г. Казань |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А55-29725/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Жигулевск в лице муниципального образования городской округ Жигулевск, г. Жигулевск,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2019 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А55-29725/2018
по заявлению администрации городского округа Жигулевск в лице муниципального образования городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара, Ладыгин Андрей Владимирович, г. Тольятти, Листиков Иван Семенович, г. Москва, Зайнетдинов Рамис Султанович, г. Жигулевск,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Жигулевск, в лице муниципального образования городской округ Жигулевск (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:02:0306031:618 площадью 870 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Российская Федерация, Самарская область, городской округ Жигулевск, ул. Кирова, д. 93 с указанием, что решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Ладыгин Андрей Владимирович (далее - Ладыгин А.В.), Листиков Иван Семенович, Зайнетдинов Рамис Султанович (далее - Зайнетдинов Р.С.).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Разрешая спор, судебные инстанции исходили из того, что истцом не представлено доказательств преобразования спорного земельного участка, а также невозможности формирования смежного земельного участка с учетом существующих границ, в связи с чем отказали в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе администрации, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы, оспаривая судебные акты, считает, что двойной учет спорного объекта является препятствием к распоряжению и совершению действий по преобразованию земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу Зайнетдинов Р.С. возражает против изложенных в ней доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, вступившим в законную силу решением Жигулевского городского суда Самарской области по делу N 2а-152/2016 по иску Зайнетдинова Р.С. к администрации о признании незаконным отказа органа местного самоуправления от 15.09.2015 N 5753-И в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу г. Жигулевск, ул. Кирова, д. 93 и обязании администрацию рассмотреть данное заявление, установлено, что Зайнетдинов Р.С. обратился в администрацию с заявлением от 19.08.2015 о предварительном согласовании земельного участка расположенного по адресу г.Жигулевск, ул.Кирова, д.93. Письмом от 15.09.2015 N 5753-И Зайнетдинову Р.С. отказано в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с наличием у земельного участка правообладателя.
Во исполнение решения Жигулевского городского суда Самарской области по делу N 2а-152/2016 письмом от 25.04.2016 N 2694-И администрация уведомила Зайнетдинова Р.С. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с поступлением заявления иного гражданина о намерении участвовать в аукционе, впоследствии постановлением администрации от 23.11.2016 N 2123 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
На основании заявления муниципального образования городского округа Жигулевск от 01.03.2017 N 63-0-1-161/3301/2017-367 с приложением межевого плана от 22.03.2017 сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:02:0306031:618 внесены в кадастр недвижимости 24.03.2017.
В свою очередь гражданин Ладыгин А.В. на основании договора купли-продажи приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером 63:02:0306031:613 общей площадью 600 кв. м, после уточнения границ участка с целью постановки его на кадастровый учет обратился в Управление Росреестра по Самарской области, однако решением от 30.11.2017 в регистрации отказано, поскольку при внесении сведений о характерных точках границ изменяемого участка, установлен факт пересечения границ с другим земельным участком (кадастровый номер 63:02:0306031:618).
По результатам рассмотрения заявления администрацией издано постановление от 23.08.2018 N 1266 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка 63:02:0306031:618, расположенного по адресу: г. Жигулевск, ул.Кирова, д.93.
Впоследствии администрация обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением от 29.08.2018 о снятии земельного участка с кадастровым номером 63:02:0306031:618 с кадастрового учета.
Уведомлением от 30.08.2018 N 60-0-161/3301/2018-1821 государственная регистрация в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:02:0306031:618 приостановлена до 30.11.2018, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета. Также указано, что сведения о правообладателях спорного земельного участка отсутствуют, в связи с чем заявителю предложено представить соответствующее решение суда, вступившее в законную силу.
Решением Управления Росреестра по Самарской области от 30.11.2018 отказано в снятии с учета объекта недвижимости.
Администрация, полагая, что спорный земельный участок препятствует постановке на кадастровый учет смежного земельного участка, обратилась в арбитражный суд с настоящим требованием.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные части 4 статьи 24 названного Федерального закона.
Частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре определено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (части 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 отмечено, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22).
Между тем, в рамках настоящего дела администрация не оспаривает действия (бездействия) Управления Росреестра по Самарской области по вопросу постановки земельного участка с кадастровым номером 63:02:0306031:618 на кадастровый учет.
В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения дела, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельного участка противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Нахождение спорного земельного участка на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявление органа местного самоуправления на исключение сведений о нем из государственного кадастра недвижимости не является само по себе основанием для снятия его с государственного кадастрового учета.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 3771/11, при наличии спора о площадях и границах вновь образуемых земельных участков разногласия сторон, относящиеся к характеристикам участков, разрешаются судом на основании результатов проведенных по его определению кадастровых работ исходя из сформировавшегося порядка пользования земельным участком, требований земельного и градостроительного законодательства, поведения сторон, а также имеющихся между ними соглашений, соображений разумности и справедливости.
Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.
Пункт 28 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, содержит указание на то, что возникший межевой спор не может быть разрешен лишь посредством удовлетворения требования о снятии земельного участка с учета, заявленного к органу кадастрового учета.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 постановления Пленумов N 10/22, следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета участка, должно рассматриваться в исковом порядке.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок препятствует постановке на кадастровый учет и оформлению прав собственности гражданина Ладыгина А.В. в результате выявленного пересечения границ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких исходных смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Поскольку спорные обстоятельства не связаны с установлением правовых оснований, предусмотренных законом для перераспределения земельных участков, находящихся в публичной собственности, указанные нормы при разрешении спора применению не подлежат.
Разрешая спор, судебными инстанциями установлено, что в рассматриваемом случае заявителем не представлено доказательств преобразования спорного земельного участка, а также невозможности формирования земельного участка Ладыгина А.В. с учетом границ спорного земельного участка, в связи с чем оснований для снятия земельного участка с кадастровым номером 63:02:0306031:618 с государственного кадастрового учета в рассматриваемом случае не имеется.
Применительно к спорным обстоятельствам необходимо учитывать, что земельный участок с кадастровым номером 63:02:0306031:618 был сформирован и поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке с описанием границ и площади, позволяющей идентифицировать объект, при формировании смежного земельного участка с кадастровым номером 63:02:0306031:613 и выполнении кадастровых работ с целью уточнения границ выявлен факт пересечения границ, в связи с чем землепользователь не был согласен с описанием местоположения и границ земельного участка, подлежащих согласованию.
В пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 разъяснено, что установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков, в этом случае при разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков посредством оценки наличия несовпадения закрепленных в кадастре сведений существующих границ.
Таким образом, установленных в законе основания для снятия земельного участка с кадастровым номером 63:02:0306031:618 в спорной ситуации не имеется, при этом принятие администрацией акта о снятии с кадастрового учета ранее поставленного участка в соответствии с требованиями закона не имеет правового значения (статья 12 ГК РФ).
Кроме того, участники земельных правоотношений вправе использовать иные механизмы судебной защиты либо устранить допущенные пересечения при формировании участков, посредством их согласования в установленном законом порядке.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в рассматриваемом случае возможно снятие с кадастрового учета земельного участка только на основании решения суда, не основаны на правильном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.
Довод кассационной жалобы о том, что спорный земельный участок, сведения о границах которого содержатся в ЕГРН, препятствует уточнению местоположения границ земельного участка, принадлежащего Ладыгину А.В., а не оформлению прав собственности путем его перераспределения, судебной коллегией отклоняется, так как не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций, пришли к правильному выводу о том, что требования администрации удовлетворению не подлежат.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 24, 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", установив, что правовых оснований для снятия земельного участка с кадастровым номером 63:02:0306031:618 не имеется, отказали в удовлетворении требований.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 АПК РФ данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 по делу N А55-29725/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 разъяснено, что установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков, в этом случае при разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков посредством оценки наличия несовпадения закрепленных в кадастре сведений существующих границ.
Таким образом, установленных в законе основания для снятия земельного участка с кадастровым номером 63:02:0306031:618 в спорной ситуации не имеется, при этом принятие администрацией акта о снятии с кадастрового учета ранее поставленного участка в соответствии с требованиями закона не имеет правового значения (статья 12 ГК РФ).
...
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 24, 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", установив, что правовых оснований для снятия земельного участка с кадастровым номером 63:02:0306031:618 не имеется, отказали в удовлетворении требований."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 сентября 2019 г. N Ф06-51905/19 по делу N А55-29725/2018