г. Казань |
|
11 сентября 2019 г. |
Дело N А57-28257/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы отдела (инспекция) в Саратовской области Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта и общества с ограниченной ответственностью "ТРАССА-СЕРВИС"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 (председательствующий Степура С.М., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
по делу N А57-28257/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТРАССА-СЕРВИС" (ОГРН 1166451050809, ИНН 6451008846), с участием заинтересованных лиц: отдела (инспекция) в Саратовской области Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта (ОГРН 1045207821, ИНН 5262130969), начальника отдела (инспекции) в Саратовской области Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта Призова Евгения Борисовича (ОГРН 1045207821, ИНН 5262130969), об изменении постановления отдела (инспекции) в Саратовской области Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта по делу об административном правонарушении от 30.11.2018 N 167 ю в части назначенного административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТРАССА-СЕРВИС" (далее - ООО "ТРАССА-СЕРВИС", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об изменении в части назначенного административного наказания постановления начальника отдела (инспекции) в Саратовской области Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта (далее - отдел (инспекция) в Саратовской области ПМТУ Росстандарта) по делу об административном правонарушении от 30.11.2018 N 167ю, вынесенного в отношении ООО "ТРАССА-СЕРВИС" по части 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), замене административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб. на предупреждение.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.02.2019 отменено. По делу принят новый судебный акт.
Изменено постановление отдела (инспекции) в Саратовской области ПМТУ Росстандарта по делу об административном правонарушении от 30.11.2018 N 167ю в части административного наказания, назначен штраф в размере 158 378 рублей.
В кассационной жалобе отдел (инспекция) в Саратовской области Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта просит постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 отменить, и оставить в силе решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.02.2019.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции неверно применены положения пункта 4.5 статьи 3.5 КоАП РФ.
Указанная норма прописана в главе "Административный штраф" и определяет общую ограничившую норму для установления размера административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации топлива. Статья 14.43.1 КоАП РФ находится в "Раздела II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ".
В кассационной жалобе ООО "ТРАССА-СЕРВИС" просит изменить постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019, принять по делу новый судебный акт.
Общество полагает, что сумма штрафа в обжалуемом постановлении посчитана неправильно. Суд апелляционной инстанции произвел расчет штрафа, не только исходя из выручки автомобильного бензина АИ-92-К5, но и выручки от реализации дизельного топлива ДТ-Л-К5. Санкции части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ следует рассматривать в контексте с положениями пункта 4.5 статьи 3.5 КоАП РФ, согласно которой размер административного штраф, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации топлива, не может превышать 3 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
В соответствии с примечанием 3 к статье 14.43.1 КоАП РФ, для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 или 3 настоящей статьи, используется сумма выручки правонарушителя, полученная от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования ТР ТС "О требованиях к автомобильному и рационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", на конкретном объекте, на котором установлен факт административного правонарушения.
Размер выручки от реализации автомобильного бензина АИ-92-К5 за 2017 год составляет 801 943 руб. (постановление по делу об административном правонарушении от 30.11.2018 N 167ю), следовательно, размер штрафа не должен превышать 3% от размера выручки АИ-92-К5, что составляет 801 943 руб. x 3% = 24 058, 29 руб.
Кроме того, проверка ООО "ТРАССА-СЕРВИС" была осуществлена на основании приказа ПМТУ Росстандарта от 10.10.2018 N 1706 с 22.10.2018 по 16.11.2018. По результатам одной проверки составлено два Постановления об административном правонарушении: от 30.11.2018 N 167 ю по недостаткам бензина АИ-92-К5 - штраф 500 000 руб., от 30.11.2018 N 168ю по недостаткам дизельного топлива ДТ-Л-К5 - штраф 500 000 руб. Первое постановление обжаловано обществом в рамках настоящего дела. Второе постановление обжаловано в рамках дела NА57-28256/2018.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.08.2019 в соответствии с частью 5 статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство было отложено на 10.09.2019 на 11 часов 00 минут.
Определением от 09.09.2019 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Закировой И.Ш. на судью Топорова А.В. в связи с отпуском судьи Закировой И.Ш., рассмотрение дела начато сначала.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019, и оставлении в силе решения Арбитражного суда Саратовской области от 15.02.2019 в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ПМТУ Росстандарта проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ТРАССА-СЕРВИС", осуществляющего деятельность по реализации нефтепродуктов по адресу: Саратовская область, Саратовский район, с. Еремеевка, 326 км.
В ходе проверки были отобраны образцы реализуемого топлива (акт отбора образцов от 22.10.2018) - автомобильного бензина АИ-92-К5, дизельного топлива ДТ-Л-К5 и направлены в аккредитованную испытательную лабораторию Федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Татарстан".
В результате проведенных испытаний (протоколы испытаний от 07.11.2018 г. N 948/18 и N 948/18) было установлено несоответствие отобранных проб требованиям пункта 4.4 статьи 4, приложению 3 Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту".
По результатам проверки оформлен акт проверки от 16.11.2018 N 175 и протокол об административном правонарушении N 175с/1 по части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ.
Постановлением об административном правонарушении от 30.11.2018 N 167ю ООО "ТРАССА-СЕРВИС" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ООО "ТРАССА-СЕРВИС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Установив наличие в деянии общества состава вменяемого правонарушения, соблюдение административный органом порядка проведения проверки и процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, отсутствие оснований для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о законности постановления начальника отдела (инспекции) в Саратовской области ПМТУ Росстандарта по делу об административном правонарушении от 30.11.2018 N 167ю, вынесенного в отношении ООО "ТРАССАСЕРВИС" по части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с доводами ООО "ТРАССА-СЕРВИС", что административным органом при назначении наказания не учтены положения нормы части 4.5. статьи 3.5 КоАП РФ, в связи с чем пришел к выводу, что исходя из размера выручки, размер штрафа подлежит назначению в размере 3% и составляет 158 378 руб.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что Федеральным законом от 29.12.2017 N 446-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке" (вступает в силу 29.01.2018) введена часть 4.5. статьи 3.5 КоАП РФ, в соответствии с которой размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации топлива, не может превышать 3 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Таким образом, указанной нормой установлено ограничение на размер административного штрафа, который может быть применен к организации, которая осуществляет реализацию топлива.
Согласно абзацу 21 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) объектом технического регулирования технического регламента является продукция.
На основании пункта 1 ТР ТС 013/2011 объектом технического регулирования ТР ТС 013/2011 является автомобильный и авиационный бензин, дизельное и судовое топливо, топливо для реактивных двигателей и мазут.
Следовательно, при расчете суммы штрафа по части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ используется сумма выручки от реализации всех видов топлива, реализуемых на конкретном объекте, на котором установлен факт административного нарушения. Поскольку на АЗС, на которой выявлен факт правонарушения, заявителем реализовывались автомобильный бензин и дизельное топливо, то для расчета суммы штрафа необходимо использовать сумму выручки от реализации автомобильного бензина и дизельного топлива за 2017 год.
Между тем, данные выводы суда апелляционной инстанции являются ошибочными, принятыми при неверном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкцией части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, совершение юридическим лицом действий, изложенных в диспозиции данной нормы, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 1 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно пункту 3 примечания к указанной статье, для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 или 3 настоящей статьи, используется сумма выручки правонарушителя, полученная от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", на конкретном объекте, на котором установлен факт административного правонарушения.
Из оспариваемого постановления следует, что административным органом размер административного штрафа рассчитывался исходя из суммы выручки от реализации автомобильного топлива АИ-92-К5 за 2017 год, которая составила 8 019,43 руб. (1 процент от 801 943 руб.)
Указанный расчет административным органом составлен в соответствии с пунктом 3 примечания к статье 14.43.1 КоАП РФ, поскольку размер штрафа должен рассчитываться исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза.
Положения пункта 3 примечания к статье 14.43.1 КоАП РФ не содержат указания, что используется сумма выручки от реализации всех видов топлива, реализуемых на конкретном объекте.
Из буквального текста указанной нормы следует, что используется сумма выручки правонарушителя, полученная от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", на конкретном объекте.
Согласно определениям, содержащимся в пункте 2.1 ТР ТС 013/2011 и автомобильный бензин, и дизельное топливо являются отдельными наименованиями топлива.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 3 "Требования к обращению топлива на рынке" ТР ТС 013/2011 при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о наименовании и марке топлива.
Кроме того, согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлениях от 15.07.1999 N 11-П, от 11.03.1998 N 8-П и от 12.05.1998 N 14-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.02.2014 N 4-П указал, что меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции, что при определении размера штрафа следует исходить от размера выручки при реализации всех видов топлива на конкретном объекте противоречит пункту 3 примечания к статье 14.43.1 КоАП РФ и не соответствует характеру правонарушения.
Что касается положений части 4.5. статьи 3.5 КоАП РФ, то данная норма была введена одним и тем же Федеральным законом от 29.12.2017 N 446-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке" (вступает в силу 29.01.2018), что и положения нормы части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, следовательно, часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ, смягчающая или отменяющая административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, не применима в рассматриваемом случае.
С учетом изложенного, административный орган правильно исчислил сумму административного штрафа, установленную частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ в размере одного процента суммы выручки от реализации автомобильного топлива АИ-92-К5 за 2017 год, которая составила 8 019,43 руб. (1 процент от 801 943 руб.)
Вместе с тем, санкцией части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ минимальный размер штрафа установлен в размере не менее пятисот тысяч рублей.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал законным постановление начальника отдела (инспекции) в Саратовской области ПМТУ Росстандарта по делу об административном правонарушении N 167ю от 30.11.2018, вынесенного в отношении ООО "ТРАССА-СЕРВИС" по части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб. В данном случае размер санкций не превышен.
Согласно части 2 статьи 287 АПК РФ, по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
С учетом изложенного постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 подлежит отмене, с оставлением в силе решения Арбитражного суда Саратовской области от 15.02.2019, кассационная жалоба отдела (инспекция) в Саратовской области Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта подлежащей удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 по делу N А57-28257/2018 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.02.2019 по делу N А57-28257/2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 287 АПК РФ, по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
С учетом изложенного постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 подлежит отмене, с оставлением в силе решения Арбитражного суда Саратовской области от 15.02.2019, кассационная жалоба отдела (инспекция) в Саратовской области Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта подлежащей удовлетворению в полном объеме."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 сентября 2019 г. N Ф06-50019/19 по делу N А57-28257/2018