Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 августа 2019 г. N Ф06-50441/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А55-25325/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бросовой Н.В.,
судей Балашевой В.Т., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ягудиным Р.У., при участии:
от акционерного общества "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" - Рябин Н.С., представитель по доверенности от 01.01.2019 г., Пирнавский М.Ю,, представитель по доверенности от 01.01.2019 г.,
от акционерного общества "Новокуйбышевские очистные сооружения" - Костина Т.А., представитель по доверенности от 09.01.2019 г., Шамин Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2019 г.,
иные лица не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, апелляционную жалобу акционерного общества "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2019 года по делу N А55-25325/2018 (судья Селиваткин П.В.), принятое по иску акционерного общества "Новокуйбышевские очистные сооружения" (ОГРН 1036301403490, ИНН 6330024522) к акционерному обществу "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (ОГРН 1026303118126, ИНН 6330000553) о взыскании, третье лицо: управление Росприроднадзора по Самарской области.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Новокуйбышевские очистные сооружения" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Акционерному обществу "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" о взыскании 31 167 634 руб. 73 коп., - задолженность за сброс загрязняющих веществ в рамках договора N 77К от 01.01.2018.
Определением от 07.12.2018 суд, в порядке ст.51 АПК РФ привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Росприроднадзора по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2019 года взыскано с Акционерного общества "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" в пользу Акционерного общества "Новокуйбышевские очистные сооружения" задолженность в размере 31167634 руб. 73 коп., а также расходы по госпошлине 178838 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2019 г. по делу N А55-25325/2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований АО "НкОС" в полном объеме, взыскать с АО "НкОС" в пользу АО "НК НПЗ" судебные расходы Ответчика в размере 3 000 руб., понесенные им в связи с уплатой государственной пошлины за подачу настоящей апелляционной жалобы.
В апелляционной жалобе указывает, что не согласны с распространением результатов анализа проб, отобранных в 1-м квартале 2018 г. на 2-й квартал. Поскольку отбор проб был взят 28.03.2018 г., т.е. был произведен в 1-ом календарном квартале, то и применять его результаты необходимо было в 1-ом отчетном (расчетном) периоде (который закончился 31.03.2018 г.), а не в спорном 2-ом квартале.
При рассмотрении и разрешении настоящего спора судом не была применена ст. 10 ГК РФ, подлежащая применению.
Размер заявленной ко взысканию и присужденной платы за сброс загрязняющих веществ является недоказанным и опровергается представленными Ответчиком доказательствами, которые Истцом оспорены не были.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Представители АО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" доводы апелляционной жалобы поддержали, просили отменить решение и отказать в заявленных требованиях.
Представители АО "Новокуйбышевские очистные сооружения" возражали против доводов апелляционной жалобы, по основаниям указанным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с договором N 77К-2018НкОС от 01.01.2018 г. в 2018 году Акционерное общество "Новокуйбышевские очистные сооружения" (АО "НкОС" ранее ОАО "НкОС") далее Истец, оказывает АО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (АО "НК НПЗ) далее Ответчик, услуги по приему сточных вод в централизованную систему водоотведения и обеспечивает их транспортировку и сброс в водный объект, а Ответчик обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить Истцу оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре.
Кроме оплаты услуг по транспортировке сточных вод в соответствии с п. 3.5. договора Ответчик обязан производить оплату за сброс загрязняющих веществ ежеквартально платежными поручениями в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным кварталом, на основании счетов-фактур, выставленных до 5-го числа месяца, на основании расчета платы за сброс загрязняющих веществ и акта оказанных услуг.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ составляется Истцом на основании данных собственной аккредитованной лаборатории в соответствии с Приложением N 5 и Приложением N 6 к настоящему договору, а также в соответствии с требованиями Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" и Постановлений Правительства РФ N 644 от 29.07.2013 г., N 913 от 13.09.2016 г.
За период с 01.04.2018 г. по 30.06.2018 г. сопроводительным письмом N 224 от 31.07.2018 г. в адрес Ответчика, Истцом с подписью и печатью были направлены корректировочный счет-фактура N 72 от 30.07.2018 г., акт N ООБП-00059 от 29.06.2018 г., по плате за сброс загрязняющих веществ на общую сумму 38 187 772,40 руб., а также расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за 2 квартал 2018 г АО "НК НПЗ".
Указанные документы были не приняты Ответчиком к оплате и сопроводительным письмом N 18-15293 от 09.08.2018 г. были возвращены Истцу с объяснениями не объективных причин возврата и отказа в оплате так как по мнению Ответчика расчет суммы платы за сброс загрязняющих веществ произведен на основании результатов анализов проб поступающих в коллектор сточных вод Истца, отобранных в первом квартале 2018 г., а во втором квартале 2018 г. отбор проб сточных вод, поступающих в коллектор Истца не производился.
В свою очередь Ответчиком был выполнен самостоятельный расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за второй квартал 2018 г., что противоречит условиям заключенного договора между Истцом и Ответчиком (п. 3.5.), по которому Ответчик произвел частичную оплату в размере 7 020 137,67 руб. платежным поручением N 231823 от 17.07.2018 г.
28.03.2018 г. Истцом и Ответчиком был произведен совместный отбор проб сточных вод по факту которого был составлен Акт N 9 от 28.03.2018 г. и оформлен протокол результатов КХА N 16 от 29.03.2018 г. данные результаты отбора проб сточных вод Ответчика, были Истцом внесены в Журнал контроля состава и свойств сточных вод абонентов и 29.03.2018 г. направлены Ответчику.
В свою очередь Ответчик не имел возражений по полученным результатам отбора проб сточных вод и их не оспаривал. В соответствии с Правилам холодного водоснабжения и водоотведения исходными данными для составления расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:
протоколы результатов анализов отобранных проб состава и свойств сточных вод на канализационных выпусках абонента в централизованные системы водоотведения, выполненные лабораториями, аккредитованными в порядке, установленном законодательством РФ;
результаты анализа контрольных проб сточных вод абонента, отобранных организацией водопроводно-канализационного хозяйства в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, в соответствии с законодательством РФ;
Полученные и не оспоренные результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В следствии чего результаты отбора проб сточных вод Ответчика, были применены Истцом для составления расчёта платы.
Также в соответствии с п. 6 ст. 27 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в целях соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов абонентов, абоненты обеспечивают очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения до нормативного.
По состоянию на 24.08.2018 г. задолженность Ответчика по плате за сброс загрязняющих веществ составляет 31 167 634,73 руб., так как Ответчик произвел частичную оплату в размере 7 020 137,67 руб. платежным поручением N 231823 от 17.07.2018 г.
Для урегулирования разногласий Истец направлял в адрес Ответчика Претензию N 248 от 08.08.2018 г. с требованием погасить образовавшуюся задолженность. Ответчик не произвел погашения задолженности, направленную Претензию оставил без удовлетворения, что послужило истцу поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Доводы апелляционной жалобы на неправомерный расчет размера платы за сброс загрязняющих веществ по нормативам, установленным в договоре, а также отнесение результатов анализа отбора проб в первом квартале 2018 года на второй квартал 2018 года, отклоняются судебной коллегией.
Правовые основы регулирования спорных отношений установлены Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении водоотведении", Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525, постановлением Правительства РФ от 14.10.2015 N 1101 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения", Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Как установлено судом первой инстанции в судебном заседании, ответчиком не оспаривается результаты анализа отобранных проб, факт наличия в стоках загрязняющих веществ. Оспаривается правомерность расчета платы за второй квартал с учетом того, что отбор проб проведен истцом 28.03.2018, т.е. в первом календарном квартале, что, по мнению ответчика, противоречит условиям договора и нормам Постановления Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340 по порядку расчета.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340, определено, что взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области производится организацией ВКХ за фактический сброс (прием) сточных вод и загрязняющих веществ абонентами в системы канализации населенных пунктов Самарской области.
Согласно п.3,4,5,6,10,14 указанного постановления N 340 взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области производится организацией ВКХ за фактический сброс (прием) сточных вод и загрязняющих веществ абонентами в системы канализации населенных пунктов Самарской области.
Фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области включает в себя: прием сточных вод и загрязняющих веществ, соответствующих установленным нормативам водоотведения; прием загрязняющих веществ в соответствии с временными условиями приема; прием сверхнормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ (сброс сточных вод и загрязняющих веществ, превышающий установленные нормативы водоотведения по объему и составу (качеству).
Плата, взимаемая организацией ВКХ с абонентов за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области, включает в себя: плату за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области в пределах нормативов водоотведения по объему и качеству сточных вод; плату за сверхнормативный (сверхлимитный) сброс сточных вод и загрязняющих веществ; плату за массу осадка сточных вод, размещаемую организацией ВКХ.
Плата за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области в пределах нормативов водоотведения по объему и качеству сточных вод включает в себя: плату за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимых нормативов сбросов; плату за сброс загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленных лимитов; плату за сброс загрязняющих веществ, для которых не установлены базовые нормативы платы, в пределах установленных лимитов.
Плата за сверхнормативный (сверхлимитный) сброс сточных вод и загрязняющих веществ включает в себя: плату за сверхлимитный или сверхнормативный сброс загрязняющих веществ; плату за сброс загрязняющих веществ, по которым не установлены нормативы платы, в объемах, превышающих установленные допустимые нормативы или лимиты; плату за превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); плату за залповый сброс любого загрязняющего вещества; плату за сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ; плату за сброс агрессивных стоков с рН менее 2,0 и более 12,0.
Расчетным периодом считается: при расчете платы за сбросы загрязняющих веществ - календарный квартал; при расчете платы за превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод - календарный месяц.
Плата за сверхлимитный или сверхнормативный (в зависимости от установленного абоненту вида предельно допустимых концентраций) сброс загрязняющих веществ определяется по формуле.
Таким образом, рассматриваемые нормы различают расчетный период и отчетный период. При этом для расчета размера платы за сброс загрязняющих веществ используется именно показатель Q - объем сточных вод отчетного периода, даты которого не определены календарно, но с учетом расчетного периода не могут превышать календарный квартал.
В соответствии с условиями заключенного сторонами договора (п.4.3.8) абонент принял на себя обязанность соблюдать нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, и вносить плату за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г.о. Самара.
В соответствии с п. 3.3. договора расчетный период, установленный настоящим договором, равен одному календарному месяцу, а по внесению платы за сброс загрязняющих веществ одному кварталу и, как видно из договора, речь не идет о календарном квартале, что является основополагающим моментом, так как п. 5.6. договора предусматривает ведение коммерческого учета сточных вод и передачу данных по объемам сточных вод, на последнее число расчетного периода, установленного настоящим договором, такой датой является 25 число каждого месяца, так и квартала. Составление расчета платы выполняется путем умножения полученных от Ответчика данных по объему переданных сточных вод на концентрации сточных вод, полученных при совместном отборе проб. Отсюда можно сделать вывод о квартальном периоде, принятом сторонами договора с 26 по 25 число каждого квартала. Данный вывод подтверждается предоставленными документами, такими как Акты приема-передачи сточных вод, Акты отбора проб сточных вод, протоколы результатов КХА, Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия АО "НК НПЗ" за период 2016-2017 г.. Результаты, отраженные в перечисленных документах, приведены в сводных таблицах, сформированных по периодам с 2016 г. по 2018 г..
Как следует из условий договора (п.3.3-3.5), расчетный период, установленный настоящим договором равен одному календарному месяцу, а по внесению платы за сброс загрязняющих веществ одному кварталу. Абонент вносит оплату по настоящему договору в следующем порядке (если иное не предусмотрено Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее -Правила холодного водоснабжения и водоотведения):
Оплата за фактически оказанные услуги по транспортировке сточных вод в истекшем месяце с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за транспортировку сточных вод в расчетном периоде, осуществляется за фактический объем по показаниям прибора учета сточных вод или за объем определенный расчетным способом и производиться Абонентом до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. На основании предоставленных оригиналов первичных документов (счетов-фактур) выставляемых к оплате и актов оказанных услуг Организацией водопроводно-канализационного хозяйства Абоненту на рассмотрение и подписание. Акты должны быть подписаны со стороны Абонента в течении, но не более чем 10 дней с даты их получения. Акты оказанных услуг, не подписанные по истечению 10 дней со стороны Абонента, имеют силу с односторонней подписью Организацией водопроводно- канализационного хозяйства. В случае если объем фактически оказанной услуги водоотведения за истекший месяц, определенный в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее - Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод), окажется меньше объема сточных вод, за который абонентом была произведена оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет последующего платежа за следующий месяц.
Оплата за сброс загрязняющих веществ производиться ежеквартально платежными поручениями в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным кварталом, на основании счетов-фактур, выставленных до 5-го числа месяца, на основании расчета платы за сброс загрязняющих веществ и акта оказанных услуг. Расчет платы за сброс загрязняющих веществ составляется Организацией водопроводно-канализационного хозяйства на основании данных собственной аккредитованной лаборатории в соответствии с Приложением N 5 и Приложением N 6 к настоящему договору, а также в соответствии с требованиями Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" и Постановлений Правительства РФ N 644 от 29.07.2013 г., N 913 от 13.09.2016 г.
Согласно п.5.6 Договора Сторона, осуществляющая коммерческий учет принятых (отведенных) сточных вод снимает показания прибора учета на последнее число расчетного периода, установленного настоящим договором, либо осуществляет в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод расчетным способом, вносит показания приборов учета в журнал учета принятых сточных вод, передает эти сведения другой стороне не позднее 25 -го числа каждого месяца.
Согласно ст.431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отчетный период определен сторонами в договоре с 26 числа последнего месяца предыдущего календарного квартала по 25 число последнего месяца текущего квартала.
Кроме того, указанное подтверждается документами иных периодов, по которым у сторон не имелось разногласий (акты приема-передачи сточных вод, протоколы результатов КХА и др.), представленные истцом в материалы дела.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что отбор проб от 28.03.2018 и отнесение его результатов в расчет платы за второй календарный квартал произведен истцом правомерно с учетом объема сточных вод за соответствующий период, а доводы ответчика основаны на неправильном толковании изложенных норм права и условий договора.
Доводы ответчика о том, что приложением N 5 договора, для него установлены нормативы допустимых сбросов абонента (лимитах на сбросы), норматив водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, которые не соответствуют нормативам водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых предприятиями и организациями в систему коммунальной канализации г.о. Новокуйбышевск, утвержденных Постановлением Администрации г.о. Новокуйбышевск N 31 от 12.01.2017 г., что свидетельствует о злоупотреблении правом истцом при заключении договора, нарушает принцип свободы договора, суд не может принять во внимание. Аналогичные доводы изложены и в апелляционной жалобе.
Как установлено судом, данный норматив применен в договоре на основании выданного для Ответчика Разрешения Росприроднадзора N 17 от 22.09.2014 г. на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) через централизованные системы водоотведения, разногласий по данному условию в ходе заключения договора у сторон не возникло.
Также судом установлено и не оспорено ответчиком, что нормативы, утвержденные Постановлением Администрации г.о. Новокуйбышевск N 31 от 12.01.2017 г. применяются для предприятий, абонентов, сточные воды которых направляются на очистные сооружения Истца для очистки.
Основной задачей Истца, как следует из предмета договора является оказание качественной и доступной услуги по приему сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечению их транспортировки и сбросу в водный объект без дополнительной очистки, а абонент обязан соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре (п. 1.1. договора).
Договор составлен в полном соответствии с действующим законодательством РФ с применением типовых форм договоров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 645 (ред. от 29.06.2017 г.) "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" и не предусматривает обязанности Истца в увеличении количества отборов проб также, как и действующее законодательство РФ в данной области. А всего лишь наделяет данным правом Истца.
Таким образом, договор не может содержать и не содержит в себе условий, которые могут являться обременительными для Ответчика и нарушать его законные интересы в виду его полного соответствия действующему законодательству РФ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что договор не содержит в себе условий, которые могут являться обременительными для Ответчика и нарушать его законные интересы, оснований считать ответчика "слабой" стороной договора не имеется по смыслу разъяснений п.9,10 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах". Доводы ответчика о злоупотреблении истцом своим положением при заключении и исполнении договора также не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В статье 307 ГК РФ установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309 и 310 ГК РФ).
Таким образом, полученные и не оспоренные результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В следствии чего результаты отбора проб сточных вод Ответчика, были правомерно применены Истцом для составления расчёта платы. Также в соответствии с п. 6 ст. 27 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в целях соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов абонентов, абоненты обеспечивают очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения до нормативного.
Учитывая, что факт водоотведения с превышением допустимых нормативов загрязняющих подтверждается материалами дела, ответчиком не оспорен, арифметически расчет произведен верно, что также не оспаривалось ответчиком, доказательства погашения долга в размере 31167634 руб. 73 коп. не представлены, суд правомерно посчитал заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, взыскав расходы по госпошлине в силу ст.110 АПК РФ следует с ответчика.
Таким образом доводы заявителя апелляционной жалобы противоречат материалам дела, нормам действующего законодательства и фактическим отношениям, сложившимся между сторонами. В силу этого жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для удовлетворения иска.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2019 года по делу N А55-25325/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Бросова |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.