участкам этого правила.
Применительно к спорному случаю судами двух инстанций в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ, осуществлялась проверка законности отказа Управления Росреестра по Самарской области на соответствие Закону N 122-ФЗ, не учитывая, что с 01.01.2017 вступил в действие Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
При принятии решения об отказе от 17.05.2018 N 63/001/502/2017-317, Управление исходило из положений части 1 статьи 5, пункта 4 статьи 14, части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и пункта 7 Порядка, утвержденного приказом Минэкономравития от 16.12.2015 N 943.
В нарушение указанных норм действия регистрирующего органа на соответствие закону, действующего на момент принятия оспариваемого решения, проверены не были.
Положения статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ (в редакции от 29.07.2017 N 280-ФЗ), действующие на момент обращения за регистрацией договора аренды, предусматривают, что внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъекта РФ.
Пунктом 2 указанной нормы установлено, что внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).
В связи с чем судебные инстанции, применительно к спорному случаю, не дали правовой оценки является ли обязательным наличие в кадастре сведений о спорном участке для целей совершения в отношении него регистрационных действий.
При этом следует учесть, что при регистрации прав по переоформлению таких договоров в период действия Закона N 122-ФЗ, действовали Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, пункт 6 которых позволял осуществить регистрацию без предварительного осуществления кадастрового учета.
Не были предметом судебной оценки и основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которые по мнению регистрирующего органа, предусматривают обязанность государственной регистрации прав в ЕГРН при государственной регистрации, в том числе, обременения таких объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В связи с чем необходимо проверить законность отказа в регистрации договора аренды при отсутствии в реестре регистрации права Российской Федерации в отношении участка лесного фонда.
Необходимо учесть и правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 4890/14, согласно которой государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков, лесные участки без кадастрового учета признаются ранее учтенными объектами недвижимости, при этом план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным, в связи с чем в силу закона одинаковый статус ранее учтенных земельных участков имеют лесные участки в составе лесного фонда: в отношении которых имеется план; в отношении которых зарегистрированы вещные права и их ограничения; прошедшие государственный кадастровый учет без описания их границ в соответствии с требованиями кадастрового законодательства (в виде учетной записи в кадастре).
Учитывая изложенные принципы, регистрирующий орган должен исходить из того, что все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом "ранее учтенные" могут не иметь площади и границ, определенных в соответствии с законодательством о кадастре, отсутствует и законодательный запрет к отказу в государственном кадастром учете подобных участков, в том числе, образованных из них.
При таких обстоятельствах, поскольку, при разрешении спора судебные инстанции не осуществили правовую проверку оспариваемого решения государственного органа на соответствие закону и нормативным актам, которые были положены в основу такого решения, в силу пункта 2 статьи 288 АПК РФ судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 по делу N А55-18156/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Судебные расходы по кассационной жалобе распределить арбитражному суду, вновь рассматривающему дело.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Необходимо учесть и правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 4890/14, согласно которой государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков, лесные участки без кадастрового учета признаются ранее учтенными объектами недвижимости, при этом план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным, в связи с чем в силу закона одинаковый статус ранее учтенных земельных участков имеют лесные участки в составе лесного фонда: в отношении которых имеется план; в отношении которых зарегистрированы вещные права и их ограничения; прошедшие государственный кадастровый учет без описания их границ в соответствии с требованиями кадастрового законодательства (в виде учетной записи в кадастре)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 июля 2019 г. N Ф06-48737/19 по делу N А55-18156/2018
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-66222/20
18.06.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3250/20
21.01.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18156/18
10.07.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-48737/19
04.07.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-832/19
26.03.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-832/19
06.12.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18156/18