г. Казань |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А55-21112/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Киселевой Е.Н. (доверенность от 01.02.2019 N 003-2019),
ответчика - Шепеленко С.В. (доверенность от 05.09.2018 N 8942/5),
третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" - Журмановой Е.Е. (доверенность от 01.01.2019 N 37),
в отсутствие:
третьего лица - публичного акционерного общества "Т Плюс" - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Самара"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.01.2019 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А55-21112/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Самара" (г. Самара) о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (г. Самара) о нарушении антимонопольного законодательства и постановления о назначении административного наказания, с участием третьих лиц: публичного акционерного общества "Т Плюс", общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Самара" (далее - ООО "Газпром газораспределение Самара", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, антимонопольный орган) по делу N 12-9601-17/5 о нарушении антимонопольного законодательства (дело N А55-21112/2018).
Также ООО "Газпром газораспределение Самара" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Самарского УФАС России по делу об административном правонарушении от 16.07.2018 N 292-9601-18/5, которым заявитель был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 592 420 руб. (дело N А55-21495/2018).
Определением суда первой инстанции от 05.09.2018 по делу N А55-21495/2018 вышеназванные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера А55-21112/2018.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено публичное акционерное общество "Т Плюс" и общество с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.01.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Газпром газораспределение Самара" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Самарское УФАС России рассмотрено заявление общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" о нарушении ООО "Газпром газораспределение Самара" установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. В заявлении ООО "СВГК" указало на то, что "ООО "Газпром газораспределение Самара" выставляет ПАО "Т Плюс" к оплате оказанные услуги по транспортировке газа, определенные по тарифу, не установленному органом тарифного регулирования.
Решением Самарского УФАС России по делу N 12-9601-17/5 о нарушении антимонопольного законодательства, ООО "Газпром газораспределение Самара" признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Постановлением Управления по делу об административном правонарушении от 16.07.2018 N 292-9601-18/5, заявитель был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 592 420 руб.
Считая вышеназванные решение и постановление незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд.
При рассмотрении спора суды руководствовались следующим.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение хозяйствующим субъектом порядка ценообразования.
Часть 1 статьи 5 Закона защите конкуренции предусматривает, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (групп лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определение товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", услуги по транспортировке газа по трубопроводам относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Как установлено судами, ООО "Газпром газораспределение Самара" является газораспределительной организацией и оказывает соответствующие услуги по транспортировке газа трубопроводам.
ООО "Газпром газораспределение Самара" включено приказом ФЭК России от 16.01.2001 N 15/3 в реестр субъектов естественных монополий под номером 63.2.16.
Приказом ФСТ России от 29.05.2015 N 193-э/6 утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Самара" на территории Самарской области.
Для определения положения ООО "Газпром газораспределение Самара" на рынке оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям, принадлежащим обществу на праве собственности или на ином законном основании, Самарское УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном услуги рынке", провело ретроспективный анализ состояния конкуренции на данном рынке за 2016-2017 годы.
Установлено, что ООО "Газпром газораспределение Самара" в 2016-2017 годах занимало доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке газа по распределительным сетям, принадлежащим ему на праве собственности или на ином законном основании на территории Самарской области.
ООО "Газпром газораспределение Самара" и ПАО "Т Плюс" заключен договор на оказание услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям от 31.01.2017 N ДГВ-71, по условиям которого ГРО (ООО "Газпром газораспределение Самара") обязуется оказывать заказчику (ПАО "Т Плюс") услуги по транспортировке газа, поставляемого ООО "Газпром межрегионгаз Самара", по газораспределительным сетям, принадлежащим ГРО на праве собственности или ином законном основании, от выхода газораспределительной станции (ГРС) ООО "Газпром трансгаз Самара" ГРС-16 пгт. Алексеевка и ГРС-18 с. Рубежное до границы раздела с газораспределительными сетями ООО "СВГК", а заказчик обязуется своевременно оплачивать услуги ГРО в соответствии с утвержденными тарифами по транспортировке газа. Согласно пункту 2.3 договора от 31.01.2017 N ДГВ-71, годовой объем транспортировки газа на 2017 год составляет 513152,0 тыс.м3.
Пункт 5.1 договора от 31.01.2017 N ДГВ-71 предусматривает, что стоимость услуг по транспортировке газа, оказанных ГРО за расчетный период, определяется по установленному уполномоченным органом для ГРО тарифу на указанный вид услуг учетом НДС, исходя из общего объема газа, указанного в акте выполненных работ (услуг) по транспортировке газа за соответствующий расчетный период, оформленном соответствии с пунктом 4.4 настоящего договора.
Из пункта 5.2 данного договора следует, что расчеты производятся по тарифу на услуги по транспортировке газа, утвержденному уполномоченным органом. В случае, если на момент заключения настоящего договора ГРО не имеет утвержденного тарифа на услуги по транспортировке газа для соответствующей группы потребителей, расчеты по договору осуществляются по тарифу, обеспечивающему получение ГРО экономически обоснованной тарифной выручки, который по состоянию на 01.01.2017 составляет 175,91 руб. за 1000 м3 газа (без НДС). Дополнительно к тарифу на услуги по транспортировке газа для соответствующей группы потребителей заказчик оплачивает ГРО специальную надбавку к тарифам на услуги по транспортировке газа для финансирования программы газификации Самарской области, утвержденной Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 02.10.2014 N 246, в расчете на объем транспортированного газа, которая на момент заключения договора составляет 55,88 руб. за 1000 м3 (без учета НДС).
ООО "Газпром газораспределение Самара" пояснило, что основанием для заключения соответствующего договора послужило получение обществом запроса ПАО "Т Плюс" от 16.01.2017 N 138-00197.
ПАО "Т Плюс" представило в адрес ООО "Газпром газораспределение Самара" протокол разногласий от 06.02.2017 к договору на оказание услуг и транспортировке газа по газораспределительным сетям от 31.01.2017 N ДГВ-71, в котором предложило ООО "Газпром газораспределение Самара" изложить пункт 5.2 договора в следующей редакции: "Дополнительно к тарифу на услуги по транспортировке газа для соответствующей группы потребителей, при наличии утвержденного тарифа, Заказчик оплачивает ГРО специальную надбавку к тарифам на услуги по транспортировке газа для финансирования программы газификации Самарской области, утвержденной Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 02.10.2014 N 246, в расчете на объем транспортированного газа, которая на момент заключения договора составляет 55,88 руб. за 1000 м3 (без учета НДС)".
На основании части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
ООО "Газпром газораспределение Самара" оказывало и выставляло к оплате счета-фактуры за услуги по транспортировке газа тарифной группы 2 и транспортировке газа в транзитном потоке.
На основании подпункта "г" пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к распределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Приказом ФСТ России от 29.05.2015 N 193-э/б утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром распределение Самара" на территории Самарской области. При этом заявителю установлены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (руб/1000 м3) по группам потребителей с объемом потребления газа (млн.м3/год): свыше 500; от 100 до 500 включительно.
Кроме того, тариф ООО "Газпром газораспределение Самара" на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке (руб/1000 м3) составляет 175,91.
Суды признали, что ООО "Газпром газораспределение Самара" целенаправленно включило в договор с ПАО "Т Плюс" условие об оплате специальной надбавки.
Пункт 18 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7 (далее - Методические указания) предусматривает, что на транспортировку газа, проходящего по газораспределительным сетям данной газораспределительной организации (ГРО) и предназначенного для газоснабжения конечных потребителей, не входящих в зону обслуживания данной ГРО, устанавливается отдельный тариф.
Однако тарифы на транспортировку газа для конечных потребителей 1, 2 групп потребителей для ООО "Газпром газораспределение Самара" не установлены.
Исходя из принципов тарифообразования услуг на транспортировку газа (пункт 29 Методических указаний), объем транспортировки газа конкретному конечному потребителю должен быть учтен при расчете тарифа на транспортировку для ГРО только единожды. Использование данных объектов при определении тарифов на транспортировку для нескольких ГРО возможно только в том случае, если данный объем учитывается для одной ГРО для определения уровня тарифа на транспортировку, а для других ГРО - для определения транзитного тарифа. Объекты ПАО "Т Плюс" непосредственно присоединены к газораспределительным сетям ООО "СВГК", при этом суммарная протяженность транспортировки газа за период 2015-2017 годы не изменилась. Поскольку объекты ПАО "Т Плюс" непосредственно не присоединены к газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Самара", стоимость услуг общества по транспортировке газа должна рассчитываться по установленному транзитному тарифу.
Таким образом, услуги, предоставляемые ООО "Газпром газораспределение Самара" публичному акционерному обществу "Т Плюс", независимо от схем газоснабжения являются услугами по транспортировке газа в транзитном потоке и не могут выделяться в актах выполненных работ и счетах-фактурах отдельно как услуги по транспортировке газа по 2 тарифной группе.
Следовательно, как указали суды, действия ООО "Газпром газораспределение Самара" при заключении договора, выставлении ПАО "Т Плюс" актов выполненных работ и счетов по транспортировке газа потребителю 2 тарифной группы в отсутствие утвержденного регулирующим органом тарифа для конечных потребителей 1, 2 групп, свидетельствуют о нарушении установленного нормативными правовыми акта порядка ценообразования.
В результате действий ООО "Газпром газораспределение Самара", выразившихся в заключении с ПАО "Т Плюс" договора от 31.01.2017 N ДГВ-71, оказании ПАО "Т Плюс" услуг по транспортировке газа применением тарифа для 2 группы конечных потребителей вместо транзитного тарифа, ПАО "Т Плюс" в период с ноября 2016 года по май 2017 года частично не производило оплату услуг по транспортировке газа, оказанных ООО "СВГК" по утвержденным обществу тарифам.
Общая сумма просроченной оплаты за услуги ООО "СВГК", оказанные потребителю в полном объеме и надлежащим образом в ноябре 2016 года - мае 2017 года составила 121 018 184 руб. 80 коп., период просрочки оплаты - более 6 месяцев, что является для ООО "СВГК", осуществляющего свою деятельность только на территории Самарской области, крупным ущербом.
Принимая во внимание вышеизложенное, суды признали обоснованными выводы Самарского УФАС России о наличии в действиях ООО "Газпром распределение Самара" злоупотребления доминирующим положением - нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Результатом таких действий явилось ущемление интересов ООО "СВГК".
Совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
В отношении общества составлен протокол от 14.06.2018 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Постановлением Управления по делу об административном правонарушении от 16.07.2018 N 292-9601-18/5, заявитель был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 592 420 руб.
Событие правонарушения, за которое заявитель был привлечен к административной ответственности, установлено решением антимонопольного органа, а также вступившим в законную силу решением Жигулевского городского суда Самарской области от 24.10.2018 по делу по жалобе заместителя генерального директора - главного инженера ООО "Газпром газораспределение Самара" на постановление Самарского УФАС России о привлечении его к административной ответственности по делу N 526-9601/18/5.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имеется.
При рассмотрении доводов заявителя суды верно указали, что предметом спора по данному делу является обжалование решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 12-9601-17/5, принятого в связи со злоупотреблением ООО "Газпром газораспределение Самара" доминирующим положением и постановления Самарского УФАС России по делу N 292-9601-18/5 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а не обжалование действий (бездействия) органа регулирования тарифов (ФАС России) по неустановлению тарифов для ООО "Газпром газораспределение Самара" на услуги по транспортировке газа для 1-й и 2-й группы потребителей, следовательно, обстоятельства, касающиеся вопросов установления тарифа, не имеют значение для рассмотрения настоящего дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.01.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 по делу N А55-21112/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имеется.
При рассмотрении доводов заявителя суды верно указали, что предметом спора по данному делу является обжалование решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 12-9601-17/5, принятого в связи со злоупотреблением ООО "Газпром газораспределение Самара" доминирующим положением и постановления Самарского УФАС России по делу N 292-9601-18/5 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а не обжалование действий (бездействия) органа регулирования тарифов (ФАС России) по неустановлению тарифов для ООО "Газпром газораспределение Самара" на услуги по транспортировке газа для 1-й и 2-й группы потребителей, следовательно, обстоятельства, касающиеся вопросов установления тарифа, не имеют значение для рассмотрения настоящего дела."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 августа 2019 г. N Ф06-50816/19 по делу N А55-21945/2018