г. Казань |
|
02 августа 2019 г. |
Дело N А55-291/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
инспекции Федеральной налоговой службы России по Красноглинскому району города Самары - Мельниковой Т.В., доверенность от 03.10.218,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Красноглинскому району города Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2019 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 (председательствующий Бажан П.В., судьи Драгоценнова И.С., Засыпкина Т.С.)
по делу N А55-291/2019
по заявлению администрации городского округа Самара к инспекции Федеральной налоговой службы России по Красноглинскому району города Самары, с участием третьих лиц: инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Самары, Геркушенко Ольги Андреевны, о признании недействительной записи,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Самара (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району города Самары (далее - ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары, инспекция, налоговый орган), с привлечением третьих лиц: инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Самары и Геркушенко Ольги Андреевны, о признании недействительной записи от 07.02.2018 за государственным регистрационным номером 2186313169140 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "СтройДом" (далее - ООО "СтройДом") в связи с исключением из Единого государственного peecтpa юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), внесенную инспекцией и обязании инспекции восстановить в ЕГРЮЛ сведения об обществе, как о действующем юридическом лице.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2019, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Признана недействительной запись от 07.02.2018 за государственным регистрационным номером 2186313169140 о прекращении деятельности ООО "СтройДом" в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лип и индивидуальных предпринимателей", внесенная инспекцией Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району города Самары.
На инспекцию Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району города Самары возложена обязанность восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц сведения об ООО "СтройДом", как о действующем юридическом лице.
Не согласившись с принятым судебными актами, ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в связи с публикацией в журнале "Вестник государственной регистрации" сведений о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, заявитель имел возможность выполнить требования действующего законодательства и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление о несогласии с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, указывает, что инспекцией соблюдена процедура исключения юридического лица ООО "СтройДом" из ЕГРЮЛ, действия инспекции соответствуют действующему законодательству.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов нижестоящих судов в силу следующего.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2014 в рамках дела N А55-15832/2014 с ООО "Стройдом" в пользу Министерства имущественных отношений Самарской области взыскано неосновательное обогащение в сумме 1 114 472 руб. 83 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 9 153 руб. 51 коп.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2016 произведена замена взыскателя на Администрацию городского округа Самара.
10 июня 2015 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области возбуждено исполнительное производство N 58373/15/63045-ИП.
13 октября 2017 года ИФНС по Красноглинскому району г. Самары принято решение N 12579 о предстоящем исключении ООО "Стройдом" из ЕГРЮЛ в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
07 февраля 2018 года инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ООО "Стройдом" в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
31 октября 2018 года постановлением судебным пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области исполнительное производство N 58373/15/63045-ИП прекращено по мотиву внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.
17 декабря 2018 года в адрес Администрации поступило постановление от 31.10.2018 о прекращении исполнительного производства N 5873/15/63045-ИП в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
Администрация, являясь кредитором ООО "Стройдом" и полагая, что действия инспекции по исключению данной организации из ЕГРЮЛ не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, поскольку общество имеет перед Администрацией не исполненные гражданско-правовые обязательства, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Признавая недействительной запись от 07.02.2018 за государственным регистрационным номером 2186313169140 о прекращении деятельности ООО "СтройДом" в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, внесенную инспекцией Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что на момент внесения оспариваемой регистрационной записи, ООО "СтройДом" формально отвечая признакам недействующего юридического лица, имело соответствующие гражданско-правовые обязательства, следовательно, действия регистрирующего органа по исключению ООО "СтройДом" из ЕГРЮЛ лишили Администрацию городского округа Самара возможности исполнения судебного акта о взыскании задолженности.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, основанными на правильном применении норм материального права в силу следующего.
Согласно пункту 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В силу пунктов 1, 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ лиц в порядке, предусмотренном названным Законом. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Между тем по смыслу и содержанию статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе исключить юридическое лицо из реестра лишь по формальным основаниям, указанным в пункте 1 названной нормы права.
Наличие данных признаков влечет исключение юридического лица из реестра только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.
Взаимосвязанные положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ, предусматривающие упрощенный (внесудебный) порядок исключения из ЕГРЮЛ, предусматривают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
Указанные нормы применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Кроме того, следует учитывать, что из положений статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ не следует, что не представление налоговой отчетности и не осуществление операций по банковскому счету само по себе является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим. Названная норма предполагает исключение из реестра фактически прекративших свою деятельность юридических лиц.
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что инспекцией принято решение от 13.10.2017 N 12579 о предстоящем исключении ООО "Стройдом" из ЕГРЮЛ, а в последствии 07.02.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ООО "Стройдом" в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ в связи с непредставление налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету указанным юридическим лицом в течении последних 12 месяцев.
Таким образом, формально имелись признаки того, что ООО "Стройдом" является недействующим юридическим лицом.
Поскольку в 3 месячный срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ с момента опубликования вышеуказанного решения заявлений и возражений относительно исключения указанного общества из реестра не поступило, регистрирующий орган в соответствии с пунктом 7 статьи 22 указанного Закона исключил недействующее юридическое лицо из реестра путем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Однако, на момент внесения инспекцией оспариваемой записи за государственным номером ГРН 2186313169140 от 07.02.2018 в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО "СтройДом", формально отвечая признакам недействующего юридического лица, в период, предшествовавший исключению из ЕГРЮЛ, имело перед заявителем неисполненные гражданско-правовые обязательства, о чем свидетельствуют: судебный акт по делу N А55-15832/2014, а также возбужденное 10.06.2015 и не оконченное в отношении должника исполнительное производство N 58373/15/63045-ИП.
Обращаясь в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ в суд с заявлением о признании недействительной спорной записи, Администрация сослалась на нарушение таким исключением своих прав и законных интересов ввиду утраты возможности принудительного взыскания с общества непогашенной задолженности перед заявителем.
При разрешении настоящего спора, суды нижестоящих инстанций обоснованно исходили не только из наличия у общества формальных признаков недействующего юридического лица, предоставляющих регистрирующему органу право исключить его из ЕГРЮЛ, но и учли интересы иных лиц, которые могут быть нарушены в результате совершения соответствующих регистрационных действий, в частности, охраняемые законом интересы взыскателя.
Непредставление в течение последних 12 месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения такой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному и обоснованному выводу, что принятие инспекцией в порядке статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ действий по исключению ООО "СтройДом" из ЕГРЮЛ при наличии у него неисполненных денежных обязательств, не соответствует требованиям Федерального закона N 129-ФЗ, очевидно нарушает права и законные интересы Администрации городского округа Самара.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.01.2012 N 143-О-О, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Таким образом, исключение общества из ЕГРЮЛ лишили Администрацию городского округа Самара возможности исполнения судебного акта о взыскании задолженности.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание наличие задолженности общества перед Администрацией, суды сделали правильный вывод об удовлетворении заявленных Администрацией требований.
Доводы жалобы признаются кассационной инстанцией несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 по делу N А55-291/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Непредставление в течение последних 12 месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения такой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному и обоснованному выводу, что принятие инспекцией в порядке статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ действий по исключению ООО "СтройДом" из ЕГРЮЛ при наличии у него неисполненных денежных обязательств, не соответствует требованиям Федерального закона N 129-ФЗ, очевидно нарушает права и законные интересы Администрации городского округа Самара.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.01.2012 N 143-О-О, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 августа 2019 г. N Ф06-50428/19 по делу N А55-291/2019