г. Казань |
|
19 июля 2019 г. |
Дело N А55-12548/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности и торговли Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2019 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019 (председательствующий Сергеева Н.В., судьи Драгоценнова И.С., Попова Е.Г.)
по делу N А55-12548/2018
по заявлению Министерства промышленности и торговли Самарской области к управлению Федерального казначейства по Самарской области, Федеральному казначейству, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Минпромторга России, администрации г.о. Самара, Администрации г.о. Тольятти, закрытого акционерного общества "Межрегиональная лизинговая компания", Министерства финансов Российской Федерации, Правительства Самарской области, о признании недействительным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности и торговли Самарской области обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать недействительным уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 10.11.2017 года N 07-04-04/09-2085, вынесенное УФК РФ в отношении Правительства Самарской области (министерства промышленности и технологий Самарской области); обязать Управление Федерального казначейства по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов министерства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Минпромторг России, Администрация г.о. Самара, Администрация г.о. Тольятти, закрытое акционерное общество "Межрегиональная лизинговая компания" (далее - ЗАО "Межрегиональная лизинговая компания"), Министерство финансов Российской Федерации, Правительство Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство промышленности и торговли Самарской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Самарской области проведена камеральная проверка использования средств федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектам Российской Федерации на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (Госпрограмма).
В ходе проведенной проверки выявлено бюджетное нарушение Министерством промышленности и торговли Самарской области условий предоставления (расходования) субсидий, предусмотренных пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), правилами предоставления субсидии на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 N 1027 (далее - Правила N 1027), условий Соглашения от 18.08.2015 N 15412.1615173.20.13 между Минпромторг России и Правительством Самарской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Самарской области на указанные цели.
По результатам проверки оформлен акт камеральной проверки от 22.09.2017, который вместе с другими материалами дела направлены в Федеральное казначейство для принятия решения о направлении в Минфин России уведомления о применении бюджетной меры принуждения от 10.11.2017 N 07-04-04/09-2085 в отношении Правительства Самарской области (Министерства промышленности и технологий Самарской области).
05 декабря 2017 года министром финансов Российской Федерации издан приказ N 1098 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета", на основании которого произведено списание средств в сумме 269 619 939 рублей 64 коп.
Не согласившись с произведенным возвратом средств из бюджета Самарской области, Министерство промышленности и технологий Самарской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, статьями 6, 31, 34, абзацев 3-5 статьи 129, пунктом 1 статьи 130, пунктом 3 статьи 132, пунктами 3, 6 статьи 166.1, пунктом 3 статьи 219, пунктом 3 статьи 265,статьей 269.2, пунктами 2, 3 статьи 269.2, статьей 270.2, пунктом 1 статьи 306.1, пунктом 2 статьи 306.2, пунктами 1, 5 статьи 306.3, статьей 306.8 БК РФ, пунктом 3 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 218, пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, абзацем 4 статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", пунктом 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации, пришли к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта УФК РФ.
Судебные инстанции исходили из того, что Правительством Самарской области (Министерством промышленности и торговли Самарской области) при использовании средств субсидий из федерального бюджета не обеспечено по истечении 250 дней со дня перечисления субсидии исполнение расходного обязательства в полном объеме, а также достижение значений показателей результативности представления субсидий. Транспортные средства (автобусы, работающие на газомоторном топливе, в количестве 123 единицы) Правительством Самарской области (Министерством промышленности и торговли Самарской области) не приобретены.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами судебных инстанций в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 N 1027 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Одной из подпрограмм Государственной программы является подпрограмма "Автомобильная промышленность".
Пунктом 1 Правил N 1027 предусмотрено, что субсидии на софинансирование затрат субъектов Российской Федерации на закупку газомоторной техники предоставляются субъектам Российской Федерации, в том числе для перечисления субсидии муниципальным образованиям, находящимся на территории данного субъекта, и (или) организациям, осуществляющим деятельность на территории таких субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований.
При этом Правила N 1027 не предусматривают закупку услуг лизинга (финансовой аренды) либо софинансирование закупки таких услуг по решению субъектов Российской Федерации, а предусматривают только лишь закупку газомоторной техники, то есть движимого имущества.
Кроме того, Правилами N 1027 предусмотрены сроки приобретения газомоторной техники за 2015 год, согласно которым с использованием средств субсидии на указанные цели она должна быть приобретена в течение 250 дней со дня перечисления субсидии.
Использование средств субсидии из федерального бюджета за пределами указанного срока не предусмотрено.
Пунктом 20 Правил N 1027 установлено, что в случае несоблюдения условий предоставления субсидии, субсидия подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений Правил N 1027 и БК РФ субъекты Российской Федерации не вправе изменять своими решениями, в том числе нормативными правовыми актами формы и направления расходов, осуществляемых за счет средств субсидий из федерального бюджета, поскольку такие средства имеют целевое назначение и предоставляются на условиях, установленных правилами, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми без исключения получателями средств федерального бюджета и участниками бюджетного процесса.
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что во исполнение Программы N 328 и Правил N 1027 между Минпромторг России и Правительством Самарской области заключено соглашение о предоставлении Субсидии на закупку газомоторной техники от 18.08.2014 N 15412.1615173.20.13 (далее - Соглашение N 15412.1615173.20.13), получателем Субсидии указано Правительство Самарской области, а исполнитель соглашения - Министерство промышленности и технологий Самарской области, поскольку средства подлежали зачислению на счет указанного министерства.
Предметом соглашения является предоставление за счет средств федерального бюджета субсидии бюджету Самарской области на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках Подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" в сумме 301 919 939,64 рублей.
Пунктом 1.2 Соглашения N 15412.1615173.20.13 и приложением N 1 к нему определены перечень газомоторной техники, марки, модели и категории с указанием количества, всего 123 единицы, на которые выделены Субсидии в следующих объемах: 105 000 000 руб. на автобусы ЛиАЗ-529370 за 42 единицы; 1 119 939,64 руб. на автобус ЛиАЗ 529370 за единицу; 150 000 000 руб. на автобусы ЛиАЗ 529371 за 60 единиц; 26 000 000 руб. на автобусы ПАЗ 320302-11 за 20 единиц, на общую сумму 282 119 939,64 рублей.
При этом, условиями Соглашения N 15412.1615173.20.13 не предусматривалась возможность закупки газомоторной техники путем оказания (приобретения) услуг лизинга (финансовой аренды) третьими лицами, в том числе с учетом ограничения срока закупки.
Во исполнении Правил N 1027 и Соглашения N 15412.1615173.20.13 Министерство промышленности и технологий Самарской области заключило с Администрацией города Самары соглашение от 15.10.2015 N 24 о предоставлении субсидий на приобретение автобусов, работающих на газомоторном топливе (далее - Соглашение N 24).
В соответствии с Соглашением N 24 бюджету городского округа Самара (далее - г.Самара) из бюджета Самарской области предоставлены Субсидия из федерального бюджета в размере 106 119 939,64 руб. и субсидия из бюджета Самарской области в размере 84 219 560,36 руб. на приобретение автобусов, работающих на компримированном природном газе, для предприятий и организаций пассажирского транспорта Самарской области в общей сумме 190 339 500 руб. Дополнительно к указанному объему средств предусмотрены расходы из бюджета г. Самара в размере 6 025 148,77 руб.
Условиями Соглашения N 24 предусмотрено, что г. Самара принимает субсидию и обеспечивает ее целевое использование в полном объеме. Установлены срок достижения значения показателя результативности предоставления субсидии не позднее 05.05.2016, а также методика расчета размера субсидии, подлежащей возврату из бюджета города в областной бюджет в случае не достижения на указанную дату значения показателя результативности предоставления субсидии. Закупка услуг лизинга (финансовой аренды) не предназначалась.
Платежными поручениями от 28.12.2015 N 529662 и N 401 субсидии в размере 190 339 500 руб. зачислены в бюджет г. Самара.
15 декабря 2015года Администрацией г. Самара в лице Департамента транспорта городского округа Самара во исполнение Соглашения N 24 заключен муниципальный контракт на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) 43 автобусов, работающих на газомоторном топливе, для нужд городского округа Самара N 0342300000115001250-0209204-01 (далее - Контракт) с ЗАО "Межрегиональная лизинговая компания" на сумму 527 798 571,12 руб., со сроком действия до 31.10.2020.
По условиями Контракта указанные автобусы ЗАО "Межрегиональная лизинговая компания" приобрело у общества с ограниченной ответственностью "Автомобильная компания" по договору поставки от 21.12.2015 N 72-171/15 на сумму 369 800 000 рублей.
При этом оплата обязательств по Контракту вышла за пределы сроков, установленных Правилами N 1027 и Соглашения N 24.
Оценив условия муниципального контракта суды сделали правильный вывод, что данная сделка является контрактом на приобретение услуг финансовой аренды (лизинга), и по своей сути, является изменением целевого назначения предоставленных средств субсидии.
Аналогичное положение возникло в связи с заключением Министерством промышленности и технологий Самарской области соглашений в городском округе Тольятти от 27.10.2015 N 26 на закупку автобусов (60 единиц), которому была предоставлена субсидия в размере 150 000 000 руб. из федерального бюджета.
Оценив условия муниципального контракта, заключенного между Администрацией г. Самара и ЗАО "Межрегиональная лизинговая компания", соглашения о предоставлении Субсидии на закупку газомоторной техники от 18.08.2014 N 15412.1615173.20.13, принимая во внимание положения Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", Правила предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 N 1027, установив, что Министерством при использовании средств субсидии из федерального бюджета не обеспечено по истечении 250 дней со дня перечисления субсидии исполнение расходного обязательства в полном объеме, а также достижение значений показателей результативности предоставления субсидии, а именно: газомоторная техника в рамках по обновлению подвижного состава не приобретена; Правилами N 1027 и Соглашением N 15412.1615173.20.13 не предусмотрена возможность закупки газомоторной техники путем оказания (приобретения) услуг лизинга (финансовой аренды) третьими лицами, в том числе с учетом ограничения срока закупки, установленного пунктами 16 и 17 Правил N 1027; оплата обязательств по Контракту вышла за пределы сроков, установленных Правилами N 1027 и Соглашением N 24; суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нарушении Министерством условий предоставления (расходования) средств субсидий из федерального бюджета.
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно отмечено, что бюджетная мера принуждения является способом принудительного возврата средств, предоставленных другому бюджету (в виде субсидий, иных межбюджетных трансфертов), в тот бюджет, из которого такие средства были предоставлены, и преследует своей целью восстановление нарушенного права публично-правового образования, которое предоставило средства, на расходование таких средств в соответствии с целевым назначением и(или) на условиях предоставления (расходования) средств межбюджетных трансфертов, которые определены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и правилами предоставления межбюджетных трансфертов, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации (обязательными для исполнения) в соответствии с федеральными законами.
Следовательно, бюджетная мера принуждения направлена на восстановление баланса интересов публично-правового образования, из бюджета которого были предоставлены средства межбюджетного трансферта.
Российская Федерация вправе вернуть собственные средства федерального бюджета, пресекая тем самым нарушение ее прав и прав других субъектов Российской Федерации, входящих в ее состав, на целевое использование средств федерального бюджета, а также на соблюдение получателями таких средств условий их предоставления и уважение принципа партнерства (равенства) при несении расходов в условиях софинансирования совместных с субъектами Российской Федерации программ развития (в рамках предметов совместного ведения, или предметов ведения субъектов Российской Федерации).
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что уведомление Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения от 10.11.2017 года N 07-04-04/09-2085 является законным и обоснованным, и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование заявителем положений бюджетного законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Следует отметить, что доводы, приведенные в кассационной жалобе относительно установленных обстоятельств, не могут быть приняты судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку доказательств, положенных в основу выводов арбитражных судов, что противоречит требованиям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Указанные доводы были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 АПК РФ), арбитражными судами не допущено.
Таким образом, суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019 по делу N А55-12548/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив условия муниципального контракта, заключенного между Администрацией г. Самара и ЗАО "Межрегиональная лизинговая компания", соглашения о предоставлении Субсидии на закупку газомоторной техники от 18.08.2014 N 15412.1615173.20.13, принимая во внимание положения Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", Правила предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 N 1027, установив, что Министерством при использовании средств субсидии из федерального бюджета не обеспечено по истечении 250 дней со дня перечисления субсидии исполнение расходного обязательства в полном объеме, а также достижение значений показателей результативности предоставления субсидии, а именно: газомоторная техника в рамках по обновлению подвижного состава не приобретена; Правилами N 1027 и Соглашением N 15412.1615173.20.13 не предусмотрена возможность закупки газомоторной техники путем оказания (приобретения) услуг лизинга (финансовой аренды) третьими лицами, в том числе с учетом ограничения срока закупки, установленного пунктами 16 и 17 Правил N 1027; оплата обязательств по Контракту вышла за пределы сроков, установленных Правилами N 1027 и Соглашением N 24; суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нарушении Министерством условий предоставления (расходования) средств субсидий из федерального бюджета."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 июля 2019 г. N Ф06-50280/19 по делу N А55-12548/2018