Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 сентября 2019 г. N Ф06-51905/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
30 мая 2019 г. |
Дело N А55-29725/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 мая 2019 года в помещении суда апелляционную жалобу Администрации городского округа Жигулевск в лице Муниципального образования городской округ Жигулевск
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 марта 2019 года по делу N А55-29725/2018 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Администрации городского округа Жигулевск в лице Муниципального образования городской округ Жигулевск, г.Жигулевск,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
Ладыгин Андрей Владимирович, г.Тольятти,
Листиков Иван Семенович, г.Москва,
Зайнетдинов Рамис Султанович, г.Жигулевск,
о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Жигулевск, в лице Муниципального образования городской округ Жигулевск (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения предмета заявленных исковых требований) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Росреестр) снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 870 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками для индивидуального жилищного строительства, адрес: Российская Федерация, Самарская область, городской округ Жигулевск, ул. Кирова, д. 93, с кадастровым номером 63:02:0306031:618; указать, что решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, ведение которого осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (т.1 л.д. 4-7, 105-107).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Ладыгин Андрей Владимирович, Листиков Иван Семенович, Зайнетдинов Рамис Султанович.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2019 по делу N А55-29725/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.1 л.д.152-157).
В апелляционной жалобе Администрация просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.3-7).
Зайнетдинов Р.С. апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, отзыв на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 870 кв.м. по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, ул. Кирова, д. 93, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками для индивидуального жилищного строительства", с кадастровым номером 63:02:0306031:618, сформирован в рамках исполнения решения Жигулевского городского суда Самарской области от 27.01.2016 по административному делу N 2а-152/2016 по административному иску Зайнетдинова Р.С. о признании незаконным отказа администрации городского округа Жигулевск от 15.09.2015 N 5753-и в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Жигулевск, ул. Кирова, 93, в собственность за плату, вступившего в законную силу 03.03.2016.
23.07.2018 в Администрацию городского округа Жигулевск обратился с заявлением Ладыгин А.В. организовать работу по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:02:0306031:618.
В своем заявлении Ладыгин А.В. указал, что обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Самарской области) по вопросу уточнения местоположения границ принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, с кадастровым номером 63:02:0306031:613 площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Кирова, д. 91 А, осуществление действий по государственному кадастровому учету которого было приостановлено в связи с тем, что границы данного земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 63:02:0306031:618, который не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В связи с указанным выше обращением Ладыгина А.В., истцом принято постановление от 23.08.2018 N 1266 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:02:0306031:618 из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, ул. Кирова, д. 93
Согласно сведениям кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 63:02:0306031:618, расположенном по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, ул. Кирова, д. 93, площадью 870 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками для индивидуального жилищного строительства, является учтенным.
Сведения о данном участке внесены в кадастр недвижимости 24.03.2017 на основании заявления Муниципального образования г.о. Жигулевск от 01.03.2017 N 63-0-1-161/3301/2017-367, к которому приложен межевой план от 22.03.2017 подготовленный кадастровым инженером Волковой Е.Е. по заказу Администрации г.о. Жигулевск Самарской области на основании постановления N 2123 от 23.11.2016 "Об утверждении схемы расположения земельного участка _" в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно сведениям ЕГРН Муниципальное образование городской округ Жигулевск является актуальным правообладателем указанного земельного участка на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
29.08.2018 в адрес Управления Росреестра по Самарской области поступило заявление N 63-0-1-161/3301/2018-1821 о государственной регистрации прекращения права собственности муниципального образования на спорный земельный участок и снятии его с кадастрового учета.
30.08.2018 осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:02:0306031:618 приостановлено (уведомление от 30.08.2018 N 63-0-161/3301/2018-1821) в связи с тем, что земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
30.11.2018 Управлением Росреестра по Самарской области отказано в совершении учетно-регистрационных действий на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ.
В целях устранения причин приостановления, предложено представить соответствующее решение суда, вступившее в законную силу.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Администрации городского округа Жигулевск, в лице Муниципального образования городской округ Жигулевск в суд с рассматриваемым исковым заявлением, при этом заявитель указывает, что не оспаривает принятые ответчиком решения о приостановлении и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по снятию с кадастрового учета спорного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
По правилам статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из предмета заявленных исковых требований процессуальной обязанностью истца, в рамках рассматриваемого спора является доказывание наличия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, а также подтверждение правомерности избранного ею способа восстановления нарушенных прав, если таковые будут установлены в ходе судебного разбирательства по делу.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N221-ФЗ) (в редакции, действующей в период рассматриваемых по делу правоотношений) правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленном законом, а также прекращения существования объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу статьи 23 Закона N 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер (часть 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ).
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ).
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона N 221-ФЗ такие сведения до утраты ими в установленном названным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
В соответствии с действовавшей до 01.01.2017 частью 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ, было предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ.
В соответствии с названной нормой внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В рассматриваемом случае, содержащееся в диспозиции части 5 статьи 24 Закона N 221-ФЗ правило подлежит применению в совокупности с иными положениями Закона N 221-ФЗ, в частности в соответствии с частью 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, положениями Закона N 221-ФЗ был закреплен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 01.01.2017 законодательством предусмотрены не были.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Действующим законодательством не предусмотрены иные основания для снятия земельных участков с государственного кадастрового учета.
В данном случае спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 24.03.2017, имеет статус "учтенный", в отношении земельного участка содержится запись о праве собственности муниципального образования городской округ Жигулевск, следовательно, пункт 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ также не может быть применен к спорным правоотношениям.
В материалах дела отсутствуют данные о том, что земельный участок с кадастровым номером 63:02:0306031:618 преобразовывался.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Изложенная позиция суда согласуется с правовым подходом, содержащимся в определении Верховного Суда РФ от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 по делу N А55-12346/2017.
В соответствии с частями 10, 11 статьи 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе на земельные участки, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии.
Исследовав и оценив доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что спорный земельный участок не преобразовывался и не является преобразуемым объектом недвижимости, следовательно, оснований у органа кадастрового учета для снятия его с государственного кадастрового учета не имеется.
При обращении в суд Администрация городского округа Жигулевск, в лице Муниципального образования городской округ Жигулевск не привела какого-либо иного правового обоснования для снятия с кадастрового учета земельного участка.
Принятие судебного акта о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета без учета положений норм действующего законодательства в сфере земельных отношений является недопустимым, поскольку будет нарушать публичный правопорядок, а также охраняемые законом права и интересы заинтересованных лиц.
Применительно к земельному участку понятие "преобразуемый объект недвижимого имущества" означает раздел, выдел земельного участка, объединение либо перераспределение земельных участков (статьи 11.4 - 11.7 ЗК РФ).
Как следует из искового заявления и пояснений, данных заявителем в судебном заседании в суде первой инстацнии, спорный земельный участок препятствует постановке на кадастровый учет и оформлению прав собственности путем перераспределения земельного участка, принадлежащего Ладыгину А.В.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких исходных смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Суд первой инстанции правильно указал, что в рассматриваемом случае заявителем не представлено доказательств преобразования спорного земельного участка, а также невозможности формирования земельного участка Ладыгина А.В. с учетом границ спорного земельного участка.
Суд первой инстанции установил, что земельный участок с кадастровым номером 63:02:0306031:618 поставлен на кадастровый учет в связи с исполнением решения Жигулевского городского суда Самарской области от 27.01.2016 по гражданскому делу N 2а-152/2016 для последующего его предоставления в установленном законом порядке (т.1 л.д.114-116, 117, 118).
Таким образом, предусмотренных законом оснований для снятия земельного участка с кадастровым номером 63:02:0306031:618 с государственного кадастрового учета в рассматриваемом случае не имеется.
В заявлении также отсутствуют ссылки на нормы закона, предусматривающего возможность снятия с кадастрового учета такого земельного участка в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина Администрацией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 марта 2019 года по делу N А55-29725/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.