г. Казань |
|
05 сентября 2019 г. |
Дело N А72-20510/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.03.2019 (судья Кнышевский Д.Л.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019 (председательствующий судья Демина Е.Г., судьи Морозов В.А., Шадрина О.Е.)
по делу N А72-20510/2018
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агат", г. Ульяновск (ОГРН 1147327002811, ИНН 7327073507) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, г. Ульяновск (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082), Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск (ОГРН 1027301160886, ИНН 7325037133) о взыскании задолженности по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества дома, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агат" (далее - ООО "Агат", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к муниципальному образованию "город Ульяновск" (далее - МО "город Ульяновск") в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска (первый ответчик) о взыскании 37 470 руб. 58 коп. задолженности по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества дома за период с 22.04.2017 по 30.09.2018.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска (далее - Управление ЖКХ, второй ответчик).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.03.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019, с МО "город Ульяновск" в лице Управления ЖКХ за счет казны МО "город Ульяновск" в пользу ООО "АГАТ" взыскано 34 497 руб. 34 коп. долга, 2973 руб. 24 коп. неустойки за период с 27.02.2018 по 26.11.2018, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки, со дня вступления решения в законную силу и до момента фактического исполнения денежного обязательства по уплате долга, 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований к первому ответчику отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление ЖКХ обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку Управление ЖКХ не является собственником жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и не осуществляет полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну МО "город Ульяновск", а также не обладает сведениями о площади жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, истец является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр. Хо Ши Мина, 23 на основании договора, заключенного с собственниками указанного дома.
МО "город Ульяновск" принадлежит на праве собственности нежилое помещение площадью 370,7 кв. м, расположенное в указанном доме.
Согласно протоколу от 27.11.2016 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 23 по пр. Хо Ши Мина г. Ульяновск очным голосованием принято решение прекратить формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора Фонда модернизации ЖКК Ульяновской области, формировать фонд капитального ремонта на специальном банковском счете с перечислением денежных средств со счета регионального оператора на специальный банковский счет и перечислением взносов на капитальный ремонт на специальный банковский счет в целях формирования фонда капитального ремонта. Утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества дома с одного кв.м. общей площади помещения в доме, принадлежащего собственнику такого помещения, равным установленному минимальному размеру ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома нормативным правовым актом. Общим собранием постановлено: определить управляющую организацию ООО "АГАТ" владельцем специального банковского счета и лицом, уполномоченным на открытие специального банковского счета; на совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном банковском счете, в том числе подписания необходимых документов, касающихся заключения договора на открытие специального банковского счета и совершения расчетно-кассовых операций с денежными средствами, находящихся на специальном банковском счете.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.04.2016 N 168-П "Об утверждении минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области" установлен на территории Ульяновской области с 01.06.2016 минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в размере 5,40 руб. за квадратный метр площади помещения в многоквартирных домах выше девяти этажей.
По расчету истца за период с 22.04.2017 по 30.09.2018 задолженность ответчика по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр. Хо Ши Мина, 23, составляет 34 497 руб. 34 коп., что послужило основанием для обращения истца в суд вышеуказанным иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьями 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 153-155, 158, 175 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, согласно которым собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ).
Согласно статье 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть, в том числе, управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Рассматривая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от 19.05.2006 в подтверждение права муниципальной собственности спорного помещения.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2018 по делу N А72-7604/2018 установлено, что согласно представленной в материалы дела ведомственной структуре расходов бюджета МО "город Ульяновск" на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 29.11.2017 N 130, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности, является Управление ЖКХ.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с Положением об Управлении ЖКХ, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90, Управление является органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий. От имени МО "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска: представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений. Кроме того, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком по иску является МО "город Ульяновск" в лице Управления ЖКХ, так как именно на данный орган администрации города в соответствии с приведенным решением Ульяновской Городской Думы будет возложена обязанность по исполнению судебного акта по настоящему делу.
При таких обстоятельствах исковые требования заявленные к МО "город Ульяновск" в лице первого ответчика обоснованно оставлены без удовлетворения.
Пунктом 1 статьи 126, статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим муниципальную казну.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 (ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при удовлетворении исков в отношении указанных субъектов в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Следовательно, плата за содержание и ремонт общего имущества в отношении муниципальных нежилых помещения должна быть возложена на казну МО "город Ульяновск".
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки в размере 2973 руб. 24 коп. за период с 27.02.2018 по 26.11.2018, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с момента вступления решения суда в законную силу по день фактического исполнения решения суда.
В соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Представленный истцом расчет ответчиком не оспорен, проверен судом первой инстанции и признан правильным.
При таких обстоятельствах требование истца в части взыскания неустойки в размере 2973 руб. 24 коп. за период с 27.02.2018 по 26.11.2018, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с момента вступления решения суда в законную силу по день фактического исполнения решения судом первой инстанции также правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, обоснованно отклонен.
Установлено, что согласно ведомственной структуре расходов бюджета МО город Ульяновска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденный решением Ульяновской Городской Думы от 29.11.2017 N 130 "Об утверждении бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящиеся в муниципальной собственности, является Управление ЖКХ.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику основанием для отмены обжалуемых судебных актов не является. Исковые требования удовлетворены в отношении собственника муниципальных нежилых помещений МО "город Ульяновск" за счет муниципальной казны.
Согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ в казну входит все имущество публично-правового образования, в том числе средства, отраженные в бюджете, кроме закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями. Аналогичное правило о казне муниципального образования содержится в пункте 3 статьи 215 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Устава МО "город Ульяновск" главным распорядителем средств местного бюджета является администрация города Ульяновска. Оба ответчика являются органами администрации города Ульяновска, которые осуществляют свою деятельность на основании Положений, утвержденных Ульяновской Городской Думой в пределах своей компетенции.
В связи с этим указание в решении суда на взыскание денежных средств с МО "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска или Управления ЖКХ не является препятствием для исполнения решения суда и не изменяет порядок его исполнения, предусмотренный статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку средства муниципального бюджета являются частью муниципальной казны.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.03.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019 по делу N А72-20510/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ в казну входит все имущество публично-правового образования, в том числе средства, отраженные в бюджете, кроме закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями. Аналогичное правило о казне муниципального образования содержится в пункте 3 статьи 215 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Устава МО "город Ульяновск" главным распорядителем средств местного бюджета является администрация города Ульяновска. Оба ответчика являются органами администрации города Ульяновска, которые осуществляют свою деятельность на основании Положений, утвержденных Ульяновской Городской Думой в пределах своей компетенции.
В связи с этим указание в решении суда на взыскание денежных средств с МО "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска или Управления ЖКХ не является препятствием для исполнения решения суда и не изменяет порядок его исполнения, предусмотренный статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку средства муниципального бюджета являются частью муниципальной казны."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 сентября 2019 г. N Ф06-50688/19 по делу N А72-20510/2018