Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29 августа 2019 г. N Ф06-50670/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А12-3988/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" мая 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Разгильдяевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2019 года по делу N А12-3988/2019 (судья Маслова И.И)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (ИНН 6317130144, ОГРН 1186313094681, 443041, г. Самара, ул. Ленинская, д. 120А)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. Профсоюзная, 30, ОГРН 1043400433240, ИНН 3445070230)
о признании незаконным постановления,
при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания"- Брыкова Ирина Адольфовна, действующая на основании доверенности от 01.11.2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РИТЭК" (далее - ООО "РИТЭК", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (далее - Росприроднадзор, административный орган) N 2/016-2018-ВН от 25.01.2019 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2019 года требования общества с ограниченной ответственностью "РИТЭК" удовлетворены, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области о назначении административного наказания от 25.01.2019 N 2/016-2018-ВН по части 2 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей признано незаконным и отменено.
Административный орган, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ООО "РИТЭК" в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 11 апреля 2019 года.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "РИТЭК" на территории Волгоградской области осуществляет пользование недрами на основании лицензии ВЛГ 02194 НР с целевым назначением - геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку и добычу полезных ископаемых в пределах Иловлинского и Фроловского районов Волгоградской области на участке Донском.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области на основании приказа руководителя Управления от 16.11.2018 N 272 в период с 26.11.2018 по 21.12.2018 проведена плановая выездная проверка ООО "РИТЭК" законодательства о недрах, земельного и водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно информации Волгоградского филиала ФБУ "ТФГИ по ЮФО" от 17.12.2018 N 840 ООО "РИТЭК" в установленный срок (1 квартал 2018 года) в территориальный фонд не сданы отчеты о результатах завершенных геолого-разведочных работ по объектам под государственными регистрационными номерами 18-17-480.
25 декабря 2018 года составлен акт проверки N 272/2018, которым установлен факт нарушения ООО "РИТЭК" обязательных требований законодательства Российской Федерации о недрах, а именно ООО "РИТЭК" не представило в срок геологическую информацию о недрах, чем нарушило пункт 9.1 условий пользования недрами ВЛГ 02194 НП, пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах.
Поданному факту 11 января 2019 года в отношении ООО "РИТЭК" составлен протокол N 2/016-2018-ВН об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 25.01.2019 N 2/016-2018-ВН ООО "РИТЭК" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
ООО "РИТЭК" с указанными постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ни лицензия ВЛГ 02194 НР, ни статьи 22 и 27 Закона о недрах не содержат указание на сроки, в течение либо поистечении которых недропользователь обязан представить геологическую информацию. Федеральным агентством по недропользованию до настоящего времени не издан нормативный правовой акт определяющий сроки представления геологической информации, а указание Департаментом по недропользованию по Южному Федеральному округу в уведомлении конкретных сроков сдачи отчетных документов само по себе не влечет включение соответствующих сроков в число лицензионных условий, обязательных для соблюдения недропользователем.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Объективную сторону указанного административного правонарушения образует пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Субъектом ответственности выступают лица, обладающие соответствующей лицензией на недропользование.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, урегулированы положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах, Закон N 2395-1).
На основании части 7 статьи 9 названного Закона права и обязанности пользователей недр возникают с даты государственной регистрации полученных лицензий на право пользования недрами.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В силу статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения).
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр (пункт 1), а также выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10).
Согласно статьи 27 Закона о недрах под геологической информацией о недрах понимаются информация о геологическом строении недр, о находящихся в них полезных ископаемых (в том числе о специфических минеральных ресурсах, подземных водах), об условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр (в том числе о подземных полостях естественного или искусственного (техногенного) происхождения), данные наблюдений, полученные при осуществлении предусмотренных настоящим Законом видов пользования недрами, при охране недр, при использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, при осуществлении в соответствии с другими федеральными законами видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, и представленные на бумажном или электронном носителе либо на иных материальных носителях (в образцах горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и на иных материальных носителях первичной геологической информации о недрах).
Геологическая информация о недрах подразделяется на первичную геологическую информацию о недрах и интерпретированную геологическую информацию о недрах.
Под первичной геологической информацией о недрах понимается геофизическая, геохимическая и иная информация о недрах, полученная непосредственно в процессе осуществления предусмотренных настоящим Законом видов пользования недрами, а также видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, осуществляемых в соответствии с другими федеральными законами.
Под интерпретированной геологической информацией о недрах понимаются результаты обработки первичной геологической информации о недрах, включая геологические отчеты, карты, планы, эскизы.
Обладателем геологической информации о недрах для целей настоящего Закона признается лицо, которое самостоятельно за счет собственных средств получило геологическую информацию о недрах либо приобрело на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к геологической информации о недрах.
Первичная геологическая информация о недрах и интерпретированная геологическая информация о недрах, полученные пользователем недр, подлежат представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды. Геологическая информация о недрах в отношении участка недр местного значения, полученная пользователем недр, также подлежит представлению пользователем недр в фонд геологической информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот участок недр местного значения. В случае, если участок недр местного значения расположен на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, геологическая информация о недрах подлежит представлению пользователем недр в фонды геологической информации соответствующих субъектов Российской Федерации.
Перечни первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых, требования к содержанию геологической информации о недрах и форма ее представления, порядок представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр.
Министерством природных ресурсов приказом от 04.05.2017 N 216 утвержден Порядок представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (начало действия с 05.09.2017 года).
Настоящий Порядок устанавливает правила представления геологической информации о недрах пользователями недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальный фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации.
Ответственным за представление геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и территориальные фонды геологической информации по субъектам Российской Федерации, а также фонды геологической информации субъектов Российской Федерации являются, в том числе пользователь недр по лицензии на пользование недрами (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 9 указанного Порядка первичная геологическая информация о недрах и интерпретированная геологическая информация о недрах представляется пользователями недр, осуществляющими проведение работ на участке недр в соответствии с лицензией на пользование недрами за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, в федеральный фонд геологической информации и территориальные фонды геологической информации по субъектам Российской Федерации, а в отношении участков недр местного значения - также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации в следующие сроки:
интерпретированная геологическая информация о недрах в форме геологической отчетности пользователей недр, осуществляющих геологическое изучение недр, для составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственной отчетности пользователей недр, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, для составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых - ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным;
интерпретированная геологическая информация о недрах о результатах работ по геологическому изучению недр, проведенных на участке недр, и соответствующая ей первичная геологическая информация, - не позднее 6 месяцев с даты завершения указанных работ в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектной документацией на проведение указанных работ, прошедшей экспертизу в порядке, предусмотренном статьей 36.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", или с даты выдачи заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр по результатам завершенных работ, проведенных на участке недр, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила раньше.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии нормативно установленных сроков предоставления геологическая информация о недрах является неправомерным.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии в Условиях лицензии сроков предоставления геологической информации также противоречат материалам дела и является неправомерными по следующим основаниям.
ООО "РИТЭК" осуществляет пользование недрами на основании лицензии ВЛГ 02194 НР со сроком действия до 13.07.2037 года.
Условия пользования недрами (приложение N 1) содержит требования по предоставлению геологической информации и условия ее пользования в разделе 9.
Согласно пункту 9.1. Условий пользованиями недрами геологическая информация о недрах подлежит представлению в федеральный и территориальные фонды геологической информации.
Пунктом 9.5. раздела 9 "Требования по предоставлению геологической информации и условия ее пользования" предусмотрено, что пользователь недр обязан ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять в соответствующий территориальный орган Федерального агентства по недропользованию информационный отчет о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр в порядке, определяемом Федеральным органом агентством по недропользованию и его территориальными органами.
Из содержания условий лицензии в их совокупности и взаимосвязи апелляционный суд приход к выводу, что в соответствии со статьей 12 Закона о недрах лицензией ВЛГ 02194 НР определены сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 Закона о недрах - ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
Административным органом установлено, что согласно информации Волгоградского филиала ФБУ "ТФГИ по ЮФО" от 17.12.2018 N 840 ООО "РИТЭК" в установленный срок (1 квартал 2018 года) в территориальный фонд не сданы отчеты по объектам с государственными номерами 18-17-480 (дата регистрации - 17.04.2017).
В соответствии с информацией ООО "РИТЭК" (письмо исх N ЛСН-9 от 22.01.2019 года) отчет (государственными номерами 18-17-480) по теме "Анализ результатов поисково-оценочного бурения скважины 3 Донской в пределах Зимовской структуры" сдан Волгоградский филиал ФБУ "ТФГИ по ЮФО" лишь 28.12.2018 года
Таким образом, исходя из условий лицензии ООО "РИТЭК" обязано было предоставить геологическую информацию в соответствующие органы по объектам с государственными номерами 18-17-480 (дата регистрации - 17.04.2017) не позднее 15 февраля 2018 года, представлена лишь 28.12.2018 года.
Обществом не оспаривается факт того, что до 28.12.2018 года геологическая информация не представлялась.
Суд признает довод общества о том, что пункт 9.5 Условий пользования недрами регулирует не предоставление геологической информации несостоятельным, т.к. пункт 9.5 находится в разделе 9 "Требования по предоставлению геологической информации и условия ее пользования".
Общество также считает, что в оспариваемом постановлении не установлено нарушения п. 9.5. Условий лицензии.
Суд апелляционной инстанции считает, что в оспариваемом постановлении административного органа указаны существенные обстоятельства правонарушения, а именно не представление в установленный срок геологической информации о недрах и как следствие не обеспечение выполнений условий, установленных лицензией. Не указание в постановлении пункта 9.5 Условий не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения и не может служить основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судом апелляционной инстанции, нарушений не допущено.
При назначении наказания административный орган учел смягчающие обстоятельства и снизил размер штрафа с 300000 руб. до 150000 руб., применив ч. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ.
При рассмотрении вопроса о соблюдении административным органом срока давности привлечения ООО "РИТЭК" к административной ответственности суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Федеральным законом от 20.12.2017 N 414-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ в редакции, действующей с 20.12.2017, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Таким образом, поскольку обществом обязанность по предоставлению информации в срок до 15.02.2018 не исполнена, датой совершения административного правонарушения является 16.02.2018 года. Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, начинает течь с 16.02.2018 и заканчивается 16.02.2019.
Следовательно, постановление о назначении административного наказания от 25.01.2019 N 2/016-2018-ВН вынесено в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ООО "РИТЭК" требований.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2019 года по делу N А12-3988/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.