г. Казань |
|
29 августа 2019 г. |
Дело N А12-3988/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
при участии:
заявителя - Бдыковой И.А., представитель по доверенности от 01.11.2018,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РИТЭК"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 (председательствующий судья Степура С.М., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
по делу N А12-3988/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РИТЭК" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области от 25.01.2019 N 2/016-2018-ВН о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа размере 150 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РИТЭК" (далее - заявитель, общество, ООО "РИТЭК") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора, административный орган) от 25.01.2019 N 2/016-2018-ВН о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.03.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "РИТЭК", ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия установила следующее.
По делу оспаривается постановление Управления Росприроднадзора от 25.01.2019 N 2/016-2018-ВН о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Основанием для привлечения явилась информация, поступившая из Волгоградского филиала ФБУ "ТФГИ по ЮФО" от 17.12.2018 N 840 о непредоставлении в территориальный фонд отчетов о результатах завершенных геолого-разведочных работ по объекту под государственным регистрационным номером 18-17-480 в установленный срок (I квартал 2018 года).
В целях проверки поступившей информации Управлением Росприроднадзора на основании приказа руководителя Управления от 16.11.2018 N 272 в период с 26.11.2018 по 21.12.2018 проведена плановая выездная проверка ООО "РИТЭК" законодательства о недрах, земельного и водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды.
По результатам проверки 25.12.2018 составлен акт N 272/2018 о нарушении заявителем пункта 9.1 условий пользования недрами ВЛГ 02194 НР, пункта 10 части 2 статьи 22 Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон о недрах).
В отношении ООО "РИТЭК" 11.01.2019 составлен протокол N 2/016-2018-ВН об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением от 25.01.2019 N 2/016-2018-ВН ООО "РИТЭК" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Полагая, что оспариваемое постановление административного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, полагая, что ни лицензия ВЛГ 02194 НР, ни статьи 22 и 27 Закона о недрах не содержат указание на сроки, в течение либо по истечении которых недропользователь обязан представить геологическую информацию. Федеральным агентством по недропользованию до настоящего времени не издан нормативный правовой акт, определяющий сроки представления геологической информации, а указание Департаментом по недропользованию по Южному Федеральному округу в уведомлении конкретных сроков сдачи отчетных документов само по себе не влечет включение соответствующих сроков в число лицензионных условий, обязательных для соблюдения недропользователем.
Апелляционная инстанция, руководствуясь положениями статей 12, 27 Закона о недрах, принимая во внимание содержание раздела 9 Приложения N 1 к лицензии, согласилась с требованиями административного органа о необходимости предоставления геологической информации ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
Заявитель кассационной жалобы считает выводы суда апелляционной инстанции основанными на ошибочном толковании как норм права, так и условий лицензирования.
Судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для пересмотра постановления суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
ООО "РИТЭК" осуществляет пользование недрами на участке Журавский на основании лицензии ВЛГ 02194 НР с целевым назначением - геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых. Срок действия до 13.07.2037.
Отношения, возникающие, в частности, в области геологического изучения, использования и охраны недр регулируются Законом о недрах.
В силу части первой статьи 11 данного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Приложение N 1, которое является неотъемлемой частью лицензии ВЛГ 02194 НР, содержит условия пользования недрами ООО "РИТЭК".
В разделе 9 данного Приложения предусмотрены требования по предоставлению геологической информации и условия ее использования.
Согласно пункту 9.1. раздела 9 геологическая информация о недрах подлежит представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды.
Пунктом 9.5 раздела 9 предусмотрено, что пользователь недр обязан ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять в соответствующий территориальный орган Федерального агентства по недропользователю информационный отчет о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр в порядке, определяемом Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в Приложении к лицензии отсутствует обязанность предоставления в территориальный фонд в порядке, предусмотренном Законом о недрах.
Между тем данный довод противоречит пункту 9 Порядка представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов от 04.05.2017 N 216 (далее - Порядок), в котором первичная геологическая информация о недрах и интерпретированная геологическая информация о недрах представляется пользователями недр, осуществляющими проведение работ на участке недр в соответствии с лицензией на пользование недрами за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, в федеральный фонд геологической информации и территориальные фонды геологической информации по субъектам Российской Федерации, а в отношении участков недр местного значения - также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации в следующие сроки:
Интерпретированная геологическая информация о недрах в форме геологической отчетности пользователей недр, осуществляющих геологическое изучение недр, для составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственной отчетности пользователей недр, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, для составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых - ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
Данный Порядок устанавливает правила представления геологической информации о недрах пользователями недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальный фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации.
В силу положений пункта 4 Порядка пользователь недр по лицензии на пользование недрами является ответственным за представление геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и территориальные фонды геологической информации по субъектам Российской Федерации, а также фонды геологической информации субъектов Российской Федерации.
Таким образом, порядок с 05.09.2017 вводит обязательное требование геологической информации о недрах пользователями недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальный фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации. Лицензионные требования, а также приложения к нему не могут отменять либо противоречить нормативным требованиям, регулирующим спорные правоотношения
Административным органом установлено и подтверждено Двенадцатым арбитражным апелляционным судом, в установленный срок (1 квартал 2018 года) в территориальный фонд не сданы отчеты по объектам с государственными номерами 18-17-480 (дата регистрации - 17.04.2017).
В соответствии с информацией ООО "РИТЭК" (письмо исх N ЛСН-9 от 22.01.2019) отчет (государственными номерами 18-17-480) по теме "Анализ результатов поисково-оценочного бурения скважины 3 Донской в пределах Зимовской структуры" сдан в Волгоградский филиал ФБУ "ТФГИ по ЮФО" лишь 28.12.2018.
Таким образом, исходя из условий лицензии ООО "РИТЭК" обязано было предоставить геологическую информацию в соответствующие органы по объектам с государственными номерами 18-17-480 (дата регистрации - 17.04.2017) не позднее 15.02.2018, представлена лишь 28.12.2018, что не оспаривается обществом.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Порядок не подлежит применению на спорные правоотношения, возникшие 17.04.2017 отклоняются судом, поскольку с началом действия данного Порядка (05.09.2017) у недропользователей возникает обязанность по его соблюдению. В рассматриваемом случае обществу вменяется непредоставление отчетов о результатах завершенных геолого-разведочных работ по объектам под государственным регистрационным номером 18-17-480 в установленный срок (I квартал 2018).
Довод заявителя кассационной жалобы о неуказании в постановлении административного органа пункта 9.5 Условий, рассмотрен судом апелляционной инстанции и ему дана надлежащая оценка, согласно которой отсутствие данного пункта в постановлении не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения и не может служить основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Является также несостоятельной ссылка заявителя кассационной жалобы на Определение Верховного суда Российской Федерации от 21.02.2017 N 304-АД16-20834, поскольку по указанному делу оспаривается постановление административного органа от 16.12.2015, то есть до вступления в силу Порядка представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов от 04.05.2017 N 216.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции признает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права, в связи с чем не находит оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 по делу N А12-3988/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционная инстанция, руководствуясь положениями статей 12, 27 Закона о недрах, принимая во внимание содержание раздела 9 Приложения N 1 к лицензии, согласилась с требованиями административного органа о необходимости предоставления геологической информации ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
...
Отношения, возникающие, в частности, в области геологического изучения, использования и охраны недр регулируются Законом о недрах.
...
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
...
По мнению заявителя кассационной жалобы, в Приложении к лицензии отсутствует обязанность предоставления в территориальный фонд в порядке, предусмотренном Законом о недрах."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 августа 2019 г. N Ф06-50670/19 по делу N А12-3988/2019