Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19 августа 2019 г. N Ф06-50309/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
17 апреля 2019 г. |
А55-28384/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Засыпкиной Т.С., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от ООО "Производственно-торговое объединение "Колорит" - Ивлева С.В., дов. от 20.09.2018 г.,
от Департамента градостроительства г.о. Самара - Баранова Е.В., дов. от 16.01.2019 г.,
от Администрации городского округа Самара - Баранова Е.В., дов. от 10.01.2019 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Производственно-торговое объединение "Колорит" на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.02.2019 по делу N А55-28384/2018 (судья Филатов М.В.),
по заявлению ООО "Производственно-торговое объединение "Колорит",
к Департаменту градостроительства городского округа Самара,
третье лицо: Администрация городского округа Самара,
об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
ООО ПТО "Колорит" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения, просило признать действия Департамента градостроительства городского округа Самара, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0918001:9, отраженного в распоряжении от 20.08.2018 N РД-1282, незаконными, а также обязать Департамент градостроительства городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговое объединение "Колорит" путем подготовки и организации по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговое объединение "Колорит" от 18.06.2018 года NСП-9/2964 аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0918001:9 площадью 1363 кв.м., отнесенного к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Советский район, улица Авроры/улица Аэродромная, государственная собственность на который не разграничена, в порядке, установленном статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, с принятием решения о проведении аукциона и размещения на официальном сайте в сети Интернет извещения о проведении аукциона в месячный срок с даты вступления судебного акта в законную силу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Колорит" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.
В судебном заседании представитель подателя жалобы доводы, в ней изложенные поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ответчика и третьего лица участия против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела,
ООО ПТО "Колорит" обратилось в Департамент с заявлением от 18.06.2018 N СП-9/2964 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в соответствии с подпунктами 5, 18 пункта 8 статьи 39.11, пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Уставом городского округа Самара Самарской области, постановлением Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 N 1 "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на аукционах", утверждённым постановлением Администрации городского округа Самара от 06.03.2017 N 104.
По результатам рассмотрения данного заявления ООО ПТО "Колорит" Департаментом было принято распоряжение N РД-1282 "Об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена".
Основаниями для отказа являлись подпункты 5, 18 пункта 8 статьи 39.11, пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункты 4,' 17 пункта 2.12 Административного регламента.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям разрешенного использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона (подпункт 5 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ).
Не согласившись с данным отказом муниципального органа, общество "Колорит" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Как подтверждается материалами дела, в т.ч. документами кадастрового дела в отношении испрашиваемого земельного участка, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0918001:9 "под временные павильоны без устройства фундамента", который не соответствует основным видам разрешенного использования градостроительного регламента общественно-деловой зоны районного значения (Ц-3), установленным Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61. Данные обстоятельства также подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.06.2018 N 63/01/01/2018-152253.
Заявление о проведении аукциона испрашиваемого земельного участка с указанием вида разрешенного использования: для объектов общественно-делового значения (л.д. 20). При этом из заявления не следует цели обращения за предоставлением в аренду земельного участка. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что заявление подавалось в целях проведения на земельном участке ярморок.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктом 17 статьи 2.12 Административного регламента земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
На основании пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Как установлено в пункте 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования.
В части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых отображаются, в том числе автомобильные дороги местного значения.
Согласно Методическим рекомендациям по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденным приказом Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244, градостроительные ограничения - ряд требований, ограничивающих градостроительную деятельность в конкретном территориальном образовании. Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности согласно пункту 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляет собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 N 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности" распоряжением Департамента от 11.11.2011 г. N Д05-01-06/93 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности городского округа Самара.
Согласно указанным нормативным актам информационная система обеспечения градостроительной деятельности является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (далее - ИСОГД), указанный земельный участок расположен в территориальной зоне предприятий и складов V-IV классов вредности, санитарно-защитные зоны - до 100 м (ПК-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61.
Кроме того, расположение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий подтверждено договором аренды N 013891з от 12.04.2004, приложением к данному договору, а также материалами государственного кадастрового учета.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах красных линий улицы Аэродромной. Доказательств обратного суду не представлено.
Пунктом 11.4 "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" предусмотрено, что улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы.
При этом доводы заявителя о непредставлении Департаментом сведений о том, когда и на основании каких документов на спорный земельный участок нанесены красные линии, судом отклоняется.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, обозначаются красными линиями.
Указанная информация содержится в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539, что предусмотрено пунктом "в" части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ.
В силу указанной нормы Градостроительного кодекса РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию.
В части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых отображаются, в том числе автомобильные дороги местного значения.
Действующим документом территориального планирования на территории городского округа Самара является Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539.
При разработке проектных решений Генерального плана городского округа Самара использовалась следующая градостроительная документация: "Схема магистралей, городского и внешнего транспорта" по Генеральному плану г. Куйбышева, утвержденному в 1986 году, "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 года.
Границы улицы Аэродромной предусмотрены действующим Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.08 N 539, а также ранее разработанной и утвержденной градостроительной документацией.
Выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара подтверждает, что спорный земельный участок находится в границах красных линий улицы Аэродромной. Обратного не представлено.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несостоятельности доводов заявителя о том, что установление красных линий по границам уже сформированных земельных участков нормами земельного и градостроительного законодательства не предусмотрено.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы заявителя о том, что то обстоятельство, что спорный земельный участок частично является местами общего пользования не может быть основанием к отказу в проведении аукциона, поскольку спорный земельный участок испрашивается обществом для размещения объектов общественно-делового назначения, в том числе для организации ярмарок, которые согласно информационного письма Министерства промышленности и торговли РФ от 03.03.2015 года N ЕВ-3949/08 могут и должны проводиться на местах общего пользования.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, со статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт а пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ).
Положениями статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса РФ градостроительная документация действует в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ и не требует переутверждения.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков является основанием для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ).
При этом доводы заявителя о том, что испрашиваемый земельный участок должен быть зарезервирован для использования под государственные (муниципальные) нужды в соответствии с решением Правительства Самарской области, суд первой инстанции также правомерно отклонил.
Согласно Методическим рекомендациям по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244, градостроительные ограничения - ряд требований, ограничивающих градостроительную деятельность в конкретном территориальном образовании.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание изложенное, действия Департамента, выразившиеся в отказе предоставления в аренду земельного участка, отраженные в распоряжении от 20.08.2018 N РД-1282 "Об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена" соответствуют нормам действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Поскольку при обращении с апелляционной жалобой заявителем государственная пошлина уплачена в большем размере, ему следует выдать справку на её возврат из бюджета в сумме 1500 руб.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 февраля 2019 года по делу N А55-28384/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать ООО "Производственно-торговое объединение "Колорит" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 9 от 05.03.2019 г. в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.