г. Казань |
|
15 июля 2019 г. |
Дело N А65-35960/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "ТАИФ-НК АЗС" - Полуниной А.Э. (доверенность от 25.12.2018 N 238),
муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Стахеевой К.Ю. (доверенность от 29.01.2019 N 1069/кзио-исх),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2019 (судья Хамидуллина Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 (председательствующий судья Сергеева Н.В., судьи Драгоценнова И.С., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-35960/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТАИФ-НК АЗС" (ОГРН 1041605006728, ИНН 1639028805), г.Казань, к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань, о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка, понуждении устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТАИФ-НК АЗС" (далее - ООО "ТАИФ-НК АЗС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "КЗиО ИК МО г.Казани") в выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 16:50:171302:39, расположенного по адресу: г. Казань, Приволжский район, ул. Оренбургский тракт, в границах и координатах согласно схеме, приложенной к заявлению от 10.09.2018 N 002-01-1768, для размещения стелы, изложенного в письме от 15.10.2018 N 13513/КЗИО-ИСХ; понуждении МКУ "КЗиО ИК МО г.Казани" в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о выдаче ООО "ТАИФ-НК АЗС" разрешения на использование вышеуказанного земельного участка для размещения стелы.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019, заявленные требования удовлетворены.
МКУ "КЗиО ИК МО г.Казани", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель МКУ "КЗиО ИК МО г.Казани", явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представитель ООО "ТАИФ-НК АЗС", явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалованные судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу с ограниченной ответственностью "Карсар" (далее - ООО "Карсар") на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 40 379 кв.м с кадастровым номером 16:50:171301:7 и автозаправочная станция N 13, включающая в себя: здание АЗС общей площадью 288,10 кв.м; здание мойки-мастерской общей площадью 527,70 кв.м; навес общей площадью 601,80 кв.м, расположенные по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Оренбургский тракт, д. 144, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи регистрации.
Между ООО "Карсар" (арендодатель) и ООО "ТАИФ-НК АЗС" (арендатор) заключен договор аренды имущества от 20.02.2017 N 120-17дк/26, по условиям которого ООО "ТАИФ-НК АЗС" в аренду на неопределенный срок предоставлены вышеуказанные объекты недвижимого имущества.
ООО "ТАИФ-НК АЗС" обратилось в МКУ "КЗиО ИК МО г.Казани" с заявлением от 11.09.2018 о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 9 кв.м с кадастровым номером 16:50:171302:39, расположенного по адресу: г. Казань, Приволжский район, ул. Оренбургский тракт, в целях размещения стелы, предупреждающей о наличии АЗС, сроком на 5 лет.
МКУ "КЗиО ИК МО г.Казани" письмом от 15.10.2018 N 13513/КЗИО-ИСХ отказало обществу в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения стелы, поскольку в соответствии Правилами благоустройства города Казани, утвержденными решением Казанской городской Дума от 18.10.2006 N 4-12, не допускается размещение объемно-пространственных композиций за границами земельного участка, принадлежащего собственнику, владельцу, пользователю, на котором располагается здание и место нахождения организации, индивидуального предпринимателя, а также земельного участка, предоставленного для эксплуатации или организации парковочных мест, а также ввиду того, что испрашиваемый для использования земельный участок расположен в границах проектных красных линий, в зоне скоростных дорог, дорог общегородского непрерывного и регулируемого движения.
ООО "ТАИФ-НК АЗС", полагая, что данный отказ противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что заявление ООО "ТАИФ-НК АЗС" соответствует требованиям, предусмотренным пунктами 8, 9 Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 N 416 (далее - Порядок от 05.06.2015 N 416), учитывая, что объект, который планируется установить на испрашиваемом для использования земельном участке, включен в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, а также принимая во внимание, что у МКУ "КЗиО ИК МО г.Казани" отсутствовали основания предусмотренные пунктом 14 Порядка от 05.06.2015 N 416 для отказа обществу в выдаче разрешения на использование спорного земельного участка для размещения стелы, руководствуясь статьями 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и вышеуказанными нормативными актами, удовлетворили заявленные требования.
При этом суды, руководствуясь статьями 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктами 3.1, 3.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), пунктом 31 Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118, пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 N860 "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода", учитывая специфику деятельности ООО "ТАИФ-НК АЗС", пришли к правильному выводу о том, что информация, которая планируется размещению на стеле, а именно: сведения об обществе, осуществляющем хозяйственную деятельность на АЗС N13, сведения о марках бензина (ассортименте товара), ценах на них, сведения о соответствии бензина стандартам топлива - не является рекламой в силу Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", поскольку не служит для формирования и поддержания интереса к юридическому лицу, виду его деятельности и реализуемой им продукции, а содержит сведения информационного характера, размещение которой обязательно в силу вышеуказанных федеральных законов.
Отклоняя довод МКУ "КЗиО ИК МО г.Казани" о том, что планируемая к размещению стела представляет собой объемно-пространственную композицию, размещение которой за пределами земельного участка, находящегося в аренде у общества в силу Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской Дума от 18.10.2006 N 4-12 (далее - Правила от 18.10.2006 N 4-12), не допускается, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что данная стела представляет собой малую архитектурную форму, относится к элементам благоустройства территории, и Правила от 18.10.2006 N 4-12 не содержат запрета по размещению элементов благоустройства территории за пределами земельного участка, правообладателем которого является заявитель.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание следующее.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, которым предусмотрены такие виды объектов как: элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории (пункт 4); геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки (пункт 8).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 N 416 утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с которыми размещение объектов осуществляется на основании разрешения исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан, осуществляющего в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, полномочия собственника, или органа местного самоуправление, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена (пункт 3).
Испрашиваемый для использования земельный участок для размещения стелы находится на территории муниципального образования г.Казани, относится к землям, право государственной собственности на которые не разграничено, в связи с чем размещение спорного объекта возможно на основании разрешения уполномоченного органа местного самоуправления, в данном случае МКУ "КЗиО ИК МО г.Казани".
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
При этом в силу статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в них, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.
Согласно пункту 11 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.
При этом правила благоустройства территории являются частью государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (пункт 7 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решением Казанской городской Думы от 18.10.2006 N 4-12 утверждены Правила благоустройства города Казани (далее - Правила от 18.10.2006 N 4-12).
В силу пункта 2 Правил от 18.10.2006 N 4-12 они обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии со статьей 6 Правил от 18.10.2006 N 4-12 средство размещения наружной информации (вывеска) - это элемент благоустройства территории, являющийся информационной конструкцией, устанавливаемой в месте нахождения организации и (или) непосредственно в месте осуществления реализации товара, оказания услуг в целях информационного оформления зданий и сооружений, в том числе некапитальных, для доведения до сведения потребителей информации, указание которой является обязательным в силу статьи 9 Федерального закона "О защите прав потребителей", а именно информации о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы, а также содержащей информацию, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота и не преследует целей, связанных с рекламой. Понятия "средства размещения наружной информации" и "средство наружной информации" идентичны.
Как указывалось выше, суды пришли к правильному выводу о том, что информация, которая планируется к размещению на стеле не является рекламой в силу Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", поскольку не служит для формирования и поддержания интереса к юридическому лицу, виду его деятельности и реализуемой им продукции, а содержит сведения информационного характера, размещение которых обязательно в силу федеральных законов.
Таким образом, стела, которая планируется к размещению на испрашиваемом для использования земельном участке, представляет собой средство размещения наружной рекламы.
В пункте 198.3 Правил от 18.10.2006 N 4-12 указан перечень видов средств размещения наружной информации, которые в силу пункта 167 Правил от 18.10.2006 N 4-12 относятся к элементам благоустройства и размещаются на основании проекта (паспорта), согласованного в установленном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что планируемая к размещению стела относится к малым архитектурным формам, а, следовательно, исходя из выводов судов, не относится к средствам наружной информации.
В соответствии с пунктом 90 Правил от 18.10.2006 N 4-12 к малым архитектурным формам относятся элементы декоративно-художественного оформления (скульптура, отдельно стоящие инсталляции, стрит-арт), отдельно стоящие указатели (стелы), устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, водные устройства, муниципальная мебель, коммунально-бытовое и техническое оборудование на территории города.
Из указанного следует, что к малым архитектурным формам не могут быть отнесены конструкции, в том числе стелы, на которых планируется размещение сведений информационного характера, доведение которых до потребителя обязательно в силу федеральных законов.
Таким образом, выводы судов о том, что стела, планируемая к размещению на земельном участке, относится к малым архитектурным формам, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Данная стела, на которой, как установлено судами, планируется размещение сведений информационного характера, доведение которых до потребителя обязательно в силу федеральных законов, может быть отнесена только к средствам размещения наружной информации.
При этом в пункте 198 Правил от 18.10.2006 N 4-12 предусмотрены определенные требования к размещению каждого из видов средств наружной информации.
Между тем, судами не установлено к какому виду средств наружной информации относится стела, размещение которой планируется обществом на испрашиваемом для использования земельном участке, и требования к размещению этой конструкции, предусмотренные пунктом 198 Правил от 18.10.2006 N 4-12.
Также судебная коллегия считает необходимым отметить, что в материалах дела отсутствует проект конструкции (стелы), которую ООО "ТАИФ-НК АЗС" планирует к размещению на вышеуказанном земельном участке, однако, данное обстоятельство имеет существенное значение, поскольку позволит определить, к какому виду средств наружной информации относится объект, который планирует разместить заявитель.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемый отказ противоречит требованиям действующего законодательства, являются преждевременными и сделаны при неполном установлении обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 подлежат отмене.
Принимая во внимание, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А65-35960/2018 на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 по делу N А65-35960/2018 отменить.
Дело N А65-35960/2018 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 90 Правил от 18.10.2006 N 4-12 к малым архитектурным формам относятся элементы декоративно-художественного оформления (скульптура, отдельно стоящие инсталляции, стрит-арт), отдельно стоящие указатели (стелы), устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, водные устройства, муниципальная мебель, коммунально-бытовое и техническое оборудование на территории города.
Из указанного следует, что к малым архитектурным формам не могут быть отнесены конструкции, в том числе стелы, на которых планируется размещение сведений информационного характера, доведение которых до потребителя обязательно в силу федеральных законов.
Таким образом, выводы судов о том, что стела, планируемая к размещению на земельном участке, относится к малым архитектурным формам, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Данная стела, на которой, как установлено судами, планируется размещение сведений информационного характера, доведение которых до потребителя обязательно в силу федеральных законов, может быть отнесена только к средствам размещения наружной информации.
При этом в пункте 198 Правил от 18.10.2006 N 4-12 предусмотрены определенные требования к размещению каждого из видов средств наружной информации.
Между тем, судами не установлено к какому виду средств наружной информации относится стела, размещение которой планируется обществом на испрашиваемом для использования земельном участке, и требования к размещению этой конструкции, предусмотренные пунктом 198 Правил от 18.10.2006 N 4-12.
Также судебная коллегия считает необходимым отметить, что в материалах дела отсутствует проект конструкции (стелы), которую ООО "ТАИФ-НК АЗС" планирует к размещению на вышеуказанном земельном участке, однако, данное обстоятельство имеет существенное значение, поскольку позволит определить, к какому виду средств наружной информации относится объект, который планирует разместить заявитель.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемый отказ противоречит требованиям действующего законодательства, являются преждевременными и сделаны при неполном установлении обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 подлежат отмене."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 июля 2019 г. N Ф06-49230/19 по делу N А65-35960/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-61237/20
25.06.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-62356/20
02.03.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-830/20
02.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-35960/18
15.07.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-49230/19
24.04.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4794/19
20.02.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-35960/18