г. Казань |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А65-1218/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Садыковой А.Р. (доверенность от 10.10.2018 N 90),
ответчика - Кзязевой С.Л. (доверенность от 10.07.2019 N ИА/59104/19),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы России
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.03.2019 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Лихоманенко О.А., Засыпкина Т.С.)
по делу N А65-1218/2019
по заявлению акционерного общества "Судоходная компания "Татфлот" (ИНН 1655063726, ОГРН 1041621004633, пос. Нижнее Плато Введенского - Слободского с/п Верхнеуслонского района Республики Татарстан) об отмене постановления Федеральной антимонопольной службы России (г. Москва) от 17.12.2018 N 4-19.8-1617/00-04-18 и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Судоходная компания "Татфлот" (далее - АО "Судоходная компания "Татфлот", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 17.12.2018 N 4-19.8-1617/00-04-18 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 руб., и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.03.2019 по делу N А65-1218/2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019, заявление общества удовлетворено частично. Суд признал незаконным и отменил постановление от 17.12.2018 N 4-19.8-1617/00-04-18 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 19.8 КоАП РФ в части назначения наказания в размере штрафа, превышающего 75 000 руб., а в остальной части в удовлетворении заявления отказал.
В кассационной жалобе ФАС России просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов принято решение от 18.05.2018 N 16-11.01.00.003-Х-РДБК-Т-2018-02666/00 о предоставлении АО "Судоходная компания "Татфлот" права пользования частью акватории Куйбышевского водохранилища, расположенного в Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан в пределах 1569,0-1578,5 км. судоходного хода р. Кама, для разведки и добычи полезных ископаемых на месторождении "Сокольское-II-Смыловское", общей площадью 855 000 м2.
Общество получило в пользование часть акватории водного объекта площадью более 100 тыс. кв.м. В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил необходимо было после даты принятия соответствующего решения от 18.05.2018 направить в антимонопольный орган уведомление не позднее чем через 45 дней, то есть до 02.07.2018. Указанный срок заявителем нарушен, уведомление представлено антимонопольному органу 07.08.2018.
В действиях АО "Судоходная компания "Татфлот" установлены признаки нарушения пункта 4 Правил осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2014 N 314, далее - Правила), выразившиеся в нарушении установленных антимонопольным законодательством РФ порядка и сроков подачи уведомления о совершении сделки. ФАС России в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 30.10.2018 по делу N 4-19.8-1617/00-04-18, постановлением от 17.12.2018 N 4-19.8-1617/00-04-18 заявитель привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 19.8 КоАП РФ к штрафу в размере 150 000 руб.
Несогласие заявителя с постановлением об административном правонарушении послужило основанием для обращения в суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанности административным органом события и состава вменяемого обществу административного правонарушения. Суды не установили допущенных административным органом существенных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для применения в данном случае положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, для снижения назначенного обществу управлением административного штрафа до 75 000 руб.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 40 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования водных объектов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Порядок осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 40 ВК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 40 ВК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2014 N 314 утверждены Правила осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов.
Подпунктом "а" пункта 4 Правил установлено, что антимонопольный орган должен быть уведомлен лицом (группой лиц) о предоставлении ему (им) в установленном порядке в пользование части акватории водного объекта, если такое лицо (группа лиц) получает право пользования более чем 100 тыс. кв.м. акватории водного объекта, при условии, что до этого получения такое лицо (группа лиц) не имело прав пользования частью акватории водного объекта или имело право пользования менее чем 100 тыс. кв.м. акватории этого водного объекта, - не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких сделок, иных действий.
Факт нарушения АО "Судоходная компания "Татфлот" порядка (срока подачи) уведомления в антимонопольный орган о получении в пользование части акватории водного объекта площадью более чем 100 тыс. кв.м., установлен судами двух инстанций и подтверждается материалами дела.
С учетом изложенного, суды посчитали доказанными обстоятельства, послужившие основанием для принятия постановления о привлечении заявителя к административной ответственности и наличие состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Суд признал, что имеются основания для снижения назначенного обществу наказания в порядке приведенных положений статьи 4.1 КоАП РФ, исходя из оценки, в частности, характера совершенного заявителем административного правонарушения, характера производственной деятельности общества, конкретных обстоятельств дела. Эта оценка позволила суду прийти к выводу об избыточности ограничения прав юридического лица избранной антимонопольным органом мерой административной ответственности.
В кассационной жалобе ФАС России не опровергает обоснованность этого вывода, в том числе с учетом последствий противоправного деяния.
В этой связи суд кассационной инстанции не имеет процессуальных предпосылок для иной оценки выводов судебных инстанций относительно размера административного штрафа как отвечающего целям и принципам юридической ответственности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.03.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 по делу N А65-1218/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Суд признал, что имеются основания для снижения назначенного обществу наказания в порядке приведенных положений статьи 4.1 КоАП РФ, исходя из оценки, в частности, характера совершенного заявителем административного правонарушения, характера производственной деятельности общества, конкретных обстоятельств дела. Эта оценка позволила суду прийти к выводу об избыточности ограничения прав юридического лица избранной антимонопольным органом мерой административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 августа 2019 г. N Ф06-50605/19 по делу N А65-1218/2019