г. Казань |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А65-29464/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Ахмадеевой Н.Н. (доверенность от 11.09.2019),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Корсукова М.Н. (доверенность от 29.12.2018),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.02.2019 (судья Хафизов И.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 (председательствующий судья Лихоманенко О.А., судьи Засыпкина Т.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-29464/2018
по заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: общества с ограниченной ответственностью "Д.О.М.", Симановой О.Н., об оспаривании решения, об оспаривании действии,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - Комитет, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, Татарстанское УФАС России) от 10.07.2018 по делу N 06-242/2017 в части 1, 2; о признании действий антимонопольного органа не соответствующими пункту 3.154 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ" в связи с нарушением срока направления лицам, участвующим в деле, копии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 06-242/2017.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Д.О.М.", гражданка Симанова О.Н.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.02.2019 заявленные требования удовлетворены частично.
Решение антимонопольного органа от 10.07.2018 по делу N 06-242/2017 признано недействительным в части 1 и 2.
Суд обязал Татарстанское УФАС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Комитета.
Комитету отказано в удовлетворении заявленных требований о признании действий антимонопольного органа не соответствующими пункту 3.154 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ" (далее - Регламент) в связи с нарушением срока направления лицам, участвующим в деле, копии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 06- 242/2017.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.02.2019 оставлено без изменения.
Антимонопольный орган, не согласившись с указанными судебными актами в части удовлетворения заявленных требований обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Комитет, не согласившись с мотивировочной частью указанных судебных актов в части признания доводов антимонопольного органа обоснованными по вопросу обязательной публикации информации по созданию юридического лица, обратился в суд кассационной инстанции с требованием их изменить, приняв доводы Комитета, резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.02.2019 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 оставить без изменения.
Представитель Комитета в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в своей кассационной жалобе, и отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе антимонопольного органа.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в своей кассационной жалобе, и отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе Комитета, по основаниям, изложенным в отзыве.
ООО "Д.О.М.", Симанова О.Н. в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационные жалобы без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб, отзыва на кассационную жалобу Комитета, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела, на основании приказа от 14.04.2016 N 02/133-пр Татарстанский УФАС России провел плановую проверку Комитета.
По результатам проведения плановой проверки (акт проверки от 06.07.2016 N РХ06/9374), усмотрев в действиях Комитета признаки нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган издал приказ от 29.12.2017 N 2/621-к о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Комитетом и ООО "Д.О.М." статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), в части достижения антиконкурентного соглашения при использовании и распоряжении зданием (кадастровый N 16:50:010214:0:20) и земельным участком (кадастровый N 16:50:010214:0034), расположенными по адресу: г. Казань, ул. Астрономическая, дом 10/2.
Решением Татарстанского УФАС России от 10.08.2018 по делу N 06-242/2017 Комитет и ООО "Д.О.М." признаны нарушившими требования статьи 16 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в достижении соглашения, ограничивающего конкуренцию, которое привело к передачи земельного участка с кадастровым номером N 16:50:010214:0034 с располагающимися на нем объектами недвижимости в собственность ООО "Д.О.М.", что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Не согласившись с вынесенным решением в части пунктов 1 и 2 резолютивной части решения, Комитет обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования в указанной части, пришли к выводу о пропуске антимонопольным органом срока давности при принятии оспариваемого решения, при этом правомерно руководствовались следующим.
В силу статьи 41.1 Закона N 135-ФЗ, дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Аналогичная норма содержится в пункте 3.48 Регламента.
Судами установлено, что оспариваемым решением антимонопольный орган признал Комитет и ООО "Д.О.М." нарушившими требования статьи 16 Закона N 135-ФЗ, что выразилось в достижении соглашения, ограничивающего конкуренцию, которое привело к передачи земельного участка с кадастровым номером 16:50:010214:0034 с располагающимися на нем объектами недвижимости в собственность ООО "Д.О.М.".
Спорный земельный участок (кадастровый номер 16:50:010214:0034) с располагающимися на нем объектами недвижимости (кадастровый номер N 16:50:010214:0:20) согласно договору о создании ОАО "Бир Хауз" от 22.10.2012, протоколу N 1 от 03.10.2012, 22.10.2012, Приказу Комитета от 04.04.2013 N 438, Комитет внес в уставный капитал ОАО "Бир Хауз".
На основании протокола годового общего собрания акционеров от 10.06.2015 принято решение о добровольной ликвидации ОАО "Бир Хауз" (определение порядка и условий ликвидации общества, в том числе порядка выплаты ликвидационной стоимости акционерам общества), также принято решение о распределении имущества между акционерами: акционеру общества - муниципальному образованию г. Казани в лице Комитета, владеющему 10 283 000 штук обыкновенных именных бездокументарных акций общества, что составляет 48,97 % уставного капитала общества, выплатить ликвидационную стоимость денежными средствами в сумме 20 000 000 руб. путем перечисления на расчетный счет акционера; акционеру общества - ООО "Д.О.М.", владеющему 10 717 000 штук обыкновенных именных бездокументарных акций общества, что составляет 51,03% уставного капитала общества, выплатить ликвидационную стоимость недвижимым имуществом: здание (кадастровый номер N 16:50:010214:0:20) с земельным участком (кадастровый номер 16:50:010214:0034).
К компетенции общего собрания акционеров относится ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов (статья 48 Федерального закона от 26.12.1995 "Об акционерных обществах"). На основании протокола общего собрания акционеров от 10.06.2015 принято решение о ликвидации общества и распределении имущества между акционерами, которое явилось основанием для перечисления денежных средств в размере 20 000 000 руб. Комитету и регистрацией права собственности на здание и земельный участок за ООО "Д.О.М.".
Как верно указали суды, именно с даты утверждения указанного протокола общего собрания акционеров от 10.06.2015, состав вмененного нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 16 Закона N 135-ФЗ, является оконченным, поскольку муниципальный орган совершил действие, подтверждающее его волеизъявление на отчуждение муниципального имущества, а общее собрание акционеров приняло решение о распределении этого имущества. В этой связи указанное правонарушение не является длящимся после совершения указанных действий, поскольку иных действий Комитет уже не совершал.
При этом, все остальные обстоятельства, вменяемые антимонопольным органом Комитету и по мнению антимонопольного органа свидетельствующие в пользу наличия согласованных действий (допуск к приватизации муниципального имущества определенного лица без проведения публичных и конкурентных процедур, отсутствие контроля за деятельностью созданного за счет муниципального имущества юридического лица), связанных с изъятием муниципального имущества в пользу определенного лица, были совершены ранее.
Более того, все действия по передаче спорного имущества в пользу второго акционера ликвидируемого общества, совершены именно в момент принятия соответствующего решения, то есть 10.06.2015 при принятии решения о ликвидации общества (протокол от 10.06.2015 N Г-2014). Последующие действия - оплата имущества вторым акционером, регистрация перехода прав в ЕГРП, исключение ОАО "Бир Хаус" из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией, являются последствиями уже совершенных действий Комитета и ООО "Д.О.М.". Таким образом, даже приняв во внимание вышеуказанные обстоятельства, датой совершения вмененных нарушений является дата утверждения указанного протокола от 10.06.2015, на основании которого в собственность ООО "Д.О.М." передан земельный участок с кадастровым номером 16:50:010214:0034 с располагающимися на нем объектами недвижимости.
Учитывая, что решение по делу N 06-242/2017 принято Татарстанским УФАС России 10.07.2018, спустя три года после утверждения протокола общего собрания акционеров от 10.06.2015, на основании которого в собственность ООО "Д.О.М." передан земельный участок с кадастровым номером 16:50:010214:0034 с располагающимися на нем объектами недвижимости, то есть за пределами сроков давности привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган был обязан прекратить производство по делу на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 48 Закона N 135-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения антимонопольного органа.
В отношении доводов Комитета о неправомерности выводов судов в части признания доводов антимонопольного органа по вопросу обязательной публикации информации по созданию юридического лица обоснованными, судебная коллегия отмечает следующее.
Руководствуясь положениями статьи 41.1 Закона N 135-ФЗ, пунктом 3.48 Регламента, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа вынесено по истечении срока давности, что является основанием для признания указанного решения незаконным, вне зависимости от наличия или отсутствия в действиях заявителя нарушений требований статьи 16 Закона N 135-ФЗ.
Оценка судами конкретных довод заявителя о наличии или отсутствии в его действиях признаков нарушений статьи 16 Закона N 135-ФЗ не повлекла принятие неправильных судебных актов в целом.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.02.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 по делу N А65-29464/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно указали суды, именно с даты утверждения указанного протокола общего собрания акционеров от 10.06.2015, состав вмененного нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 16 Закона N 135-ФЗ, является оконченным, поскольку муниципальный орган совершил действие, подтверждающее его волеизъявление на отчуждение муниципального имущества, а общее собрание акционеров приняло решение о распределении этого имущества. В этой связи указанное правонарушение не является длящимся после совершения указанных действий, поскольку иных действий Комитет уже не совершал.
...
Учитывая, что решение по делу N 06-242/2017 принято Татарстанским УФАС России 10.07.2018, спустя три года после утверждения протокола общего собрания акционеров от 10.06.2015, на основании которого в собственность ООО "Д.О.М." передан земельный участок с кадастровым номером 16:50:010214:0034 с располагающимися на нем объектами недвижимости, то есть за пределами сроков давности привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган был обязан прекратить производство по делу на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 48 Закона N 135-ФЗ.
...
Оценка судами конкретных довод заявителя о наличии или отсутствии в его действиях признаков нарушений статьи 16 Закона N 135-ФЗ не повлекла принятие неправильных судебных актов в целом."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2019 г. N Ф06-51303/19 по делу N А65-29464/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-51303/19
05.06.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4978/19
16.04.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6526/19
14.02.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-29464/18