г. Казань |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А55-28384/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Ивлевой С.В. (доверенность от 20.09.2018),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговое объединение "Колорит"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.02.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019
по делу N А55-28384/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговое объединение "Колорит" (ОГРН 1026301508496, ИНН 6318302572) к Департаменту градостроительства городского округа Самара, при привлечении третьего лица - администрации городского округа Самара, о признании действия, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Производственно-торговое объединение "Колорит" (далее - ООО ПТО "Колорит") обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения, просило признать действия Департамента градостроительства городского округа Самара, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0918001:9, отраженного в распоряжении от 20.08.2018 N РД-1282, незаконными, а также обязать Департамент градостроительства городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО ПТО "Колорит" путем подготовки и организации по заявлению ООО ПТО "Колорит" от 18.06.2018 N СП-9/2964 аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0918001:9 площадью 1363 кв. м, отнесенного к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, улица Авроры/улица Аэродромная, государственная собственность на который не разграничена, в порядке, установленном статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), с принятием решения о проведении аукциона и размещения на официальном сайте в сети Интернет извещения о проведении аукциона в месячный срок с даты вступления судебного акта в законную силу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.02.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019, в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В кассационной жалобе ООО ПТО "Колорит" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, ООО ПТО "Колорит" обратилось в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением от 18.06.2018 N СП-9/2964 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в соответствии с подпунктами 5, 18 пункта 8 статьи 39.11, пунктом 4 статьи 85 ЗК РФ, пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Уставом городского округа Самара Самарской области, постановлением администрации городского округа Самара от 11.01.2017 N 1 "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на аукционах", утверждённым постановлением администрации городского округа Самара от 06.03.2017 N 104.
По результатам рассмотрения данного заявления ООО ПТО "Колорит" Департаментом было принято распоряжение N РД-1282 "Об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена". Основаниями для отказа являлись подпункты 5, 18 пункта 8 статьи 39.11, пункт 4 статьи 85 ЗК РФ, подпункты 4, 17 пункта 2.12 Административного регламента.
Не согласившись с данным отказом муниципального органа, ООО ПТО "Колорит" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 39.11 ЗК РФ.
Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1 статьи 39.11 ЗК РФ).
Обстоятельства, исключающие проведение аукциона в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, определены в пункте 8 статьи 39.11 ЗК РФ. В частности, такой земельный участок не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.
В силу подпункта 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок не может быть предметом аукциона, если он является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
Как подтверждается материалами дела, в т.ч. документами кадастрового дела в отношении испрашиваемого земельного участка, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0918001:9 "под временные павильоны без устройства фундамента", который не соответствует основным видам разрешенного использования градостроительного регламента общественно-деловой зоны районного значения (Ц-3), установленным Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61. Данные обстоятельства также подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.06.2018 N 63/01/01/2018-152253.
Заявление о проведении аукциона испрашиваемого земельного участка с указанием вида разрешенного использования: для объектов общественно-делового значения (л.д. 20). При этом из заявления не следует цели обращения за предоставлением в аренду земельного участка. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что заявление подавалось в целях проведения на земельном участке ярмарок.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), со статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт а пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (далее - ИСОГД), указанный земельный участок расположен в территориальной зоне предприятий и складов V-IV классов вредности, санитарно-защитные зоны - до 100 м (ПК-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61.
Кроме того, расположение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий подтверждено договором аренды от 12.04.2004 N 013891з, приложением к данному договору, а также материалами государственного кадастрового учета.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах красных линий улицы Аэродромной. Доказательств обратного суду не представлено.
Пунктом 11.4 "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" предусмотрено, что улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, обозначаются красными линиями.
Указанная информация содержится в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539, что предусмотрено пунктом "в" части 4 статьи 56 ГрК РФ.
В силу указанной нормы ГрК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию.
В части 1 статьи 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых отображаются, в том числе автомобильные дороги местного значения.
Действующим документом территориального планирования на территории городского округа Самара является Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539.
При разработке проектных решений Генерального плана городского округа Самара использовалась следующая градостроительная документация: "Схема магистралей, городского и внешнего транспорта" по Генеральному плану г. Куйбышева, утвержденному в 1986 году, "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 года.
Границы улицы Аэродромной предусмотрены действующим Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.08 N 539, а также ранее разработанной и утвержденной градостроительной документацией.
Выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара подтверждает, что спорный земельный участок находится в границах красных линий улицы Аэродромной. Обратного не представлено.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несостоятельности доводов заявителя о том, что установление красных линий по границам уже сформированных земельных участков нормами земельного и градостроительного законодательства не предусмотрено.
Судом первой инстанции также правомерно отклонены доводы заявителя о том, что то обстоятельство, что спорный земельный участок частично является местами общего пользования не может быть основанием к отказу в проведении аукциона, поскольку спорный земельный участок испрашивается обществом для размещения объектов общественно-делового назначения, в том числе для организации ярмарок, которые согласно информационного письма Министерства промышленности и торговли РФ от 03.03.2015 N ЕВ-3949/08 могут и должны проводиться на местах общего пользования.
В силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков является основанием для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 4 статьи 28 ЗК РФ).
Таким образом, у Департамента градостроительства городского округа Самара имелись препятствия для выставления права аренды указанного земельного участка на торги, что свидетельствует о правомерности принятых судебных актов об отказе ООО ПТО "Колорит в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов применительно к доводам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.02.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 по делу N А55-28384/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, обозначаются красными линиями.
Указанная информация содержится в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539, что предусмотрено пунктом "в" части 4 статьи 56 ГрК РФ.
В силу указанной нормы ГрК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию.
В части 1 статьи 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых отображаются, в том числе автомобильные дороги местного значения.
...
В силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 августа 2019 г. N Ф06-50309/19 по делу N А55-28384/2018