г. Казань |
|
13 сентября 2019 г. |
Дело N А65-41353/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.04.2019 (судья Хуснутдинова А.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019
по делу N А65-41353/2018
по исковому заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674) к закрытому акционерному обществу "Вектр" (ОГРН 1031621009606, ИНН 1655072128) о взыскании задолженности по арендной плате, пени,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - истец, Комитет) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Вектр" (далее - ответчик, общество "Вектр", общество) о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.10.2016 по 14.11.2017 в сумме 366 487,93 руб., пени за период с 15.02.2016 по 10.05.2018 в сумме 135 037,54 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.04.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, Комитет обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм действующего законодательства. По мнению заявителя жалобы, при расчете арендной платы правомерно применен поправочный (повышающий) коэффициент со значением 2 "под прочие объекты", вместо коэффициента 1 "под жилье", который составлял в период с 2014 по 2017 годы, поскольку среди перечня коэффициентов, учитывающих вид использования земельного участка, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74, вид использования земельного участка "жилой дом" со встроенно- пристроенной многоуровневой автостоянкой" отсутствует; арендатор исполнял в указанной части договор по цене, установленной договором, не возражал относительно размера примененного коэффициента.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Комитетом (арендодатель) и обществом "Вектр" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 04.12.2014 N 18126, по условиям которого последнему передан в аренду на 3 года сроком до 04.11.2017 земельный участок с кадастровым номером 16:50:110510:4642 с разрешенным видом использования- для завершения строительства жилого дома, из категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 5780 кв.м., расположенный по адресу: г. Казань, ул. Четаева.
Порядок начисления арендной платы установлен разделом 3 названного договора, в соответствии с которым, арендатор самостоятельно исчисляет годовую сумму арендной платы за землю, подлежащую к уплате ежегодно по настоящему договору; годовая сумма арендной платы, подлежащая ежегодно к уплате по договору, рассчитывается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю", решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 11.11.2013 N 5-26 "О земельном налоге" по формуле: Апл = УПКСЗ х Рс х Кф х Пл, где Апл - годовая сумма арендной платы за землю; УПКСЗ - удельный показатель кадастровой стоимости земли; Рс - размер ставки земельного налога, в % от кадастровой стоимости земли; Кф - поправочный коэффициент к ставкам земельного налога, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка, Пл - площадь земельного участка; арендатор вносит арендную плату ежемесячно не позднее 15 числа каждого текущего месяца в размере, указанном в приложении к договору.
Также договором предусмотрено, что в случае несвоевременного внесения арендной платы арендатор обязуется оплатить арендодателю неустойку (пени) в размере 0,1% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки (пункт 3.5.).
Право собственности в многоквартирном жилом доме на указанный земельный участок зарегистрировано за первым собственником - Акатьевым Николаем Петровичем 14.11.2017, о чем сделана запись регистрации права N 16:50:110510:4643-16/003/2017-61, которое подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 06.05.2018.
Согласно расчету истца, задолженность ответчика по арендной плате за период с 01.10.2016 по 14.11.2017 составляет 366 487,93 руб., а сумма начисленных пеней за период с 15.02.2016 по 10.05.2018 составляет 135 037,54 руб., истец направил в адрес ответчика предарбитражное требование от 21.05.2018 N 6285/кзио-исх с указанием на необходимость погашения образовавшейся задолженности по договору аренды земельного участка от 04.12.2014 N 18126.
Ненадлежащее исполнение обществом "Вектр" обязательств по внесению арендной платы в добровольном порядке, послужило основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 ЗК РФ).
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 ГК РФ).
В соответствии со статьей 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу статьи 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (пункт 1 статьи 611 ГК РФ). В свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (статья 614 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В силу части 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 5 части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 Постановления N 73).
В отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, надлежит руководствоваться действующим региональным нормативным актом, принятым в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и регулирующим соответствующие земельные отношения, который в установленном порядке не признан противоречащим действующему законодательству (определения Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015).
В Республике Татарстан порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, определен Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю".
Согласно порядку определения размера арендной платы за земельные участки, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74, расчет арендной платы производится по формуле: А = Рс x Кф, где А - размер годовой арендной платы за земельный участок; Рс - ставка земельного налога; Кф - поправочный коэффициент к ставке земельного налога, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.02.2012 N 86 внесены изменения в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю", в том числе путем дополнения пунктом 2.3 и новой редакции Приложения к Положению о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 2.3 Положения, размер арендной платы за пользование земельным участком в период осуществления строительства объектов определяется с учетом вида его разрешенного использования и поправочного коэффициента по соответствующему виду использования земельного участка, установленного в приложении к настоящему Положению.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2017 N 11-АПГ17-2 признан недействующим пункт 2.3 Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате на землю", введенного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.02.2012 N 86, со дня принятия настоящего определения (с учетом пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Суд общей юрисдикции пришел к выводу, что пунктом 2.3 Положения введено новое правовое регулирование размера арендной платы за пользование земельным участком в период осуществления на нем строительства объектов без какого-либо экономического обоснования.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 N 29-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос" разъяснено, что последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования, и нормативный правовой акт в части, признанной не соответствующей иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не может применяться в деле вне зависимости от того, с какого момента он признан недействующим.
В силу части 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Из разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" следует, что суд, установив, что оспариваемый нормативный акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанции установили, что апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2017 N 11-АПГ17-2 признан недействующим пункт 2.3 Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате на землю", введенного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.02.2012 N 86, со дня принятия настоящего определения, в связи с чем пришли к выводу, что данные положения нормативного акта не подлежат применению при расчете арендной платы за период с 05.04.2017.
До 05.04.2017 оснований для неприменения пункта 2.3 Положения не имелось, поскольку данный нормативный акт субъекта Российской Федерации в этой части не был оспорен заинтересованными лицами в установленном законом порядке, не был признан противоречащим другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582), применялся при расчетах платы за пользование земельными участками, на основании которого были реализованы права граждан и организаций.
Как установлено судами, в соответствии с договором аренды земельного участка от 04.12.2014 N 18126, земельный участок с кадастровым номером 16:50:110510:4642 предоставлен обществу для завершения строительств жилого дома.
В части применения повышающих коэффициентов к ставке земельного налога в отношении объектов, находящихся в стадии строительства, подлежит установлению вид использования спорного земельного участка, и применение установленного в приложении к Положению поправочного коэффициента.
Комитет произвел расчет арендной платы с применением ставки земельного налога 0,3% и повышающего коэффициента 2 "под прочие объекты".
Принимая во внимание, что арендная плата является регулируемой и подлежит определению с учетом нормативных актов, принятых уполномоченными органами, а также учитывая, что пункт 2.3 Положения признан недействующим с момента вынесения определения Верховного суда Российской Федерации от 05.04.2017, земельный участок представлен арендатору для завершения строительства, судебные инстанции правомерно пришли к выводу, что расчет платы за пользование земельным участком после 05.04.2017 с разрешенным видом использования "под жилье" и "под строительство" производится с поправочным коэффициентом 1. Суды признали правомерным применение истцом ставки земельного налога - 0,3% "для жилищного строительства".
Проверив расчет арендной платы за спорный период времени, исходя из приложения к Положению (в редакции, действующей до вступления в силу постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.02.2012 N 86), т.е. с применением поправочного коэффициентам 1, суды установили, что с учетом ранее произведенных арендатором платежей с применением неправильного поправочного коэффициента 2, у ответчика отсутствует задолженность по арендной плате по договору аренды от 04.12.2014 N 18126 за период с 01.10.2016 по 13.11.2017, напротив, образовалась переплата в размере 162 253,68 руб.
Отсутствие задолженности общества "Вектр" по арендной плате, просрочек по ее внесению, послужило основанием для отказа в иске о взыскании с ответчика задолженности и начисленных пени.
Доводы Комитета о согласии арендатора с размером арендной платы в размере 29 788,19 руб. в месяц, исчисленной с применением поправочного коэффициента 2, добровольное внесение им арендной платы в период с 04.12.2014 по 18.11.2016 в указанном размере, были предметом оценки суда первой и апелляционной инстанции, правомерно отклонены, как необоснованные, поскольку арендная плата является регулируемой ценой, ее порядок и размер определен нормативными актами, которыми и следует руководствоваться при расчете.
Таким образом, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований.
Судами первой и апелляционной инстанции, полно и всесторонне исследованы содержащиеся в материалах дела документы, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, исходя из положений статей 65, 71 АПК РФ, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены либо изменения судебного акта, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 по делу N А65-41353/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" следует, что суд, установив, что оспариваемый нормативный акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
...
До 05.04.2017 оснований для неприменения пункта 2.3 Положения не имелось, поскольку данный нормативный акт субъекта Российской Федерации в этой части не был оспорен заинтересованными лицами в установленном законом порядке, не был признан противоречащим другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582), применялся при расчетах платы за пользование земельными участками, на основании которого были реализованы права граждан и организаций."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 сентября 2019 г. N Ф06-51723/19 по делу N А65-41353/2018