г. Казань |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А49-509/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка -Кузина С.В., доверенность от 18.12.2018, Луговского М.Н., доверенность от 24.12.2018, Антоненко А.В., доверенность от 24.12.2018,
общества с ограниченной ответственностью "Объединенные пензенские водочные заводы" - Башкиной Л.В., доверенность от 24.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Объединенные пензенские водочные заводы"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 (председательствующий судья Сергеева Н.В., судьи Драгоценнова И.С., Попова Е.Г.)
по делу N А49-509/2019
по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ОГРН 1097746136124, ИНН 7710747640) к обществу с ограниченной ответственностью "Объединенные пензенские водочные заводы" (ОГРН 1055803536997, ИНН 5837025458) об аннулировании лицензий, а также по встречному заявлению общества с ограниченной ответственностью "Объединенные пензенские водочные заводы" (ОГРН 1055803536997, ИНН 5837025458) к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (ОГРН 1097746136124, ИНН 7710747640) об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - ФС Росалкогольрегулирование) обратилась в арбитражный суд с заявлением об аннулировании выданных обществу с ограниченной ответственностью "Объединенные пензенские водочные заводы" (далее - Общество, ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ") лицензий: серии РА N 005788, регистрационный номер 58ПСН0007621 от 20.04.2018 на осуществление производства, хранения и поставок произведенной алкогольной продукции (спиртные напитки - водка, ликероводочные изделия, коньяки, слабоалкогольные напитки, виски, бренди, напитки русские традиционные на натуральном сырье) сроком действия с 20.04.2018 по 26.04.2021; серии РА N 002949, регистрационный номер 58 ПВН0004992 от 02.12.2015 на осуществление производства, хранения и поставок произведенной алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта) сроком действия с 02.12.2015 по 26.04.2021.
ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" обратилось в суд со встречным заявлением к ФС Росалкогольрегулирование о признании недействительным решения N 10/42 от 28.12.2018 о приостановлении действия лицензий серии РА N005788, регистрационный номер 58ПСН0007621 от 20.04.2018, серии РА N002949, регистрационный номер 58 ПВН0004992 от 02.12.2015.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 28.02.2019 в удовлетворении заявления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка об аннулировании выданных обществу с ограниченной ответственностью "Объединенные пензенские водочные заводы" лицензий: серии РА N 005788, регистрационный номер 58ПСН0007621 от 20.04.2018; серии РА N 002949, регистрационный номер 58ПВН0004992 от 02.12.2015 отказано.
Встречное заявление общества с ограниченной ответственностью "Объединенные пензенские водочные заводы" удовлетворено.
Признано недействительным решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка N 10/42-пр от 28.12.2018 "О приостановлении действия лицензий". На Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Объединенные пензенские водочные заводы".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019, решение Арбитражного суда Пензенской области от 28.02.2019 отменено, принят новый судебный акт, которым заявление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка удовлетворено.
Аннулирована лицензия серии РА N 005788, регистрационный N 58ПСН0007621 от 20.04.2018, выданная Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции (спиртные напитки - водка, ликероводочные изделия, коньяки, виски, бренди, слабоалкогольные напитки, виски, бренди, напитки русские традиционные на натуральном сырье), с 20.04.2018 по 26.04.2021 года обществу с ограниченной ответственностью "Объединенные Пензенские водочные заводы" (ИНН 5837025458).
Аннулирована лицензия серии РА N 002949, регистрационный N 58ПВН0004992 от 02.12.2015, выданная Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта), с 02.12.2015 по 26.04.2021 года обществу с ограниченной ответственностью "Объединенные Пензенские водочные заводы" (ИНН 5837025458).
В удовлетворении встречного заявления общества с ограниченной ответственностью "Объединенные пензенские водочные заводы" отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Объединенные пензенские водочные заводы", не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить полностью, оставить в силе решение Арбитражного суда Пензенской области от 28.02.2019.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, а выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. В жалобе ссылается на то, что вменяемые обществу в качестве оснований для аннулирования лицензий нарушения являлись предметом судебных разбирательств по делам N N А49-13201/2018, А49-13204/2018 и А49-14048/2018, им дана оценка, нарушения не нашли подтверждения.
В дополнении к кассационной жалобе общество уточнило заявленные требования - просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 отменить полностью, решение Арбитражного суда Пензенской области от 28.02.2019 изменить - в части встречного иска общества отказать в его удовлетворении, в части заявления об аннулировании лицензий решение суда первой инстанции оставить в силе.
Поскольку постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 обжалуется Обществом в части аннулировании лицензий серии РА N 005788, регистрационный номер 58ПСН0007621 от 20.04.2018; серии РА N 002949, регистрационный номер 58ПВН0004992 от 02.12.2015, судебный акт подлежит проверке в обжалуемой части.
Проверив законность постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы, указанные в кассационной жалобе, дополнении к ней и отзыве, заслушав представителей сторон, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления суда апелляционного инстанции в силу следующего.
Судебными инстанциями из материалов административного дела установлено, что ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" имеет лицензии серии РА N 005788, регистрационный номер 58ПСН0007621 от 20.04.2018 на осуществление производства, хранения и поставок произведенной алкогольной продукции (спиртные напитки - водка, ликероводочные изделия, коньяки, слабоалкогольные напитки, виски, бренди, напитки русские традиционные на натуральном сырье) сроком действия с 20.04.2018 по 26.04.2021; серии РА N 002949, регистрационный номер 58 ПВН0004992 от 02.12.2015 на осуществление производства, хранения и поставок произведенной алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта) сроком действия с 02.12.2015 по 26.04.2021.
На основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 20.08.2018 г. N 925 "О проведении внеплановой выездной проверки" по согласованию с прокуратурой Пензенской области (решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 23.08.2018 N 7-27/418-2018) проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ", по результатом которой выявлены факты оборота алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), а также повторного в течение одного года сообщения недостоверных сведений в декларациях об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда.
По итогам проверки Межрегиональным управлением Росалкогольрегулирование составлен акт проверки N У4-А838/06-14 от 19.09.2018, который послужил основанием для вынесения ФС Росалкогольрегулирования решения N 10/41 от 28.12.2018 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензий, решения N 10/42-пр от 28.12.2018 о приостановлении лицензий и для обращения в суд с заявлением об аннулировании выданных Обществу лицензий серии РА N005788, регистрационный номер 58ПСН0007621 от 20.04.2018, серии РА N002949, регистрационный номер 58 ПВН0004992 от 02.12.2015.
Отказывая в удовлетворении заявленных ФС Росалкогольрегулированием требований в части аннулировании выданных Обществу лицензий серии РА N 005788, регистрационный номер 58 ПСН0007621 от 20.04.2018, серии РА N 002949, регистрационный номер 58 ПВН0004992 от 02.12.2015, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях Общества вмененных ему нарушений норм действующего законодательства, предусмотренных в подпунктах 6 и 13 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции правомерно признал ошибочным данный вывод суда первой инстанции в рассматриваемом случае в силу следующего.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом N 171-ФЗ, а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.11.2001 N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" при решении вопроса и наличии в действиях лица признаков осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, судам следует исходить из того, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получения специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено другое), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (пункт 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа, основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является:
- оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе;
- повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда.
Данные квалифицирующие признаки для аннулирования лицензии установлены ФС Росалкогольрегулированием, с позицией которой правомерно согласился суд апелляционной инстанции в силу следующего.
По вопросу пересчета объёмов закупленного этилового спирта, исходя из крепости закупаемой продукции, установлено, что в 4 квартале 2017 года Обществом в декларации N 7 отражена закупка этилового спирта от производителей по коду 020 в количестве 290049,1 дал. В ЕГАИС за указанный период зафиксирована закупка 279997,2 дал, что в пересчете на физический объём составляет 286981,4 дал. Расхождение составляет 3067,1 дал или 1,05 %, и превышает допустимый предел погрешности (0,8%).
Согласно подпункту "г" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2006 N 396 "О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции" автоматические средства измерения, указанные в подпунктах, должны обеспечивать для каждого наименования готовой продукции учет объема безводного спирта в готовой продукции с содержанием этилового спирта не менее 38 процентов объема готовой продукции с относительной погрешностью не более 0,8 процента.
Суд апелляционной инстанции правильно согласился с позицией ФС Росалкогольрегулирования, что в рассматриваемом случае Обществом допущено нарушение статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ в части осуществления оборота этилового спирта, информация о котором не зафиксирована в ЕГАИС в установленном порядке, а именно осуществлена закупка 3067,1 дал этилового спирта без фиксации в ЕГАИС.
Сверка соответствия фактических объемов производства и оборота алкогольной продукции, отраженных в ЕГАИС, с информацией, передаваемой автоматическими средствами измерения в технические средства фиксации и передачи информации в ЕГАИС.
Согласно статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Согласно статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, сусла, виноградного сусла, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
Указанное основное технологическое оборудование и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.
Программно-аппаратные средства организаций, использующих указанное основное технологическое оборудование должны обеспечивать прием и передачу информации, полученной с использованием автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и (или) автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (вместе с "Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) (далее - Правила функционирования ЕГАИС), организации, использующие основное технологическое оборудование для производства этилового спирта и организации, использующие основное технологическое оборудование для производства алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, представляют в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств информацию:
- объем (в декалитрах) произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения, а также объем использования сырья для производства готовой продукции;
- объем (в декалитрах) безводного (100-процентного) спирта в произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения.
Приказом от 21.05.2014 N 149 утверждена "Заявка о фиксации в ЕГАИС сведений о постановке продукции на баланс" (Приложение N 5, пункт 5.5 и 5.5.1). В пункте 5.5.1 указано, что сведения о постановке продукции на баланс представляются организациями по месту их нахождения в течение рабочего дня после фактического поступления на баланс продукции.
По вопросу нарушения Обществом установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в части осуществления оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС.
В ЕГАИС Обществом в 3 квартале 2017 года отражено производство этилового спирта по коду 020 в объеме 408,2 дал, в то время как сырье, образованное в рамках фиксации исправимого брака, должно быть поставлено на баланс с указанием кода вида продукции "350 - другая спиртосодержащая пищевая продукция".
На основании приложения N 1 к приказу Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 код продукции 020 соответствует спирту этиловому ректификованному из пищевого сырья.
Согласно полученным объяснениям у организации при производстве возник исправимый брак алкогольной продукции (водки) в количестве 20410 бут (408,2 дал без водного спирта). В целях дальнейшего использования этилового спирта из исправимого брака, произведена фиксации слива исправимого брака водки путем создания производственного отчета.
Вместе с тем, Общество не является производителем спирта этилового ректификованного и сырье, образованное в рамках фиксации исправимого брака, должно быть поставлено на баланс с указанием кода вида продукции "350 - Другая спиртосодержащая пищевая продукция", так как в силу положений нормативных правовых актов не является спиртом этиловым ректификованным из пищевого сырья (код продукции 020).
Нормами Федерального закона N 171-ФЗ, ГОСТом 12712-2013 "Водки и водки особые. Общие технические условия" не предусмотрено производство водки из исправимого брака водки.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.
Таким образом, исправимый брак, полученный в ходе производства алкогольной продукции, никак не может быть принят за этиловый спирт, так как таковым не является, и не может быть использован при производстве водки.
Приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 утверждены формы заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции.
Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка создана общедоступная база по информационным системам Росалкогольрегулирования - wiki.egais.ru.
Согласно информации, размещенной в вышеуказанной базе:
- отчет о производстве в УТМ - электронная заявка в УТМ предназначенная для отражения объема производства продукции и списания сырья, потраченного на ее производство.
При осуществлении "слива" готовой алкогольной продукции и её дальнейшей переработки в ЕГАИС необходимо фиксировать "Акт о браке продукции" с указанием оснований для списания продукции в ЕГАИС "Порча. Списание объема продукции, не подлежащей дальнейшей реализации (бой, срок годности, порча)".
Для фиксации остатков сырья, образованного в рамках фиксации исправимого брака, используется акт постановки на баланс на 1 регистр в УТМ с указанием основания "Собственное производство/сливы продукции". Фиксация акта производится в ручном режиме, сотрудниками МРУ Росалкогольрегулирования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
На основании пункта 9 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ спиртные напитки - алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к винным напиткам.
При этом, согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ водка - спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56 процентов объема готовой продукции.
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ 12712-2013 "Водки и водки особые. Общие технические условия" (с Поправкой) водка: Спиртной напиток, который произведен на основе ректификованного этилового спирта из пищевого сырья и исправленной воды, крепостью от 37,5% до 56%, представляющий собой бесцветный водно-спиртовой раствор с мягким присущим водке вкусом и характерным водочным ароматом.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.
Согласно подпункту 4.2.1 пункта 4.2 "Требования к сырью и материалам" ГОСТ 5962-2013 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия" этиловые ректификованные спирты:
- "Люкс" - вырабатывают из различных видов зерна и их смеси в различных соотношениях;
- "Экстра" - вырабатывают из различных видов зерна и их смеси в различных соотношениях, смеси зерна и картофеля (количество крахмала картофеля в смеси не должно превышать 60%);
- "Альфа" - вырабатывают из пшеницы, ржи или из смеси пшеницы и ржи в различных соотношениях;
- "Базис" - вырабатывают из любого сырья сельскохозяйственного происхождения (за исключением фруктового).
Принимая во внимание, что сырье, образованное в рамках фиксации исправимого брака, должно быть поставлено на баланс с указанием кода вида продукции "350 - Другая спиртосодержащая пищевая продукция", так как в силу положений нормативных правовых актов не является спиртом этиловым ректификованным из пищевого сырья (код продукции 020), суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Обществом установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в части несоблюдения требований статьи 2,14, 26 Федерального закона N 171-ФЗ, пункта 5.5.1 Порядка в части осуществления оборота этилового спита, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о котором не зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС.
По вопросу представления Обществом сведений в ЕГАИС об отгрузке алкогольной продукции с нарушением сроков, установленных действующим законодательством Российской Федерации, а именно от одного до шестнадцати дней.
Проверка полноты и достоверности сведений, отраженных в декларациях, зафиксированных в ЕГАИС, в том числе:
- соблюдение сроков представления заявок о фиксации информации в ЕГАИС;
- соответствие фактическим объемам производства алкогольной продукции, указанным в первичных и бухгалтерских документах;
- наличие и надлежащее ведение журнала учета объемов производства и оборота, за исключением розничной продажи и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Порядка заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
В полях "6. Номер документа" и "7. Серия документа" указываются соответственно номер и серия товарно-транспортной накладной, сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, поля заполняются оператором организации - поставщика продукции.
В поле "5. Дата отпуска груза" указывается соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, поле заполняется оператором организации - поставщика продукции.
Следовательно, организации обязаны фиксировать сведения о поставках алкогольной продукции в системе ЕГАИС, отражая "номер и серию" сопроводительных накладных, сопровождающих оборот алкогольной продукции и "дату" фактической отгрузки алкогольной продукции до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно представленным товарно-транспортным накладным и заявкам о фиксации в ЕГАИС сведений о поставке (отгрузке) алкогольной продукции поставки алкогольной продукции фиксировались Обществом в ЕГАИС после фактического выезда транспортного средства с продукцией с его территории.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о нарушении Обществом в рассматриваемом случае пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ, пункта 21 Правил функционирования ЕГАИС, пункта 5.1.1 Порядка, в части нарушения сроков фиксации информации в ЕГАИС об отгрузках алкогольной продукции.
По вопросу расхождения в сведениях о производстве Обществом алкогольной продукции в 2017 году.
В пункте 5.3 акта проверки отражены выявленные расхождения в сведениях Общества о производстве алкогольной продукции в 1, 2, 3, 4 кварталах 2017 года, содержащихся в ЕГАИС и декларациях об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларациях N 3). Общество неверно отражало сведения о производстве алкогольной продукции, что привело к искажению информации в декларации N 3, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ является основанием для аннулирования лицензий (повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях).
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно декларации N 4 объём виноматериала фруктового по коду 322, использованного на производство алкогольной продукции в 2017 году составил 1109,3 тыс. дал. При этом объём произведенных фруктовых вин в указанный период составил 805,8 тыс. дал. Разница составляет 303,5 тыс. дал.
При этом, емкостное оборудование бродильного отделения, в котором осуществляется производство вина фруктового (плодового) не позволяет единовременно хранить 303,5 тыс. дал виноматериала.
В акте плановой выездной проверки N у4-а355/10-07 от 09.06.2017 указано, что в купаже винных напитков без добавления этилового спирта, производимых: по ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия", используются виноматериалы фруктовые (плодовые) по ГОСТ Р 52836-2007, сахаросодержащие вещества (сахар - песок) по ГОСТ 33222-2015, кислота лимонная пищевая по ГОСТ 908-2004, ГОСТ 31726-2012, колер ароматизаторы натуральные по ГОСТ 32049-2013.
Обществом представлены передаточные акты виноматериала фруктового (плодового) в 2017 году на производство, в том числе винных напитков по коду продукции 461.
Согласно ГОСТ 31729-2015 с 01.01.2017 не допускается использование виноматериалов фруктовых (плодовых) при производстве винных напитков.
Таким образом, в проверяемом периоде Общество с использованием виноматериала фруктового (плодового) осуществляло производство винодельческой продукции несоответствующей требованиям Государственных стандартов.
При проверке сведений о производстве алкогольной продукции также установлены расхождения в дал при указании производства в декларациях и ЕГАИС.
Приказом от 23.08.2012 N 231 "О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" установлено, что в графе 5 "произведено с начала отчетного периода" - объем производства продукции в отчетном периоде в соответствии с первичными бухгалтерскими документами.
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка заполнения в декларации отражается объем произведенной продукции, прошедшей весь цикл технологической обработки, разлитой в потребительскую тару, а также объем продукции собственного производства, используемый для производства другой продукции собственного производства.
В декларации не указывается объем продукции, находящейся в незавершенном производстве, то есть не прошедший полный цикл технологической обработки, а также не соответствующий требованиям, указанным в документах на соответствующий вид продукции, утвержденных в установленном порядке.
Пунктом 199 Методических указаний по бухгалтерскому учету материальнопроизводственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, установлено, что под готовой продукцией понимается часть материальнопроизводственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).
Таким образом, в декларации N 3 в графе 5 "произведено с начала отчетного периода" должна отражаться расчетная величина объёма произведенной продукции, прошедшей через средства измерения штучного учёта и соответствовать расчетной величине, полученной на основании графы 5 журнала учета объема производства и оборота (за исключением розничной продажи) и использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Журнал).
Вывод суда первой инстанции, что выявленные проверкой расхождения в сведениях, отраженных в ЕГАИС и в декларациях N 3 за 1, 2, 3, 4 кварталы 2017 года, не превышают предела допустимой относительной погрешности, не основан на материалах дела.
На основании подпункта "д" пункта 5 Требований к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2006 N 396 "О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции", автоматические средства измерения должны обеспечивать для каждого наименования готовой продукции учет количества готовой продукции для продукции, разлитой в потребительскую тару, с отклонением не более 0,01 процента.
Соответственно при исследовании достоверности данных, представленных в декларациях Общества, должна даваться оценка отклонениям, превышающим 0,01 процент между данными, полученными с использованием автоматических средств измерения и данных, содержащихся в журнале учета объема производства и оборота.
Отклонения по кодам вида продукции у Общества соответственно составили:
- за 1 квартал по коду 200 на 60 дал (или на 0,022%); по коду 211 на 12,6 дал (или на 0,08%); по коду 212 на 79 дал (или на 0,067%); по коду 229 на 17,5 дал (или на 0,083%);
- за 2 квартал по коду 200 на 107,6 дал (или на 0,032%); по коду 211 на 57,7 дал (или на 0,109%); по коду 212 на 150,8 дал (или на 0,098%); по коду 229 на 18 дал (или на 0,107%);
- за 3 квартал по коду 200 на 148,3 дал (или на 0,053%); по коду 211 на 29,7 дал (или на 0,093%); по коду 212 на 118,3 дал (или на 0,106%); по коду 229 на 16,2 дал (или на 0,085%);
- за 4 квартал по коду 200 на 192,2 дал (или на 0,044%); по коду 211 на 53,6 дал (или на 0,106%); по коду 212 на 229,6 дал (или на 0,105%); по коду 229 на 33,4 дал (или на 0,129%).
Принимая во внимание, что Общество недостоверно отражало сведения о производстве алкогольной продукции, что привело к искажению информации в декларациях N 3 при декларировании алкогольной продукции за 1,2,3,4 кварталы 2017 года, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о нарушении Обществом требований пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, а также положения Порядка заполнения деклараций.
С учетом изложенного основан на материалах дела и нормах права вывод суда апелляционной инстанции, что Общество в нарушение действующего законодательства осуществило производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в ЕГАС; а также повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда.
Установив наличие в действиях Общества вмененных ему нарушений норм действующего законодательства, предусмотренных в п.п.6 и 13 п.3.1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ, положенных в основу решения N 10/41 от 28.12.2018 об аннулировании лицензий, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований в части аннулирования выданных Обществу лицензий серии РА N005788, регистрационный номер 58 ПСН0007621 от 20.04.2018, серии РА N002949, регистрационный номер 58 ПВН0004992 от 02.12.2015.
Судом кассационной инстанции отклоняется довод заявителя кассационной жалобы, что вменяемые обществу в качестве оснований для аннулирования лицензий нарушения являлись предметом судебных разбирательств по делам N N А49-13201/2018, А49-13204/2018 и А49-14048/2018, им дана оценка, нарушения не нашли подтверждения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда. Данная норма освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключает их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2004 N 2045/04 и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2014 N 2528-О.
Таким образом, Общество неправомерно придаёт преюдициальное значение изложенным в упомянутых судебных актах правовым выводам суда.
В системе действующего правового регулирования предусмотренное частью 2 статьи 69 АПК РФ основание освобождения от доказывания во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 64 и части 4 статьи 170 того же Кодекса означает, что только фактические обстоятельства (факты), установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.2013 N 407-О, от 16.07.2013 N 1201-О, от 24.10.2013 N 1642-О и др.).
Данная норма освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключает их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции.
Выраженное в кассационной жалобе несогласие заявителя с оценкой исследованных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств и иное толкование им норм права выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 является законным, правовых оснований для его отмены у суда округа не имеется
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 по делу N А49-509/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В системе действующего правового регулирования предусмотренное частью 2 статьи 69 АПК РФ основание освобождения от доказывания во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 64 и части 4 статьи 170 того же Кодекса означает, что только фактические обстоятельства (факты), установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.2013 N 407-О, от 16.07.2013 N 1201-О, от 24.10.2013 N 1642-О и др.).
...
Выраженное в кассационной жалобе несогласие заявителя с оценкой исследованных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств и иное толкование им норм права выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 является законным, правовых оснований для его отмены у суда округа не имеется
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019, не установлено."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 августа 2019 г. N Ф06-50188/19 по делу N А49-509/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-50188/19
03.06.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5233/19
28.03.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3219/19
28.02.2019 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-509/19
20.02.2019 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-509/19
07.02.2019 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-509/19
31.01.2019 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-509/19