г. Казань |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А49-10480/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
ответчика - Тимофеева М.А. (доверенность от 29.07.2019 N 2872-1),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью СП "Синодское" Киреева Елена Вячеславовна
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 24.01.2019 (судья Учаева Н.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2019 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Засыпкина Т.С., Корнилов А.Б.)
по делу N А49-10480/2018
по заявлению конкурсного управляющего Киреевой Елены Вячеславовны (г. Пенза) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (ОГРН 1025801359539, ИНН 5836011815, г. Пенза) от 27.07.2018 по жалобе N 3-09/43-2018 в части, третьи лица: Гоголев А.Е. (г. Пенза), индивидуальный предприниматель Сухов М.В. (г. Пенза),
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий Киреева Елена Вячеславовна (далее - конкурсный управляющей, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным пункта 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - Пензенское УФАС России, антимонопольный орган) от 27.07.2018 по жалобе N 3-09/43-2018 в части вменяемых организатору торгов конкурсному управляющему ООО СП "Синодское" Киреевой Е.В. нарушений пункта 9 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Гоголев А.Е., индивидуальный предприниматель Сухов М.В.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 24.01.2019 по делу N А49-10480/2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2019, заявленные требования удовлетворены частично, пункт 2 решения Пензенского УФАС России в части признания организатора торгов, конкурсного управляющего ООО СП "Синодское" Киреевой Е.В., нарушившей пункт 9 статьи 110 Закона о банкротстве признан недействительным. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью СП "Синодское" Киреева Елена Вячеславовна просит отменить принятые по делу судебные акты в обжалуемой части, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель, третьи лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Поскольку заявителем кассационной жалобы принятые по делу решение и постановление обжалуются только в части, то суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов кассационной жалобы (часть 1 статьи 286 АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Пензенской области от 06.10.2014 по делу N А49-9858/2014 ООО СП "Синодское" признано банкротом, в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена Киреева Е.В.
На официальном сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) конкурсным управляющим ООО СП "Синодское" Киреевой Е.В. было размещено объявление от 13.07.2018 о проведении торгов. В данном объявлении указано, что торги, проводимые ранее, в том числе посредством публичного предложения, признаны несостоявшимися, и конкурсный управляющий объявляет о продаже имущества ООО СП "Синодское" путем заключения договора купли-продажи с лицом, первым предложившим цену не менее 1 134 207 руб. 90 коп. Далее в объявлении указано, что предложения принимаются 14.07.2018, 16.07.2018, 17.07.2018, 18.07.2018 с 9 час 00 мин до 10 час 00 мин по указанному адресу. Подведение итогов 18.07.2018 с 12 час 00 мин до 13 мин 00 мин. Ознакомление с имуществом проводится с 14.07.2018 по 18.07.2018 с 13 час до 14 час. Победителем торгов признается участник торгов, первым предложившим цену не менее 1 134 207 руб. 90 коп. С даты определения победителя торгов прием предложений прекращается.
Аналогичное объявление было опубликовано в газете "Коммерсантъ" на сайте 13.07.2018, в печатной версии - 14.07.2018.
Установлено, что протоколы об определении участников торгов по продаже имущества и о результатах торгов по продаже имущества были составлены 14.07.2018. Победителем торгов признан ИП Сухов М.В., который первым предложил цену в размере 1 500 001 руб. С этого момента, с 14.07.2018 прием заявок был прекращен.
Гоголев А.Е. обжаловал действия организатора торгов в антимонопольный орган, указывая на необеспечение одинаковых условий для всех желающих принять участие в торгах.
По результатам рассмотрения данной жалобы антимонопольный орган вынес решение по жалобе от 27.07.2018 N 3-09/43-2018, которым признал жалобу Гоголева Е.В. частично обоснованной, а организатора торгов, конкурсного управляющего ООО СП "Синодское" КиреевуЕ.В. - нарушившей пункт 9, 10, 14 статьи 110 Закона о несостоятельности.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
При рассмотрении дела суды руководствовались следующим.
Федеральным законодательством предусмотрена возможность обращения в антимонопольный орган, установлен порядок рассмотрения таких жалоб (части 1, 3 статьи 18.1, пункты 3.1, 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и в законе не содержится изъятий в отношении торгов, проводимых в ходе проведения банкротных процедур, следовательно, антимонопольный орган полномочен выносить решения в отношении организаторов торгов, в том числе конкурсных управляющих, о допущенных нарушениях при организации и проведении торгов.
На основании пункта 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 данного Закона, с учетом особенностей, определенных статьей 139 Закона о банкротстве. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.
Арбитражный управляющий является организатором торгов, который обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной этим законом (пункт 14 статьи 110 Закона о банкротстве).
Из совокупности норм статей 110, 111, 139 Закона о банкротстве следует, что реализация имущества должника производится путём проведения открытых торгов (в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, - закрытых торгов). Первоначальные и повторные торги проводятся в форме аукционов.
В соответствии с пунктом 14 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах.
В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов, продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
Иные процедуры, установленные в целях реализации имущества должника Положением о порядке продажи имущества должника, утверждённым собранием кредиторов, в случае, когда имущество должника не было реализовано на первых, повторных торгах и в ходе продажи путём публичного предложения, также должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей, то есть должны обеспечивать выбор победителя на конкурсной основе и отвечать признакам публичности.
Следовательно, любые процедуры, связанные с реализацией имущества должника в деле о банкротстве должны проводиться в форме конкурентных процедур, отвечать признакам публичности и по своей правовой природе являются торгами.
В пункте 15 Положения о реализации имущества должника (ООО СП "Синодское") предусмотрено, что заключение договора с лицом, первым предложившим цену не менее 10 % от цены продажи, установленной для последнего периода снижения цены на повторных торгах по реализации имущества должника, проводимых посредством публичного предложения, является торгами, которые проводятся не в электронной форме. Предусмотрена обязательная публикация информации об этих торгах в официальных источниках газете "Коммерсантъ" и на сайте ЕФРСБ.
Нормами пунктов 9, 10, 14 статьи 110 Закона о банкротстве предусмотрены общие требования к проведению торгов по реализации имущества должника, обеспечивающие соблюдение принципа публичности при их проведении, которые должны соблюдаться конкурсным управляющим при проведении указанной выше процедуры продажи имущества должника.
Как следует из материалов дела, нарушением, вменённым в вину конкурсному управляющему оспариваемым решением, является нарушении пункта 9 статьи 110 Закона о защите конкуренции. Конкурсный управляющий, размещая объявление о продаже имущества указал, что предложения принимаются 14.07.2018, 16.07.2018, 17.07.2018, 18.07.2018 с 9 час 00 мин до 10 час 00 мин по адресу, указанному в объявлении. Ознакомление с имуществом проводится с 14.07.2018 по 18.07.2018 с 13 час до 14 час. Однако фактически конкурсный управляющий уже 14.07.2018 определил победителя торгов и прекратил принимать заявки на участие в торгах.
Таким образом, организатор торгов не обеспечил возможность ознакомления потенциальных участников с подлежащим продаже имуществом должника и правоустанавливающими документами на него до начала приёма заявок на участие в торгах.
Пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложена обязанность при подготовке к проведению торгов осуществлять приём заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене имущества, подлежащего продаже.
При совершении указанных действий в соответствии с пунктом 14 статьи 110 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации и проведении торгов.
Из сообщений о торгах, опубликованном в газете "Коммерсантъ" и размещенным на сайте ЕФРСБ, следует, что подведение итогов 18.07.2018 с 12 час 00 мин до 13 час 00 мин. Победителем торгов признается участник торгов, первым предложившим цену не менее 1 134 207 руб. 90 коп. С даты определения победителя торгов прием предложений прекращается.
Судами установлено, что конкурсный управляющий прекратил приём заявок и предложений от желающих участвовать в торгах 14.07.2018 и в этот же день установил участников торгов, подвёл итоги торгов, определил победителя торгов и составил протокол о результатах торгов, в результате чего потенциальные желающие принять участие в торгах не имели возможность принять в них участие в даты, указанные в сообщениях, то есть 16.07.2018, 17.07.2018 и 18.07.2018.
Следовательно, суды пришли к обоснованному выводу о том, что конкурсный управляющий при проведении в данном случае вышеуказанной процедуры не исполнил обязанности, возложенные на него пунктами 10 и 14 статьи 110 Закона о банкротстве: не обеспечил приём заявок и предложений от желающих участвовать в торгах в дни, указанные в сообщениях о проведении торгов (16.07.2018, 17.07.2018 и 18.07.2018), не обеспечил равный доступ всех лиц, желающих принять участие в торгах, к участию в этих торгах.
При таких обстоятельствах вывод антимонопольного органа о нарушении конкурсным управляющим пунктов 10 и 14 статьи 110 Закона о банкротстве является верным.
Поскольку оснований для признания оспариваемого решения антимонопольного органа в части признания конкурсного управляющего нарушившим пункты 10 и 14 статьи 110 Закона о банкротстве судами не установлено, суды обоснованно отказали заявителю в удовлетворении требований в указанной части.
Выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых положения статей 65, 71 АПК РФ судами не нарушены.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и апелляционного суда и получили соответствующую оценку. Эти доводы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 24.01.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2019 по делу N А49-10480/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что конкурсный управляющий прекратил приём заявок и предложений от желающих участвовать в торгах 14.07.2018 и в этот же день установил участников торгов, подвёл итоги торгов, определил победителя торгов и составил протокол о результатах торгов, в результате чего потенциальные желающие принять участие в торгах не имели возможность принять в них участие в даты, указанные в сообщениях, то есть 16.07.2018, 17.07.2018 и 18.07.2018.
Следовательно, суды пришли к обоснованному выводу о том, что конкурсный управляющий при проведении в данном случае вышеуказанной процедуры не исполнил обязанности, возложенные на него пунктами 10 и 14 статьи 110 Закона о банкротстве: не обеспечил приём заявок и предложений от желающих участвовать в торгах в дни, указанные в сообщениях о проведении торгов (16.07.2018, 17.07.2018 и 18.07.2018), не обеспечил равный доступ всех лиц, желающих принять участие в торгах, к участию в этих торгах.
При таких обстоятельствах вывод антимонопольного органа о нарушении конкурсным управляющим пунктов 10 и 14 статьи 110 Закона о банкротстве является верным.
Поскольку оснований для признания оспариваемого решения антимонопольного органа в части признания конкурсного управляющего нарушившим пункты 10 и 14 статьи 110 Закона о банкротстве судами не установлено, суды обоснованно отказали заявителю в удовлетворении требований в указанной части."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 августа 2019 г. N Ф06-50001/19 по делу N А49-10480/2018