г. Казань |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А65-30583/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань - Мустафина Р.Р., доверенность от 29.12.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.01.2019 (судья Хафизов И.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Сергеева Н.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-30583/2018
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ", г.Набережные Челны к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,
Общества с ограниченной ответственностью "Ивановская текстильная компания", г.Иваново, о признании незаконным решения по делу N ТО4-242/2018 от 05.09.2018 г., об отмене предписания по делу N ТО4-242/2018 от 05.09.2018 г.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" (далее - заявитель, ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, антимонопольный орган), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Ивановская текстильная компания" (далее - третье лицо), о признании незаконным решения по делу N ТО4-242/2018 от 05.09.2018 г., об отмене предписания по делу N ТО4-242/2018 от 05.09.2018 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.01.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.01.2019 оставлено без изменения.
Антимонопольный орган, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит их отменить.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя антимонопольного органа, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела, 05.09.2018 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ рассмотрена жалоба на действия заказчика - ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" при проведении закупки на предмет: "поставка утепленных костюмов".
В отношении ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" вынесено Решение о признании жалобы обоснованной. Пунктом 2 Решения, ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" признано нарушившим требования части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N223-ФЗ) пункта 8.7.3.1 Положения о закупках товаров работ услуг и пункта 5.3.4 аукционной документации.
На основании Решения выдано Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, которым заявителю предписано отменить протокол, составленный в ходе проведения закупки и провести оценку заявок повторно.
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Суды отметили, что основанием для выводов ответчика о нарушении заявителем части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и пункта 8.7.3.1 Положения о закупках товаров работ услуг и пункта 5.3.4 аукционной документации, послужили следующие обстоятельства.
Заявителем проводилась закупочная процедура путем проведения аукциона в электронной форме. 19.07.2018 г. на официальном сайте http ://zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку костюмов утепленных в количестве 500 шт. (Закупка N 31806731807, электронная площадка РТС-тендер).
В соответствии с пунктом 4.1.2. Документации о проведении аукциона в электронной форме на поставку костюмов утепленных для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - аукционная документация) заявка на участие в электронном аукционе направляется участником аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих первую и вторую части заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно. Пунктами 3.2., 3.3. Документации установлены требования к содержанию первой и второй частей заявок.
Из материалов дела следует, что ООО "Ивановская текстильная компания" направило оператору электронной площадки заявку на участие в аукционе, состоящую из двух частей.
Согласно Протоколу N 31806731807-3 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 15.08.2018 г. закупочной комиссией Заявителя принято решение о несоответствии второй части заявки ООО "Ивановская текстильная компания" на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным пунктом 5.3.4. Документации - непредставление документов, определенных пунктом 3.3.1. аукционной документации, а именно: отсутствие анкеты участника сделки (по форме 4.1., приведенной в Разделе 4 "Образцы форм и документов для заполнения участниками аукциона"); отсутствие заполненной формы декларации соответствия субъектам малого и среднего предпринимательства (по форме 4.4., приведенной в Разделе 4 "Образцы форм и документов для заполнения участниками аукциона"); отсутствие декларации участника электронного аукциона о подтверждении статуса Производителя (по форме 4.5, приведенной в Разделе 4 "Образцы форм и документов для заполнения участниками аукциона" (для производителя Товара); или копии документа, подтверждающего статус официального представителя производителя (дилера, дистрибьютора, партнера и т.п.), выданного представителю производителем Товара (для официального представителя); отсутствие копии бухгалтерского баланса со всеми приложениями, включая отчет о прибылях и убытках за последний завершенный отчетный период.
Как указал антимонопольный орган, основанием для отклонения заявки Заявителя явилось непредставление документов.
При этом, по мнению антимонопольного органа, вторая часть заявки на участие в аукционе содержала все документы, указанные в пункте 3.3.1.5. аукционной документации.
Исходя из изложенного, антимонопольный орган сделал вывод, о том, что у Заказчика отсутствовали основания для признания заявки не соответствующей требованиям со ссылкой на непредставление документов, определенных пунктом 3.3.1 аукционной документации.
Суды, отклоняя доводы антимонопольного органа о нарушении заказчиком положений аукционной документации, правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" утверждено решением единственного участника N 24-2017 от 14.09.2017 г.
В соответствии с пунктом 3.2.1 аукционной документации Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно пункту 3.2.1.1 аукционной документации первая часть Заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товаров (работ, услуг), соответствующих требованиям документации электронного аукциона на условиях, предусмотренных документацией электронного аукциона (по форме 4.2. приведенной в Разделе 4 "Образцы форм и документов для заполнения участниками аукциона");
2) сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, работ, услуг. Показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара и иные предложения об условиях исполнения договора (по форме 4.2.1. приведенной в Разделе 4 "Образцы форм и документов для заполнения участниками аукциона").
Согласно пункту 3.3.1.5. аукционной документации вторая часть Заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
а) анкету участника сделки (по форме 4.1 приведенной в Разделе 4 "Образцы форм и документов для заполнения участниками аукциона");
б) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом Договора, или внесение обеспечения аукционной заявки, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой.
в) выписку из единого государственного реестра юридических лиц, (для юридических лиц), полученной не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона, выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), полученной не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона, копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц).
г) заполненную форму декларации соответствия субъектам малого и среднего предпринимательства по форме 4.4, приведенной в Разделе 4 "Образцы форм и документов для заполнения участниками аукциона".
д) декларацию участника электронного аукциона о подтверждении статуса Производителя (по форме 4.5., приведенной в Разделе 4 "Образцы форм и документов для заполнения участниками электронного аукциона") (для производителя Товара); или копию документа, подтверждающего статус официального представителя производителя (дилера, дистрибьютора, партнера и т.п.), выданного представителю производителем Товара; (для официального представителя).
е) копию бухгалтерского баланса со всеми приложениями, включая отчет о прибылях и убытках, за последний завершенный отчетный период.
В соответствии с пунктом 5.3.4 аукционной документации Заявка на участие в аукционе подлежит отклонению в случае:
- непредставления оригиналов и копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено аукционной документацией;
- несоответствия участника закупки требованиям к участникам аукциона, установленным аукционной документацией;
- несоответствия аукционной заявки требованиям к аукционным заявкам, установленным аукционной документацией;
- предоставления в составе аукционной заявки заведомо ложных сведений, наличие в аукционной заявке разночтений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.
- наличия вступивших в законную силу неисполненных судебных решений об удовлетворении (в полном объеме, частично) исковых требований (имущественного или неимущественного характера), по которым участник закупки выступал ответчиком перед ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ";
- наличия у участника закупки неисполненных просроченных более 3 месяцев обязательств перед ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ", в том числе появившихся в период проведения закупки, подтвержденных документами, в том числе решениями судов и претензиями, обосновывающими факт неисполнения обязательств;
- наличия у участника закупки договоров, расторгнутых (в течение 2х лет перед размещением извещения о закупке) в одностороннем порядке по инициативе ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ", и/ или расторгнутых (в течение 2х лет перед размещением извещения о закупке) в судебном порядке, в связи с неисполнением/ненадлежащим исполнением со стороны участника закупки обязательств по договору;
- наличия (в течение 2х лет перед размещением извещения о закупке) не предусмотренного договором письменного отказа, не связанного с нарушением обязательств ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ", со стороны участника закупки от исполнения Обязательств по договору, заключенному с ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ".
В соответствии с пунктом 8.7.3.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" участнику закупки будет отказано в признании его участником аукциона в случаях:
- непредставления оригиналов и копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено аукционной документацией, в том числе непредставления документа, подтверждающего внесение обеспечения аукционной документации.
Согласно пункту 4.1.2 аукционной документации Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих первую и вторую части заявки по адресу, указанному в разделе 3 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА". Указанные электронные документы подаются одновременно.
Как указал заявитель и не оспаривал антимонопольный орган, каждая из частей заявок размещаются (прикрепляются) участником в соответствующей графе (первая часть заявки, вторая часть заявки) на сайте оператора электронной площадки.
В соответствии с пунктом 5.1.1 аукционной документации в течение одного дня после окончания срока подачи заявок первые части заявок автоматически направляются на рассмотрение закупочной комиссии. Закупочная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным аукционной документацией в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Согласно протоколу N 31806731807-1 первые части заявок рассмотрены комиссией заказчика 10.08.2018. Все три заявки были признаны соответствующими требованиям.
Закупочной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в аукционе требованиям, установленным документацией электронного аукциона, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей документацией электронного аукциона. Для принятия указанного решения закупочная комиссия также рассматривает содержащиеся в реестрах участников закупки, получивших аккредитацию на электронной площадке, сведения об участнике аукциона, подавшем такую заявку на участие в электронном аукционе (пункт 3.3.3 аукционной документации).
Как следует из имеющихся в материалах дела доказательств и установлено судами, в нарушение пункта 3.3.1.5 аукционной документации, вторая часть прикрепленной заявки участника ООО "Ивановская текстильная компания" содержала исключительно один документ, а именно Акт экспертизы НТК, что подтверждается скриншотом страницы сайта оператора электронной площадки.
В этой связи суды признали, что в соответствии с пунктом 5.3.4. Документации, заявка третьего лица правомерно была отклонена заявителем, как несоответствующая требованиям установленным документацией. Действия заявителя не нарушают положения аукционной документации.
Довод о том, что необходимые документы были приложены ко второй части заявки, не нашел своего подтверждения.
Судами установлено, что участником закупки документы, указанные в пункте 3.3.1.5, были ошибочно прикреплены не ко второй, а к первой части заявки.
Довод антимонопольного органа о формальном подходе комиссии заказчика при рассмотрении вторых частей заявок и необходимости при рассмотрении второй части заявки ООО "Ивановская текстильная компания" обращения к документам, поданным ООО "Ивановская текстильная компания" вместе с первой частью заявки, был рассмотрен судами и ему дана надлежащая правовая оценка.
При этом судами обоснованно указано, что у членов закупочной комиссии отсутствует обязанность по запоминанию документов участника, представленных (ошибочно) вместе с первой частью заявок. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что комиссии каким-либо образом сообщалось о допущенной ошибке при подаче и оформлении соответствующих частей заявок и комиссия имела фактическую возможность среагировать и учесть документы (ошибочно приложенные в первую часть заявки) при оценке вторых частей заявок.
В соответствии с условиями аукционной документации, закупочная комиссия рассматривает вторые части заявок в том объеме, в котором направил оператор электронной площадки. Обязанность (либо возможность) рассмотрения совместно со вторыми частями заявок иных документов (в том числе приложенных к первым частям заявок) у закупочной комиссии отсутствует. При рассмотрении второй части заявок, документы, приложенные к первым частям заявок не присутствуют.
Как верно указали суды, в действиях комиссии заказчика отсутствуют нарушения положений аукционной документации при оценке второй части заявки участника. В данном случае участник закупки, допустив ошибку при формировании заявки на электронной площадке, принял риск неблагоприятных последствий, связанных необходимостью точного соблюдения условий аукционной документации при проведении электронных торгов.
Суд кассационной инстанции также соглашается с выводами судов о том, что действия Комиссии заявителя не являются нарушением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, поскольку совершены в полном соответствии с условиями аукционной документации. Следовательно, вывод ответчика о нарушении заявителем части 1 статьи 3 Федерального закона N 223 -ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" является необоснованным.
Положенные в основу кассационной жалобы антимонопольного органа доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.01.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 по делу N А65-30583/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
...
Как верно указали суды, в действиях комиссии заказчика отсутствуют нарушения положений аукционной документации при оценке второй части заявки участника. В данном случае участник закупки, допустив ошибку при формировании заявки на электронной площадке, принял риск неблагоприятных последствий, связанных необходимостью точного соблюдения условий аукционной документации при проведении электронных торгов.
Суд кассационной инстанции также соглашается с выводами судов о том, что действия Комиссии заявителя не являются нарушением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, поскольку совершены в полном соответствии с условиями аукционной документации. Следовательно, вывод ответчика о нарушении заявителем части 1 статьи 3 Федерального закона N 223 -ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" является необоснованным."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 июля 2019 г. N Ф06-48866/19 по делу N А65-30583/2018