г. Казань |
|
22 июля 2019 г. |
Дело N А72-6866/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Базуева Андрея Александровича
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.02.2019 (судья Лубянова О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 (председательствующий судья Лихоманенко О.А., судьи Засыпкина Т.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А72-6866/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Базуева Андрея Александровича (ОГРНИП 314730923200028, ИНН 730400039219), Ульяновская область, пос. Поливаново, к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г.Ульяновск, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, г.Ульяновск, об оспаривании отказов в утверждении схем земельных участков, понуждении устранить допущенные нарушения, при участии заинтересованных лиц: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области, г.Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация Кузоватовских Лесопромышленников" (ОГРН 1097313000146, ИНН 7313006363), Ульяновская область, р.п. Кузоватово, Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, г.Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Базуев Андрей Александрович (далее - ИП Базуев А.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Агентство) в утверждении схем расположения земельных участков площадью 8500 кв.м и 25000 кв.м, изложенного в письме от 07.12.2017; понуждении Агентства утвердить схемы расположения указанных земельных участков; признании незаконным отказа Агентства в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2954 кв.м, изложенного в письме от 11.04.2018; понуждении Агентства утвердить схему расположения земельного участка площадью 2954 кв.м.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.01.2019 с согласия ИП Базуева А.А. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.02.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Базуев А.А., не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ИП Базуеву А.А. на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Ульяновская область, Барышский район, пос. Поливаново: подъездной путь протяженностью 676 м с кадастровым номером 73:02:012101:158; здание лесопильного цеха с пристроями с кадастровым номером 73:02:012101:161; здание столовой с кадастровым номером 73:02:012101:163; здание тарного цеха с пристроями с кадастровым номером 73:02:012101:162; здание котельной с кадастровым номером 73:02:012101:166, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи регистрации.
В целях оформления права собственности на земельные участки под вышеуказанными объектами недвижимости ИП Базуев А.А. обратился в Агентство с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков площадью 8500 кв.м, 25000 кв.м, 2954 кв.м.
Письмами от 07.12.2017 N 8118 и от 11.04.2018 N 1856 Агентство отказало предпринимателю в утверждении схем расположения земельных участков площадью 8500 кв.м и 25000 кв.м, расположенных по адресу: Ульяновская область, Кузоватовский район, в 400-м к юго-западу от пос. Поливаново, и земельного участка площадью 2954 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, Кузоватовский район, в 200-м к юго-западу от пос. Поливаново, на кадастровом плане территории, поскольку данные земельные участки находятся на землях лесного фонда, в связи с чем Агентство рекомендовало заявителю обратиться с соответствующим заявлением в Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (в настоящее время Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области).
ИП Базуев А.А., полагая, что указанные отказы противоречат требованиям действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что испрашиваемые заявителем земельные участки, в отношении которых он просил утвердить схемы расположения на кадастровом плане территории, входят в границы земель лесного фонда, распоряжение которыми на момент принятия оспариваемых отказов осуществляло Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, в настоящее время Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, руководствуясь пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что оспариваемые отказы соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку Агентство неуполномочено распоряжаться указанными земельными участками, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о том, что испрашиваемые земельные участки не находятся в границах земель лесного фонда, в связи с чем уполномоченным органом по распоряжению данными земельными участками являлось Агентство, а с 01.01.2019 Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, несостоятелен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Порядок подготовки и утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории регламентирован в статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
ИП Базуев А.А. приобрел объекты недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемых земельных участках, по договорам купли-продажи недвижимости от 31.08.2015 и от 16.02.2016 у Подмарева Х.А., который в свою очередь приобрел их на торгах, организованных конкурсным управляющим Государственного предприятия "Поливановский леспромхоз".
В пункте 2 договоров купли-продажи недвижимости от 31.08.2015 и от 16.02.2016 предусмотрено, что согласно справки администрации муниципального образования "Поливановского сельского поселения" от 31.08.2008 N 481 земельный участок, занятый вышеуказанными зданиями, относится к категории земель государственного лесного фонда.
Согласно письму администрации муниципального образования "Кузоватовский район" Ульяновской области от 20.07.2018 N 1581 земельный участок, расположенный в кадастровом квартале 73:06:050501, по адресу: Ульяновская область, Кузоватовский район, в 200 м к юго-западу от пос. Поливаново Барышского района Ульяновской области, расположен на землях лесного фонда.
Из Генерального плана территории с.Лесное Матюнино Кузоватовского района Ульяновской области следует, что испрашиваемые предпринимателем земельные участки относятся к землям лесного фонда.
В соответствии с материалами лесоустройства и лесного плана, составленного 26.01.2009, испрашиваемые земельные участки относятся к землям лесного фонда и имеют местоположение: 26 квартал Налейкинского участкового лесничества Кузоватовского лесничества, данные участки внесены в государственный лесной реестр и являются частью участка с кадастровым номером 73:00:000000:6.
Право собственности на участок с кадастровым номером 73:00:000000:6 было зарегистрировано за Российской Федерации, о чем 26.01.2004 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости земельный участок с кадастровым номером 73:00:000000:6 поставлен на кадастровый учет 02.10.2007, почтовый адрес ориентира: Ульяновская область, Кузоватовский лесхоз, категория земель: земли лесного фонда, площадь 11 429 635 кв.м; право собственности на данный участок зарегистрировано за Российской Федерацией, а также зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация Кузоватовских лесопромышленников"; границы земельного участка с кадастровым номером 73:00:000000:6 не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства; сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в письме от 12.12.2018 N 14390 сообщило, что земельный участок, расположенный по адресу: муниципальное образование "Кузоватовский район", Кузоватовское лесничество, Кузоватовское участковое лесничество кварталы 1-137, Налейкинское участковое лесничество, кварталы 1-100, Безводовское участковое лесничество, кварталы 1-127; Балтийское участковое лесничество, кварталы 1-117 ликвидирован; данный земельный участок вошел в состав земельного участка с кадастровым номером 73:00:000000:6, из него образовались несколько десятков других земельных участков.
Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области указало, что согласно материалам лесоустройства и лесного плана испрашиваемые земельные участки относятся к землям лесного фонда и имеют местоположение: 26 квартал Налейкинского участкового лесничества Кузоватовского лесничества; данные участки внесены в государственный лесной реестр и являются частью участка с кадастровым номером 73:00:000000:6, в связи с чем распоряжение спорными земельными участками относится к компетенции Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской.
Согласно сведениям, представленным Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области, орган регистрации не располагает сведениями о земельном участке, в пределах которого расположен подъездной путь с кадастровым номером 73:02:01201:158; в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведениям о земельном участке площадью 45869400 кв.м с кадастровым номером 73:06:050501:667, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использованием: участок лесного фонда, расположенном по адресу: Ульяновская область, Кузоватовский район, муниципальное образование "Лесоматюнинское сельское поселение", Кузоватовское лесничество, Налейкинское участковое лесничество, кварталы 26-33, 39-48, 50-61, 69-71, 75-91, поставленном на государственный кадастровый учет 04.12.2014 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 73:00:000000:6; земельный участок с кадастровым номером 73:06:050501:667 находится в собственности Российской Федерации.
Сведения о земельном участке площадью 452 671 000 кв.м с кадастровым номером 73:00:000000:2071, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: защитные, эксплуатационные леса, расположенном по адресу: Ульяновская область, муниципальное образование "Кузоватовский район", Кузоватовское лесничество, Кузоватовское участковое лесничество кварталы 1-137, Налейкинское участковое лесничество, кварталы 1-100, Безводовское участковое лесничество, кварталы 1-127, Балтийское участковое лесничество, кварталы 1-117, внесены в Единый государственный реестр недвижимости со статусом "архивный".
Из пояснительной записки к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной с целью образования земельного участка с условным номером 73:06:050501:ЗУ1, расположенного по адресу: Ульяновская область, Кузоватовский район, в 200 м к юго-западу от пос. Поливаново, на котором находится подъездной путь протяженностью 676 м с кадастровым номером 73:02:012101:158, следует, что согласно документам территориального планирования Лесоматюшинского сельского поселения образуемый земельный участок расположен на землях лесного фонда.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что образуемые земельные участки, в отношении которых предприниматель просил утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположены на землях лесного фонда.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ИП Базуевым А.А. не представлены доказательства, опровергающие указанные выводы судов.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 N 452-П в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых отказов, на Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области возложены полномочия, в том числе по образованию лесных участков из земель лесного фонда, осуществление предоставления в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 N 16/299-П указанные полномочия по образованию и распоряжению лесными участками из земель лесного фонда переданы Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области.
Поскольку Агентство не обладает полномочиями по распоряжению лесными участками из земель лесного фонда и образованию таких земельных участков, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые отказы соответствуют требованиям действующего законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.02.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.02.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 по делу N А72-6866/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
...
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ИП Базуевым А.А. не представлены доказательства, опровергающие указанные выводы судов.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.02.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 июля 2019 г. N Ф06-48802/19 по делу N А72-6866/2018
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-48802/19
24.04.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4915/19
01.03.2019 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-6866/18
19.02.2019 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-6866/18