г. Казань |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А55-19881/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
третьего лица - закрытого акционерного общества "Прокат" - Смирных А.Ю. (доверенность от 26.11.2018),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
иных третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019
по делу N А55-19881/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой", г. Самара (ОГРН 1176313017990) к Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (отдел водных ресурсов по Самарской области), город Самара, с участием третьих лиц: закрытого акционерного общества "Прокат", г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Им-сервис", г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "ДАК", г. Самара, о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецстрой" (далее - заявитель, общество, ООО "Спецстрой") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Нижнее-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (далее - ответчик, Управление), с привлечением третьих лиц, закрытого акционерного общества "Прокат" (далее - ООО "Прокат"), общества с ограниченной ответственностью "Им-сервис" (далее - ООО "Им-сервис"), общества с ограниченной ответственностью "ДАК" (далее - ООО "ДАК"), о признании незаконным решения Управления, содержащееся в мотивированном отказе в предоставлении водного объекта в пользование от 23.04.2018 N КГ-12/920 и обязании Управления рассмотреть в порядке и сроки, установленные действующим законодательством заявление общества от 06.04.2018 на предоставление права пользования водным объектом на основании договора водопользования для целей размещения на акватории водного объекта понтонных сооружений для отстоя маломерных судов и провести открытый аукцион на право заключения договора водопользования в отношении указанного участка акватории водного объекта.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019, в удовлетворении заявления обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Спецстрой" просит решение Арбитражного суда Самарской области и постановление апелляционной инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, 06.04.2018 заявитель обратился в Отдел водных ресурсов по Самарской области с заявлением о предоставлении права пользования водным объектом на основании договора водопользования для целей размещения на акватории водного объекта понтонных сооружений для отстоя маломерных судов.
Испрашиваемый участок расположен: залив Самарский Саратовского водохранилища, площадью 0,040771 кв. м, по адресу: г.о. Самара, Железнодорожный район, на 1397 км от устья реки Волга, на 7,2 - 7,4 залива Самарский, правый берег, в районе ул. Степана Халтурина (т. 1 л.д. 10 - 13).
Заявитель обратился в Управление для размещения на акватории понтонных сооружений для отстоя маломерных судов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона".
Письмом от 23.04.2018 исх. N КГ-12/920 Отдел водных ресурсов по Самарской области отказал заявителю в предоставлении водного объекта в пользование в связи с тем, что участок акватории Саратовского водохранилища (залив Самарский) площадью 0,040771 кв. м, по адресу: г.о. Самара, Железнодорожный район, на 1397 км от устья реки Волга, на 7,2 - 7,4 км залива Самарский, правый берег, имеет наложение на часть акватории водного объекта, предоставленной в пользование ЗАО "Прокат" для отстоя маломерных судов на основании договора водопользования рег. N 63-11.01.00.011-Х-ДРБВ-Т-2009-00073/00 от 08.10.2009, со сроком действия до 08.10.2024 (т. 1 л.д. 8 - 9, 59 - 65). Заявитель считает, что отказ Управления является необоснованным, ссылаясь на заключение кадастрового инженера, согласно которому наложений или пересечений границ, испрашиваемой акватории с предоставленной ЗАО "Прокат", не имеется (т. 1 л.д. 37 - 41).
Не согласившись с отказом в предоставлении водного объекта в пользование, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц.
Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно части 2 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), договор водопользования в отношении использования акватории водного объекта заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" регламентировано, что право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно статье 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Статья 12 ВК РФ устанавливает, что по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 данного Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ВК РФ и не противоречит существу договора водопользования.
Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьей 16 ВК РФ договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
В соответствии со статьей 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушения прав других собственников водных объектов, водопользователей.
Согласно части 3 статьи 11 ВК РФ, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для строительства и реконструкции гидротехнических сооружений на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование.
В силу статьи 23 ВК РФ (часть 6) порядок действий Уполномоченного органа по оказанию услуги по предоставлению права пользования водным объектом на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование определяется "Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользования", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 (далее - Правила).
Согласно пункту 20 Правил исполнительный орган в срок не более 30 дней с даты поступления документов: а) рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, с оценкой их полноты и достоверности, а также соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства; б) выполняет расчет параметров водопользования; в) определяет условия использования водного объекта; г) обеспечивает согласование условий водопользования с соответствующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Пунктом 22 Правил установлены случаи направления заявителю отказа в предоставлении водного объекта в пользовании: документы, указанные в пунктах 10, 11 - 14 настоящих Правил, предоставлены с нарушением требований, установленных настоящими правилами; получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), указанных в подпункте "г" пункта 20 настоящих Правил, в согласовании условий водопользования; право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении предоставлен в обособленное водопользование; использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 23 (часть 1) ВК РФ установлено, что физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 данного Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
Согласно пункту 9 Правил в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование указываются: а) сведения о заявителе; б) наименование и место расположения водного объекта; в) обоснование вида, цели и срока водопользования. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование для целей создания стационарных или плавучих платформ установлен пунктами 10, 12 Правил. К ним относятся: документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, - при необходимости; информация о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации; сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте; материалы в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к ним; сведения о технических параметрах указанных в этих подпунктах сооружений (площадь и границы используемой для их строительства и реконструкции акватории водного объекта с учетом размеров охранных зон этих сооружений, длина, ширина и высота сооружений, глубина прокладки подводных коммуникаций и конструктивные особенности, связанные с обеспечением их безопасности), копия документа об утверждении проектно-сметной документации, в которой отражены указанные технические параметры.
Согласно статье 11 ВК РФ водные объекты предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, на основании договора водопользования.
Порядок подготовки и заключения договора водопользования определяется Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора природопользования", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право, на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона".
Согласно подпункту "в" пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора природопользования" отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю, в том числе в случае предоставления права пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, другому лицу.
Статья 13 ВК РФ (в ред., действовавшей на момент заключения договора) определяет, что договор водопользования должен содержать: сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 11 данного Кодекса, срок действия договора водопользования; размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы; порядок прекращения пользования водным объектом или его частью, ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
Статьей 22 ВК РФ, пунктом 24 Правил установлено, что решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: 1) сведения о водопользователе; 2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса; 3) сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; 4) срок водопользования. Пунктом 23 Правил установлено, что типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого исполнительным органом или органом местного самоуправления, разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов и экологии РФ.
В соответствии с пунктом 3 Правил приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.03.2007 N 56 утверждена Типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (далее - типовая форма Решения).
В силу статьи 23 ВК РФ отказ в предоставлении водного объекта или его части может быть обжалован в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что рассмотрев документы и материалы заявителя Управлением установлено, что участок акватории Саратовского водохранилища (залив Самарский) площадью 0,040771 кв. м, по адресу: г.о. Самара, Железнодорожный район, на 1397 км от устья реки Волга, на 7,2 - 7,4 км залива Самарский, правый берег, имеет наложение на часть акватории водного объекта, предоставленной в пользование ЗАО "Прокат" для отстоя маломерных судов на основании договора водопользования рег. N 63-11.01.00.011-Х-ДРБВ-Т-2009-00073/00 от 08.10.2009, со сроком действия до 08.10.2024 (т. 1 л.д. 8 - 9, 59 - 65), о чем Управление сообщило заявителю письмом от 23.04.2018 исх. N КГ-12/920.
В аукционной документации и в договоре водопользования от 23.09.2009 место осуществления водопользования отражено как: г. Самара, Железнодорожный район, на 7,2 - 7,4 км от устья реки, географические координаты участка акватории Саратовского водохранилища: Т.1: 53°10'16" с.ш. 50°07'20" в.д.; Т.2: 53°10'19" с.ш. 50°07'22" в.д.; Т.3: 53°10'18" с.ш. 50°07'26" в.д.; Т.4: 53°10'15" с.ш. 50°07'24" в.д. Площадь акватории предоставляемой в пользование - 0,0378 кв. км.
К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.
Согласно пункту 4 договора водный объект, предоставляемый в пользование, размещение средств и объектов водопользования, гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, отображаются в графической форме в материалах (пояснительной запиской к ним), прилагаемых к настоящему договору и являющихся его неотъемлемой частью (приложения N 5, 6, 7, 8).
К договору водопользования от 23.09.2009 приложены графические материалы, отображающие расположение водного объекта, в т.ч. ситуационный план размещения лодочной станции ЗАО "Прокат", согласно которому акватория расположена в непосредственной близости от земельного участка и имеет некие плавучие сооружения (приложение N 5), приложение N 6 с указанием размеров акватории: длина 280,0 м, ширина 135,0 м, географическими координатами и обозначением точек 1, 2, 3, 4, приложение N 7, а также пояснительная записка к графическим материалам (приложение N 8), согласно которой предоставляемая акватория примыкает к земельному участку.
На ней предусмотрено размещение плавучих сооружений для причаливания и отстоя судов. На водном объекте располагается 10 понтонных линий, крепятся понтоны металлическими тросами. Ходовые мостки шириной 2 м изготовлены из досок (л.д. 59 - 77).
Выводы кадастрового инженера относительно графического расположения участка, предоставленного ЗАО "Прокат", сделаны на основании тех координат, которые указаны в извещении о проведении открытого аукциона, а схема участка, испрашиваемого заявителем, на основании координат, указанных в его заявлении (л.д. 44 - 47).
В представленном же заявителем заключении кадастрового инженера, подготовленное ООО "Поволжье", участок акватории, предоставленный ЗАО "Прокат", расположен на значительном расстоянии от земельного участка, не имеет никаких плавучих сооружений для причаливания и отстоя судов на схеме расположение участка обозначено точками 1, 2, 3, 4 (л.д. 38).
В свою очередь участок акватории, испрашиваемый заявителем, на схеме указан как расположенный в непосредственной близости к земельному участку и имеет некие плавучие сооружения, на схеме расположение участка обозначено точками 1, 2, 3, 4 (л.д. 39).
В связи с чем, кадастровый инженер сделал вывод об отсутствии наложений этих двух акваторий (л.д. 40).
Следует отметить, что графическое изображение и записка к графическому изображению акватории, предоставленной ЗАО "Прокат" по договору водопользования от 23.09.2009, и являющиеся неотъемлемой частью названного договора, визуально совпадают с графическим изображением акватории, указанной в заключении кадастрового инженера как испрашиваемой ООО "Спецстрой".
Географические координаты представляют собой угловые величины - широту и долготу, которые определяют положение точек на земной поверхности относительно экватора и меридиана, принятого за начальный.
В извещении о проведении открытого аукциона координаты указаны в системе географических координат, т.е. относительно экватора и меридиана (ширина - северная, долгота - восточная), в градусах, минутах и секундах: Т.1: 53°10'16" с.ш. 50°07'20" в.д.; Т.2: 53°10'19" с.ш. 50°07'22" в.д.; Т.3: 53°10'18" с.ш. 50°07'26" в.д.; Т.4: 53°10'15" с.ш. 50°07'24" в.д.
Аналогичные координаты указаны в договоре водопользования от 23.09.2009 с ЗАО "Прокат".
В заявлении ООО "Спецстрой" координаты указаны в градусах, минутах и десятичных секундах Т.1: 53°10'30,46704 и 50°07'13,04981; Т.2: 53°10'28,99203 и 50°07'19,90604; Т.3: 53°10'19,80005 и 50°07'14,44010; Т.4: 53°10'21,27013 и 50°07'07,59983.
Кроме того, эти сведения не содержат указания на их расположение относительно экватора и меридиана, т.е. не являются географическими координатами (л.д. 47).
В заключении кадастрового инженера отсутствует какое-либо пояснение относительно того, каким образом при таких расхождениях в обозначении были сопоставлены координаты участков в указанных документах.
Согласно техническому заданию кадастровый инженер должен был отразить в графическом виде участки акваторий, предоставленной ЗАО "Прокат" и испрашиваемой заявителем, с нанесением координат и/или угловых точек участков.
Между тем, в представленных в материалы дела графических схемах отсутствует система координат (не нанесена сетка координат с обозначением длины и ширины) и/или угловые точки.
С учетом вышеуказанных обстоятельств судом представленное заключение кадастрового инженера правильно не принято в качестве достоверного и достаточного доказательства отсутствия наложения испрашиваемой водной акватории на границы акватории, предоставленной ЗАО "Прокат".
Также данный вывод подтверждается, совпадением числового выражения координаты широты точки Т2 в извещении о проведении открытого аукциона и точки Т3 в заявлении ООО "Спецстрой", если их обозначать в градусах, минутах и секундах, отбросив десятичные секунды (53°10'19"), предположив аналогичное расположение относительно экватора и меридиана.
Однако на схеме, изготовленной кадастровым инженером, эти точки расположены со значительным смещением относительно нанесенной на схеме условной линии широты. Причем, как отмечено выше, эта линия не содержит обозначения в градусах или ином показателе. Более того, условные линии ширины нанесены на схеме не через равные промежутки. Линии длины на схеме вообще отсутствуют, как и их обозначение в градусах или ином показателях (л.д. 40).
Учитывая противоречивость доказательства ООО "Спецстрой", представленного в обоснование своих требований - заключение кадастрового инженера от 14.07.2018 N 198/18 с имеющимся совпадением числового выражения координаты широты точки Т2 в извещении о проведении открытого аукциона и точки Т3 в заявлении ООО "Спецстрой", суд неоднократно в ходе судебного разбирательства предлагал заявителю представить обоснование отсутствия наложений испрашиваемой водной акватории с акваторией, предоставленной ЗАО "Прокат" с указанием координат в сопоставимой системе, однако, заявитель в судебные заседания не являлся, какие-либо пояснения по данному вопросу не представил.
Таким образом, суд правильно посчитал, что представленное заключение кадастрового инженера по изложенным выше основаниям не может быть признано в качестве достоверного доказательства фактического расположения участка водной акватории, испрашиваемого заявителем.
Основываясь на процессуальных правилах доказывания (статьи 65 и 68 АПК РФ), заявитель обязан подтвердить допустимыми доказательствами правомерность своих требований, вытекающих из неисполнения другой стороной ее обязанностей.
В свою очередь позиция Управления о наличии наложений указанных выше участков водной акватории подтверждается графическим изображением арендованного ЗАО "Прокат" для отстоя маломерных судов на основании договора водопользования от 08.10.2009 рег. N 63-11.01.00.011-Х-ДРБВ-Т-2009-00073/00, со сроком действия до 08.10.2024 участка акватории, являющегося неотъемлемой частью договора водопользования (л.д. 59 - 77), а также схемой расположения испрашиваемого заявителем участка водной акватории, являющейся приложением к заявлению от 22.03.2018 (л.д. 13). Договор зарегистрирован в установленном порядке не признан недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Статьей 65 АПК РФ установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Толкование заявителем кассационной жалобы положений законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствует о неверном применении судом норм права.
Довод кассационной жалобы о том что выводы суда по настоящему делу противоречат арбитражной практике по аналогичной категории споров со ссылкой на дело N А55-13406/2016 не принимается, так как по данному делу рассмотрен спор с другими требованиями и не только с иными участниками, но и при иных обстоятельствах.
В силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не установлены в решении или постановлении либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Согласно правовому подходу, изложенному в определении от 17.02.2015 N 274-О Конституционного Суда Российской Федерации, иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 по делу N А55-19881/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 22 ВК РФ, пунктом 24 Правил установлено, что решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: 1) сведения о водопользователе; 2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса; 3) сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; 4) срок водопользования. Пунктом 23 Правил установлено, что типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого исполнительным органом или органом местного самоуправления, разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов и экологии РФ.
В соответствии с пунктом 3 Правил приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.03.2007 N 56 утверждена Типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (далее - типовая форма Решения).
В силу статьи 23 ВК РФ отказ в предоставлении водного объекта или его части может быть обжалован в судебном порядке.
...
Согласно правовому подходу, изложенному в определении от 17.02.2015 N 274-О Конституционного Суда Российской Федерации, иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 сентября 2019 г. N Ф06-51234/19 по делу N А55-19881/2018