Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 октября 2020 г. N Ф06-66222/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
18 июня 2020 г. |
А55-18156/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Самарской городской общественной организации "Зеленая роща" - представителя Амировой Р.М. (доверенность от 18.10.2017),
от Управления Росреестра по Самарской области - представителя Ряховой Л.В. (доверенность от 26.12.2019 N 12-7341),
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Самарской городской общественной организации "Зеленая роща"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 января 2020 года по делу N А55-18156/2018 (судья Степанова И.К.),
по заявлению Самарской городской общественной организации "Зеленая роща", г. Самара,
к Управлению Росреестра по Самарской области, г. Самара,
с участием в деле в качестве третьих лиц - Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Администрации городского округа Самара, Территориального управления Росимущества в Самарской области, ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области,
о признании незаконными отказа в государственной регистрации и отказа во внесении сведений,
УСТАНОВИЛ:
Самарская городская общественная организация "Зеленая роща" (далее - заявитель, СГОО "Зеленая роща", организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, в котором просит признать незаконным отказ Управления Росреестра по Самарской области во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости от 24.07.2019 N 63-0-1-148/3301/2019-4586; обязать Управление Росреестра по Самарской области внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о лесном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Самарское лесничество, квартал N 44, выдел 44, категория земель: земли лесного фонда, как о ранее учтенном объекте недвижимости; признать незаконным и отменить отказ Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации договора аренды лесного участка N 6/12 от 02.06.2008, содержащийся в уведомлении об отказе в осуществлении государственной регистрации права от 17.05.2018 N 63/001/502/2017-317; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем государственной регистрации договора аренды лесного участка N 6/12 от 02.06.2008.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции были привлечены Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Администрация городского округа Самара, Территориальное управление Росимущества в Самарской области, ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019, заявленные требования удовлетворены признан незаконным отказ Управления в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 02.06.2008 N 6/12, содержащийся в уведомлении об отказе в осуществлении государственной регистрации права от 17.05.2018 N 63/001/502/2017-317, суд обязал Управление с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем государственной регистрации договора аренды лесного участка от 02.06.2008 N 6/12.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10.07.2019 решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 по делу N А55-18156/2018 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Судом кассационной инстанции суду первой инстанции указано на обязательность проверки действий регистрирующего органа на соответствие закону, действующему на момент принятия оспариваемого решения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 января 2020 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 21 января 2020 года по делу N А55-18156/2018 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В материалы дела поступил отзыв Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на апелляционную жалобу, в котором Министерство просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 21 января 2020 года по делу N А55-18156/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя, просил суд апелляционной инстанции оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Департаментом лесного хозяйства Самарской области (арендодатель) и СГОО "Зеленая роща" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 02.06.2008 N 6/12.
Согласно пункту 1.1 договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности площадью 1,042 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору для осуществления рекреационной деятельности, расположенный по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Самарское лесничество, квартал N 44, выдел 44, категория земель: земли лесного фонда.
Срок действия договора установлен с 02.06.2008 по 04.07.2025 (пункт 20 договора).
Схема расположения и границы лесного участка, а также его характеристика приводятся в приложении N 1 и 5 указанного договора.
Земельный участок Самарским лесхозом передан СГОО "Зеленя роща" по акту приема-передачи от 04.07.2000.
СГОО "Зеленая роща" обратилась в управление с заявлением от 08.11.2017 N 63/001/502/2017-317 об осуществлении действий по государственной регистрации договора аренды в отношении лесного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Самарское лесничество, квартал N 44, выдел 44.
Уведомлением от 16.11.2017 государственная регистрация договора приостановлена до 16.02.2018, в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о лесном участке площадью 10420, ввиду несоответствия представленного договора аренды правилам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, а также в связи с отсутствием акта приема-передачи земельного участка, указанного в приложении к договору.
Письмом от 17.05.2018 управление уведомило об отказе в осуществлении государственной регистрации указанного договора, указав в качестве оснований отсутствие документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, а также, ссылаясь на то, что содержание документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, не соответствуют требованиям законодательства РФ.
СГОО "Зеленая роща", полагая, что оспариваемый ненормативный акт противоречит действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При новом рассмотрении заявитель ссылается на то, что моментом возникновения гражданско-правовых отношений по аренде спорного участка является момент заключения договора аренды. 02.06.2008 департаментом лесного хозяйства Самарской области принято решение о переоформлении договора на аренду участка лесного фонда, подписанного 04.07.2000 между Самарским лесхозом и СГОО "Зеленая роща" на договор аренды лесного участка с указанием местоположения лесного участка: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 44, выдел 44 и вида использования лесных участков в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления рекреационной деятельности. На основании вышеуказанного решения между департаментом лесного хозяйства Самарской области и СГОО "Зеленая роща" был подписан по установленной форме договор аренды лесного участка N 6/12 от 02.06.2008, который затем представлен заявителем на государственную регистрацию в управление.
В настоящее время полномочия по вопросам договоров аренды лесных участков относится к компетенции Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Поэтому заявитель считает, что договор аренды, подписанный между департаментом лесного хозяйства Самарской области и СГОО "Зеленая роща" 02.06.2008, не является актом нового предоставления земельного участка, а является юридическим действием по приведению уже действующего договора в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации. Ссылаясь на положения ст.8 Лесного кодекса РФ и судебную практику, заявитель указывает на то, что соответствующий Федеральный закон, разграничивающий права на лесные участки, находящиеся в границах земель населенных пунктов, принят не был, в связи с чем, не может быть принят во внимание довод органа регистрации прав о необходимости регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок. Ссылаясь на Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, утвержденные Постановлением Правительства РФ 324 от 28.05.2007 (действовавшими в период переоформления спорного договора), на спорный договор, заявитель считает, что кадастровый паспорт не являлся безусловным документом, а кадастровый номер - обязательным условием договора, и не указание кадастрового номера не может являться основанием для отказа в регистрации договора. Заявитель считает представленные в адрес регистрирующего органа документы, а именно: договор на аренду участка лесного фонда N 6, договор аренды лесного участка N 6/12, выписка из протокола от 02.06.2008 N 02-09/224, а также выписка из государственного лесного реестра N1, свидетельствующими об однозначной идентификации лесного участка, а приложение N2 к договору является выписка из протокола заседания комиссии департамента лесного хозяйства Самарской области по приведению договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 02.06.2008 (пункт 25 договора).
При новом рассмотрении заявителем с учетом уточнения требований на основании ст. 49 АПК РФ заявлено о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости от 24.07.2019 N 63-0-1-148/3301/2019-4586, ссылаясь на предыдущую редакцию ч.1 ст.4.2 ФЗ РФ от 06.12.2006 N201-ФЗ "О введении в действие лесного кодекса РФ", согласно которой лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Заявитель считает, что в управлении должны содержаться сведения об указанном лесном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости.
Управление в обоснование возражений ссылается на направленный в ходе рассмотрения заявления СГОО "Зелёная роща" в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области межведомственный запрос относительно спорного земельного участка. Согласно полученному ответу от 02.08.2019 N 270502/18261 договор аренды лесного участка от 02.06.2008 N 6/12, заключенный с СГОО "Зелёная роща", исключён с 01.01.2011 из реестра лесопользователей лесных участков в составе земель лесного фонда на территории Самарской области" (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008). При этом информация об указанном земельном участке в государственном лесном реестре отсутствует (по причине его нахождения на землях иных категорий (земли населённых пунктов)). Управление полагает, что в отсутствии документов, содержащих сведения, которые позволяют считать спорный лесной участок ранее учтённым объектом недвижимости, оснований для осуществления заявленного учётно-регистрационного действия не имелось со ссылкой на ч.5, п.2 ч.8 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ. По мнению управления, заявителю следует иметь ввиду возможность реализации порядка осуществления государственного кадастрового учета вновь образованных земельных участков, а внесение в кадастр недвижимости сведений о спорном лесном участке является необходимым условием для проведения государственной регистрации ограничения права (обременения объекта недвижимости) в виде аренды.
В отношении оспариваемого отказа управления во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости от 24.07.2019 N 63-0-1-148/3301/2019-4586 управление считает данный отказ законным, т.к. не представлены документы, подтверждающий или устанавливающие право на земельный участок со ссылкой на тот же ответ от 02.08.2019 N 270502/18261 о том, что договор аренды лесного участка от 02.06.2008 N 6/12, заключенный с СГОО "Зелёная роща", исключён с 01.01.2011 из реестра лесопользователей лесных участков в составе земель лесного фонда на территории Самарской области, а также на решение Ленинского районного суда г. Самары от 16.11.2015 по делу N 2-3879/2015, согласно которому обязанность по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях г.о. Самара, на которых расположены городские леса, возложена на Администрацию г.о. Самара.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы управления судом первой инстанции поддержаны, а доводы заявителя были отклонены исходя из следующего.
Статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) 01.01.2007 введен в действие новый Лесной кодекс (далее - ЛК РФ), пунктами 1 и 2 статьи 4 указанного Федерального закона установлено, что договоры лесного фонда договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом в порядке переоформления в срок до 01.01.2009. Порядок приведения таких договоров был установлен действующим в тот период приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Приказ N 258), действовавшим до 15.03.2012.
При этом прекращение действия ранее заключенных договоров аренды участков лесных фондов и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда, в случае если они не были переоформлены до 01.01.2009, как на это указано в статье 4 Закона N 201-ФЗ, действующее законодательство не предусматривает.
Порядок приведения договора аренды участков лесного фонда в соответствие с ЛК РФ был утвержден Приказом N 258, где установлена особая форма переоформления ранее заключенных договоров на новые без проведения аукциона по правилам статьи 74 ЛК РФ.
Решение являлось основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Из материалов дела следует, что СГОО "Зеленая роща" использовало участок лесного фонда по договору аренды от 04.07.2000 N 6, заключенному сроком на 25 лет, по результатам проведения закрытого конкурса (протокол конкурсной комиссии от 04.07.2000).
Таким образом, заключение договора аренды от 02.06.2008 N 6/12 произведено в целях приведения ранее существующего договора аренды в соответствии с ЛК РФ, действующим в настоящее время, в связи с чем процедура предоставления участка не должна производиться вновь.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2011 N 5342/11.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На момент заключения договора аренды лесного участка от 02.06.2008 N 6/12 действовали положения Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), постановления Правительства от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 N 273 в соответствии с ЛК РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 "Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда", а также Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса), утвержденной приказом Минюста РФ от 23.01.2002 N 18 (далее - Инструкция).
В силу статьи 4 Закона N 201-ФЗ для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В пункте 5 Инструкции предусмотрено, что договоры аренды лесного фонда подлежат государственной регистрации, права пользования возникают с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 6 указанной Инструкции для государственной регистрации предоставляются, в том числе, подлинники и копии плана участка лесного фонда, а также документы, содержащие описание участка лесного фонда, удостоверенные соответствующей организацией по учету объектов недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/13, допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. В отношении таких участков осуществляется их государственный учет посредством внесения в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих их существование с характеристиками.
Таким образом, на момент заключения договора аренды от 02.06.2008 N 6/12 с приложением схемы и границ лесного участка, были соблюдены требования лесного законодательства, и не требовалось проведения кадастрового учета лесного участка.
В связи с данными обстоятельствами представленные на государственную регистрацию договора аренды документы, могли соответствовать статьям 17 и 20 Закона N 122-ФЗ, действующим на момент его переоформления.
Однако договор аренды в установленном Законом N 122-ФЗ порядке с 2008 года не был зарегистрирован, с соответствующим заявлением о государственной регистрации СГОО "Зеленая роща" обратилось только 08.11.2017.
В силу статьи 4.4 Закона N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ) до указанной в законе даты (01.01.2015) допускается распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета, при условии наличия плана лесного участка, вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав лесного участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный номер) само по себе не исключает применения к таким участкам этого правила.
В силу положений статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
С 01.01.2017 вступил в действие Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
При принятии решения об отказе от 17.05.2018 N 63/001/502/2017-317, управление исходило из положений части 1 статьи 5, части 4 статьи 14, части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и пункта 7 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития от 16.12.2015 N 943.
Согласно части 1 статьи 5, части 4 статьи 14, части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с:
1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 5 настоящей статьи;
2) возникновением права на образованный земельный участок в случаях, указанных в пунктах 8 - 10 части 5 настоящей статьи;
3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи);
4) переходом права на объект недвижимости;
5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона;
7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с пунктом 7 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития от 16.12.2015 N 943, в отношении каждого объекта недвижимого имущества в ЕГРН открывается раздел ЕГРН, состоящий из записей, содержащих:
сведения о характеристиках объекта недвижимости, в том числе позволяющих определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также об ограничении права на данный объект, обременении данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости до вступления в силу Закона (запись кадастра недвижимости);
сведения о праве собственности и иных вещных правах на этот объект недвижимого имущества, в том числе сведения о его правообладателе, о подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации ограничениях прав, обременениях недвижимого имущества и сделках с этим объектом недвижимого имущества (записи реестра прав на недвижимость).
В открытом на объект недвижимости разделе ЕГРН записи, содержащие сведения о вещных правах, ограничениях права, обременениях недвижимого имущества, сделках (записи реестра прав на недвижимость), могут отсутствовать только в случаях, установленных федеральным законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 4890/14, государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков, лесные участки без кадастрового учета признаются ранее учтенными объектами недвижимости, при этом план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным, в связи с чем в силу закона одинаковый статус ранее учтенных земельных участков имеют лесные участки в составе лесного фонда: в отношении которых имеется план; в отношении которых зарегистрированы вещные права и их ограничения; прошедшие государственный кадастровый учет без описания их границ в соответствии с требованиями кадастрового законодательства (в виде учетной записи в кадастре).
Согласно ответу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на межведомственный запрос относительно спорного земельного участка (от 02.08.2019 N 270502/18261) договор аренды лесного участка от 02.06.2008 N 6/12, заключенный с СГОО "Зелёная роща", исключён с 01.01.2011 из реестра лесопользователей лесных участков в составе земель лесного фонда на территории Самарской области. При этом информация об указанном земельном участке в государственном лесном реестре отсутствует (по причине его нахождения на землях иных категорий (земли населённых пунктов)). Данные обстоятельства Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебном заседании подтверждает. Таким образом, информация об указанном земельном участке в государственном лесном реестре отсутствует, документы, содержащие сведения, которые позволяют считать спорный лесной участок ранее учтенным объектом недвижимости, в материалах дела отсутствуют, а в силу закона одинаковый статус ранее учтенных земельных участков имеют лесные участки в составе лесного фонда: в отношении которых имеется план; в отношении которых зарегистрированы вещные права и их ограничения; прошедшие государственный кадастровый учет без описания их границ в соответствии с требованиями кадастрового законодательства (в виде учетной записи в кадастре).
Согласно части 2, части 5, пункта 2 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному о соответствии оспариваемых отказов управления Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действия (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Совокупности названных условий в рассматриваемом деле не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе заявителя не имеется.
Доводы жалобы, повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 января 2020 года по делу N А55-18156/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18156/2018
Истец: Самарская городская "Зеленая роща"
Ответчик: Управление Росреестра по Самарской области
Третье лицо: Администрация г.о. Самара, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Территориальное управление Росимущества в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-66222/20
18.06.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3250/20
21.01.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18156/18
10.07.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-48737/19
04.07.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-832/19
26.03.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-832/19
06.12.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18156/18