г. Казань |
|
16 августа 2019 г. |
Дело N А55-25325/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Тюриной Н.А., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии до и после перерыва представителей:
истца - Шамина Е.В. (доверенность от 09.01.2019 N 59), Костиной Т.А. (доверенность от 09.01.2019 N 39),
ответчика - Рябинина Н.С. (доверенность от 01.01.2019 N 4/19), Пирнавского М.Ю. (доверенность от 01.01.2019 N 7/19),
в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2019 (судья Селиваткин П.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 (председательствующий судья Бросова Н.В., судьи Балашева В.Т., Кузнецов С.А.)
по делу N А55-25325/2018
по исковому заявлению акционерного общества "Новокуйбышевские очистные сооружения" (ОГРН 1036301403490, ИНН 6330024522) к акционерному обществу "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (ОГРН 1026303118126, ИНН 6330000553) о взыскании задолженности,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Новокуйбышевские очистные сооружения" (далее - АО "НкОС", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (далее - АО "НК НПЗ", Завод, ответчик) о взыскании задолженности по договору от 01.01.2018 N 77К в размере 31 167 634 руб. 73 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019, исковые требования удовлетворены: с АО "НК НПЗ" в пользу АО "НкОС" взыскана задолженность в размере 31 167 634 руб. 73 коп. и 178 838 руб. руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АО "НК НПЗ" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявителем приведены доводы о несоответствии выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и неправильном применении ими норм права.
Завод считает противоречащим нормам действующего законодательства выводы судов о том, что отчетный период по договору определен сложившимся у сторон обычаем и исчисляется с 26 числа последнего месяца предыдущего календарного квартала по 25 число последнего месяца текущего квартала.
Также полагает, что при разрешении спора по настоящему делу судам следовало применить положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Указывает, что размер заявленной к взысканию и присужденной платы за сброс загрязняющих веществ является недоказанным и опровергается представленными ответчиком доказательствами.
Считает ошибочным вывод судов о недопустимости распространения на ответчика нормативов состава сточных вод, установленных органами местного самоуправления.
Подробнее доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу АО "НкОС" просило оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 08.08.2019 в присутствии представителей АО "НК НПЗ", поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе, и представителей АО "НкОС", возражавших против ее удовлетворения, в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 15 часов 40 минут 15.08.2019, после окончания которого заседание продолжено в том же составе судей, в присутствии представителей сторон, поддержавших собственные позиции.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителя в суд не направило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 01.01.2018 между АО "НкОС" (организация водопроводно-канализационного хозяйства, ранее ОАО "НкОС") и АО "НК НПЗ (абонент) заключен договор N 77К-2018НкОС, по условиям пункта 1.1. которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязалась осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре.
В соответствии с пунктом 4.3.8 договора абонент принял на себя обязанность соблюдать нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, и вносить плату за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г.о. Самара.
Тарифы, сроки и порядок оплаты были установлены сторонами в разделе 3 договора, согласно пункту 3.3 которого расчетный период, установленный настоящим договором, равен одному календарному месяцу, а по внесению платы за сброс загрязняющих веществ - одному кварталу.
Пунктом 3.5 договора определено, что оплата за сброс загрязняющих веществ производится ежеквартально платежными поручениями в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным кварталом, на основании счетов-фактур, выставленных до 5-го числа месяца на основании расчета платы за сброс загрязняющих веществ и акта оказанных услуг. Расчет платы за сброс загрязняющих веществ составляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства на основании данных собственной аккредитованной лаборатории в соответствии с Приложением N 5 и Приложением N 6 к настоящему договору, а также в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановлений Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, от 13.09.2016 N 913.
Согласно пункту 5.6 договора сторона, осуществляющая коммерческий учет принятых (отведенных) сточных вод, снимает показания прибора учета на последнее число расчетного периода, установленного настоящим договором, либо осуществляет в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, расчет объема принятых (отведенных) сточных вод расчетным способом, вносит показания приборов учета в журнал учета принятых сточных вод, передает эти сведения другой стороне не позднее 25-го числа каждого месяца.
28 марта 2018 года сторонами произведен совместный отбор проб сточных вод, что оформлено актом от 28.03.2018 N 9.
По результатам отбора выявлено обстоятельство превышения заводом нормативов сбросов загрязняющих веществ, что отражено в протоколе результатов от 29.03.2018 КХА N 16, журнале контроля состава и свойств сточных вод абонентов.
Между сторонами возникли разногласия относительно размера подлежащей внесению Заводом платы за сброс загрязняющих веществ, а именно Обществом выставлены к оплате корректировочные счета-фактуры на общую сумму 38 187 772,40 руб. с расчетом данной суммы платы по объекту негативного воздействия за 2 квартал 2018 года, правомерность чего отрицается Заводом с указанием на то, что во втором квартале 2018 года отбор проб сточных вод, поступающих в коллектор АО "НкОС", не осуществлялся, а расчет суммы платы за сброс загрязняющих веществ в сумме, превышающей 7 020 137,67 руб., произведен необоснованно за второй квартал 2018 года на основании результатов анализов проб, отобранных в первом квартале 2018 года (28.03.2018).
Неисполнение Заводом обязанности по внесению платы за сброс загрязняющих веществ в размере 31 167 634,73 руб. явилось основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций верно руководствовались пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении водоотведении", Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктами "в" и "г" пункта 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), пунктами 61, 64, 65, 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), пунктами 27-29 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), и установив по неоспоренным ответчиком результатам отобранных 28.03.2018 проб факт допущения последним сброса загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций и ненадлежащего исполнения последним обязательств по внесению установленной платы, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия суда округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Довод кассационной жалобы о неправомерности начисления задолженности за пределами первого квартала 2018 года, ограниченного 31.03.2018, на основании результатов анализов проб, отобранных 28.03.2018, являлся предметом рассмотрения судов и правомерно отклонен ими.
Так, согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области.
Пунктами 3, 4, 5, 6, 10, 14 Порядка определено, что взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области производится организацией ВКХ за фактический сброс (прием) сточных вод и загрязняющих веществ абонентами в системы канализации населенных пунктов Самарской области.
Фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области включает в себя: прием сточных вод и загрязняющих веществ, соответствующих установленным нормативам водоотведения; прием загрязняющих веществ в соответствии с временными условиями приема; прием сверхнормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ (сброс сточных вод и загрязняющих веществ, превышающий установленные нормативы водоотведения по объему и составу (качеству).
Плата, взимаемая организацией ВКХ с абонентов за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области, включает в себя: плату за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области в пределах нормативов водоотведения по объему и качеству сточных вод; плату за сверхнормативный (сверхлимитный) сброс сточных вод и загрязняющих веществ; плату за массу осадка сточных вод, размещаемую организацией ВКХ.
Плата за сверхнормативный (сверхлимитный) сброс сточных вод и загрязняющих веществ включает в себя: плату за сверхлимитный или сверхнормативный сброс загрязняющих веществ; плату за сброс загрязняющих веществ, по которым не установлены нормативы платы, в объемах, превышающих установленные допустимые нормативы или лимиты; плату за превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); плату за залповый сброс любого загрязняющего вещества; плату за сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ; плату за сброс агрессивных стоков с рН менее 2,0 и более 12,0.
Расчетным периодом при расчете платы за сбросы загрязняющих веществ считается календарный квартал.
Плата за сверхлимитный или сверхнормативный (в зависимости от установленного абоненту вида предельно допустимых концентраций) сброс загрязняющих веществ определяется по формуле, в которой используется показатели, полученные за отчетный период..В том числе используется показатель Q - объем сточных вод отчетного периода, даты которого не определены календарно, но с учетом расчетного периода не могут превышать календарный квартал.
Таким образом, как верно указано судами, указанные нормы различают расчетный период и отчетный период.
В соответствии с пунктом 3.3. договора расчетный период равен одному календарному месяцу, а по внесению платы за сброс загрязняющих веществ - одному кварталу.
Пунктом 5.6. договора предусмотрено ведение коммерческого учета сточных вод и передачу данных по объемам сточных вод по состоянию на последнее число расчетного периода, установленного настоящим договором, а именно - 25 число каждого месяца и квартала.
Составление расчета платы выполняется путем умножения полученных от ответчика данных по объему переданных сточных вод на концентрации сточных вод, полученных при совместном отборе проб.
Суды указали, что из вышеприведенных условий договора, а также из сведений, отраженных в документации, составлявшейся между сторонами без разногласий за более ранние периоды (акты приема-передачи сточных вод, акты отбора проб сточных вод, протоколы результатов КХА, расчет суммы платы по объекту негативного воздействия АО "НК НПЗ" за 2016-2017 г.г., сводные таблицы, сформированные по периодам с 2016 г. по 2018 г.), следует, что отчетный период определен сторонами с 26 числа последнего месяца предыдущего календарного квартала по 25 число последнего месяца текущего квартала, расчетным периодом по оплате за сбросы загрязняющих веществ является квартал в составе трех календарных месяцев.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что использование результатов отбора проб от 28.03.2018 для расчета платы за последующий расчетный период произведен истцом, вопреки доводам жалобы, правомерно с учетом объема сточных вод за соответствующий период.
Ссылки ответчика на недостаточность для начисления спорной задолженности количества проведенного отбора проб не являются состоятельными. Ни положения действующего законодательства, ни условия договора не обязывают организацию ВКХ увеличивать количество отборов проб. При таком положении, наличие у истца такого права и его нереализация, вопреки доводам жалобы, не может быть истолковано как злоупотребление истцом его правами и нарушение прав и законных интересов ответчика.
Отбор проб 28.03.2018 проведен сторонами совместно.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ составляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства на основании данных собственной аккредитованной лаборатории в соответствии с Приложением N 5 и Приложением N 6 к настоящему договору.
При этом ответчик возражений против полученных результатов отбора проб сточных вод не имел, предусмотренные законом и договором собственные правомочия при отборе проб и получении результатов их анализа не реализовывал, в установленном порядке результаты не оспаривал.
При таком положении суды верно признали полученные и не оспоренные своевременно и в установленном порядке результаты анализов отобранных проб сточных вод документальным подтверждением спорного факта.
Довод кассационной жалобы о необходимости распространения на ответчика нормативов состава сточных вод, установленных органами местного самоуправления, также не может быть признан состоятельным.
Нормативы, утвержденные постановлением администрации г.о. Новокуйбышевск от 12.01.2017 N 31, применяются для предприятий, абонентов, сточные воды которых направляются на очистные сооружения истца для очистки. Ответчик к указанной категории не относится.
Используемые применительно к настоящему абоненту нормативы установлены сторонами в приложении к договору на основании выданного для ответчика и представленного им Разрешения Росприроднадзора от 22.09.2014 N 17 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) через централизованные системы водоотведения.
Оснований для отклонения от условий договора у истца не имелось.
При таком положении суд кассационной инстанции полагает, что судами установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.
Таким образом, правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 по делу N А55-25325/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.А. Тюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций верно руководствовались пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении водоотведении", Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктами "в" и "г" пункта 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), пунктами 61, 64, 65, 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), пунктами 27-29 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), и установив по неоспоренным ответчиком результатам отобранных 28.03.2018 проб факт допущения последним сброса загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций и ненадлежащего исполнения последним обязательств по внесению установленной платы, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
...
Довод кассационной жалобы о неправомерности начисления задолженности за пределами первого квартала 2018 года, ограниченного 31.03.2018, на основании результатов анализов проб, отобранных 28.03.2018, являлся предметом рассмотрения судов и правомерно отклонен ими.
Так, согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 августа 2019 г. N Ф06-50441/19 по делу N А55-25325/2018