г. Казань |
|
20 сентября 2019 г. |
Дело N А55-3300/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при участии представителя открытого акционерного общества "Самарагаз" - Лаптева И.В. по доверенности от 01.01.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Самарагаз"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2019 (судья Степанова И.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Филиппова Е.Г., Лихоманенко О.А.)
по делу N А55-3300/2019
по заявлению открытого акционерного общества "Самарагаз" к Центральному Банку Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации о признании незаконным и отмене постановления от 23.01.2019 N 19-178/3110-1 о назначении административного наказания по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 700 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самарагаз" (далее - заявитель, общество, ОАО "Самарагаз") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - административный орган, Отделение по Самарской области) о признании незаконным и отмене постановления от 23.01.2019 N 19-178/3110-1 о назначении административного наказания по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 700 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2019 заявление удовлетворено частично. Суд решил: "постановление Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ от 23.01.2019 N 19-178/3110-1 о назначении административного наказания по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 700 000 руб. изменить в части меры ответственности. Назначить открытому акционерному обществу "Самарагаз" административный штраф в размере 350 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 решение Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2019 оставлено без изменения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Основанием для привлечения к ответственности послужил факт нарушения заявителем требований пункта 13.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных бумаг, утвержденного Банком России от 30.12.2014 N 454-П ( далее - Положение N 454-П).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Положения N 454-П, суды первой, апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ. В тоже время суд первой инстанции, с учетом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица изменил постановление административного органа в части меры ответственности, снизив штраф до 350 000 руб.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд согласился с позицией суда первой инстанции.
Обжалуя ранее принятые судебные акты, общество указывает на то, что судами неверно определен срок наступления основания для публикации сообщения о существенном факте как 25.01.2018, вследствие чего, в протоколе об административном правонарушении N ТУ-36-ЮЛ-19-178/1020-1 от 11.01.2019 неверно отражены сроки совершения административного правонарушения.
Как указал заявитель кассационной жалобы, по состоянию на указанные в протоколе даты ОАО "Самарагаз" не располагало и не могло располагать полной и достоверной информацией, необходимой для отражения в сообщении о существенном факте - приобретение лицом права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает необоснованным неприменение судами положений статьи 2.9 КоАП РФ, мотивируя отсутствием существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, вреда интересам Общества и гражданам, нарушения прав потенциальных инвесторов фондового рынка, в том числе интересов акционеров и всех заинтересованных лиц, на получение доступа к информации, поскольку обязанность по раскрытию информации была исполнена, хотя и с пропуском срока.
Судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены ранее принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Административным органом установлено нарушение сроков раскрытия информации, предусмотренной Положения N 454-П.
За нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно за раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации наступает административная ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ
Раскрытие информации это обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение (статья 30 Закона о рынке ценных бумаг).
Объем раскрытия информации зависит, в том числе, от организационно-правовой формы хозяйственного общества.
Состав, порядок и сроки раскрытия информации на рынке ценных бумаг установлены Положением N 454-П.
Являясь акционерным обществом, созданным при приватизации государственного предприятия в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций, с возможностью отчуждения акций более 500 приобретателям в соответствии с п.п. 10.1, 12.2 Положения N 454-П, ОАО "Самарагаз" обязано осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.
Как установлено в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, Обществом на странице в сети Интернет, www.e-disclosure.ru, на которой Общество осуществляет раскрытие информации на рынке ценных бумаг, и ленте новостей 24.08.2018 опубликовано Сообщение о существенном факте - Приобретение лицом права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента (далее - Сообщение).
Согласно опубликованной в сообщении информации, ПАО "Газпром газораспределение" стало владельцем 29 426 обыкновенных акций Общества (что составляет 25,5 % от их общего количества).
В качестве даты наступления основания, в силу которого лицо приобрело право распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, в Сообщении указано 29.05.2017.
Согласно предоставленной АО "Газпромбанк", осуществляющим учет прав ПАО "Газпром" и АО "Газпром газораспределение" на акции общества, справки об операциях с ценными бумагами общества от 19.09.2018 (вх. N 129587 от 20.09.2018), по счетам депо данных лиц 06.06.2017 внесена запись о переходе права собственности на акции общества в размере 29 426 штук от ПАО "Газпром" к АО "Газпром газораспределение", в результате ПАО "Газпром" перестал быть акционером ОАО "Самарагаз", а АО "Газпром газораспределение" стал владельцем 25,5 % акций общества.
Из объяснений, предоставленных заявителем, судами установлено, что общество располагало выпиской по счету депо АО "Газпром газораспределение" от 16.01.2018, предоставленной АО "Газпромбанк", в соответствии с которой, АО "Газпром газораспределение" является владельцем 25,5 % голосующих акций общества.
Указанная выписка предоставлена заявителю 25.01.2018 АО "Газпром газораспределение" вместе с предложениями в повестку дня годового общего собрания акционеров от 16.01.2018.
Пункт 13.1 Положения N 454-П содержит следующие сроки опубликования сообщения о существенном факте раскрытия информации - в ленте новостей - не позднее одного дня с момента наступления существенного факта, на странице в сети Интернет - не позднее двух дней момента наступления существенного факта.
Таким образом, как установил административный орган, сообщение должно было быть опубликовано обществом в срок не позднее 26.01.2018 в ленте новостей и не позднее 29.01.2018 (с учетом того, что 27.01.2018 и 28.01.2018 являются выходными днями) - на странице в сети Интернет. Сообщение опубликовано 24.08.2018, то есть с нарушением срока, предусмотренного пунктом 13.1 указанного Положения.
При таких обстоятельствах суды поддержали выводы административного органа о нарушении эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренных нормативными актами, регулирующими спорные правоотношения.
Доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения получили надлежащую правовую оценку судов, правомерно отклонены по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах, и их выводы не опровергают.
Оценка выводов судов первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а также положений статей 286 и 287 АПК РФ в полномочия кассационной инстанции не входит.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 по делу N А55-3300/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Раскрытие информации это обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение (статья 30 Закона о рынке ценных бумаг).
...
Состав, порядок и сроки раскрытия информации на рынке ценных бумаг установлены Положением N 454-П.
Являясь акционерным обществом, созданным при приватизации государственного предприятия в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций, с возможностью отчуждения акций более 500 приобретателям в соответствии с п.п. 10.1, 12.2 Положения N 454-П, ОАО "Самарагаз" обязано осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.
...
Пункт 13.1 Положения N 454-П содержит следующие сроки опубликования сообщения о существенном факте раскрытия информации - в ленте новостей - не позднее одного дня с момента наступления существенного факта, на странице в сети Интернет - не позднее двух дней момента наступления существенного факта."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 сентября 2019 г. N Ф06-51210/19 по делу N А55-3300/2019