г. Казань |
|
23 июля 2019 г. |
Дело N А12-38934/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
при участии:
заявителя - Васильева А.В., представитель по доверенности от 21.08.2018,
ответчика - Евдокимовой М.В., представитель по доверенности от 26.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс-ГАЗ"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.01.2019 (судья Маслова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2019 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Антонова О.И., Волкова Т.В.)
по делу N А12-38934/2018
по заявлению Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области о прекращении действия свидетельства от 21.07.2016 серия 3401 N 000068 по маршруту N 109 "г. Волгоград (ВгТЗ) - Дачи "Приморье", выданного обществу с ограниченной ответственностью "Альянс-ГАЗ",
УСТАНОВИЛ:
Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - заявитель, Комитет, госорган) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о прекращении действия свидетельства от 21.07.2016 серия 3401 N 000068 по маршруту N 109 "г. Волгоград (ВгТЗ) - Дачи "Приморье", выданного обществу с ограниченной ответственностью "Альянс-ГАЗ" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Альянс-Газ").
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.01.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.
На основании поступившего в адрес госоргана обращения гражданина Вирченко Е.В. по вопросу ненадлежащего осуществления перевозок пассажиров на маршруте N 109 "г. Волгоград (ВгТЗ) - Дачи "Приморье", а именно несоблюдения количества выполняемых рейсов, предусмотренного расписанием движения транспортных средств, Комитетом 22.08.2018 принято решение о проведении контрольных мероприятий.
По результатам проверки должностным лицом госоргана 10.09.2018 составлен акт N 77/109-ВК, из которого следует, что 07.09.2018 с 08 час. 47 мин. по 10 час. 40 мин. на конечно остановочном пункте маршрута N 109 обществом перевозка пассажиров не осуществлялась или осуществлялась с нарушением времени прибытия/отправления автобусов в соответствии с утвержденным расписанием.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды нижестоящих инстанций установили, что контрольные мероприятия в отношении заинтересованного лица осуществлены Комитетом в пределах его полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения. Суды также подтвердили факт нарушения требований законодательства ООО "Альянс-ГАЗ", самовольно изменившего количество выполняемых рейсов, предусмотренного расписанием движения транспортных средств на маршруте, в связи с чем прекратили действие свидетельства от 21.07.2016 серия 3401 N 000068, на основании которого общество осуществляет перевозки по маршруту N 109 "г. Волгоград (ВгТЗ) - Дачи "Приморье".
Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
В кассационной жалобе заявитель настаивает на своей позиции, считая, что Комитетом не доказан факт нарушения общества требований Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кроме того, как указывает заявитель жалобы, ООО "Альянс Газ", в нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) контрольные мероприятия госорганом проведены в отсутствие представителя общества; общество о составлении акта проверки надлежащим образом не извещено; акт проверки составлен с нарушением данного Закона и подписан одним должностным лицом; акт также не выдан законному представителю ООО "Альянс-Газ".
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (часть 1 статьи 1).
Под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункта 1 статьи 2 настоящего Закона).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в рассматриваем случае Комитет осуществлял контроль в полном соответствии с требованиями, предусмотренными Положением о порядке осуществления контроля за выполнением условий государственного контракта или свидетельства об осуществлении перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области, утвержденного приказом Комитета от 11.04.2016 N 85-п (далее - Положение о порядке осуществления контроля за выполнением условий государственного контракта) в рамках Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Закона Волгоградской области от 29.12.2015 N 230-ОД "Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Волгоградской области".
Суды признали, что пунктом 4 Положения о порядке осуществления контроля за выполнением условий государственного контракта госорган наделен правом осуществлять контроль за исполнением перевозчиками условий государственного контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области. При этом внеплановый контроль за осуществлением перевозок осуществляется - при поступлении обоснованных жалоб и обращений граждан, организаций, органов местного самоуправления, органов государственного контроля и надзора, а также по поручению Губернатора Волгоградской области и его заместителей.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 указанного Положения контроль осуществляется в рамках соблюдения перевозчиком условий государственного контракта и свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области по вопросам выполнения перевозчиком утвержденного расписания движения автобусов.
По результатам проведения контроля уполномоченный орган в случае выявления нарушений условий государственного контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо направить перевозчику в течение 10 рабочих дней со дня проведения контроля требование на устранение выявленных нарушений (пункт 14 Положения о порядке осуществления контроля за выполнением условий государственного контракта).
В рассматриваемом случае Комитет квалифицировал допущенное обществом нарушение как грубое и обратился в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства, минуя стадию направления нарушителю требования об устранении выявленных нарушений, что не противоречит нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Таким образом, учитывая, что с момента выдачи свидетельства и по настоящее время ООО "Альянс-Газ" не обращалось в Комитет с заявлением об изменении количества выполняемых рейсов на маршруте и материалами дела подтверждено самовольное изменение партнерством количества выполняемых рейсов, а также, принимая во внимание то, что прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок является крайней мерой и направлено на прекращение деятельности недобросовестных перевозчиков и развитие здоровой конкуренции по данному виду деятельности, учитывая интересы населения населенного пункта по получению услуги по перевозке в областной центр, непринятие обществом мер, направленных на осуществление деятельности по перевозке в соответствии с расписанием, судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, положенных в основу принятых обжалуемых судебных актов.
ООО "Альянс-Газ" в материалы дела не представлено доказательств наличия каких-либо чрезвычайных ситуаций, вследствие которых было изменено количество выполняемых рейсов, а также доказательств принятия им мер, направленных на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок, предусмотренных расписанием движения транспортных средств на маршруте.
Судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм материального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами не допущено.
В связи с окончанием кассационного производства определение Арбитражного суда Поволжского округа от 22.05.2019 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Волгоградской области от 22.01.2019 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2019 по настоящему делу подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 статьи 283 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.01.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2019 по делу N А12-38934/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Волгоградской области от 22.01.2019 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2019 по делу N А12-38934/2018, принятое определением Арбитражного суда Поволжского округа от 22.05.2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в рассматриваем случае Комитет осуществлял контроль в полном соответствии с требованиями, предусмотренными Положением о порядке осуществления контроля за выполнением условий государственного контракта или свидетельства об осуществлении перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области, утвержденного приказом Комитета от 11.04.2016 N 85-п (далее - Положение о порядке осуществления контроля за выполнением условий государственного контракта) в рамках Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Закона Волгоградской области от 29.12.2015 N 230-ОД "Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Волгоградской области"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июля 2019 г. N Ф06-47940/19 по делу N А12-38934/2018
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-47940/19
11.07.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-47940/19
29.03.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2441/19
22.01.2019 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-38934/18