г. Казань |
|
27 сентября 2019 г. |
Дело N А57-22359/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Вильданова Р.А.,
судей Хакимова И.А., Мельниковой Н.Ю.,
при участии представителей:
от Саратовской региональной общественной физкультурно-спортивной организации "Волейбольный клуб "ПРОТОН" - председателя Кукушкина Р.В., Курохтина А.А. по доверенности от 23.05.2019 (б/н) (ордер от 26.09.2019 N 2), Паникарской Е.Н. по доверенности от 23.05.2019 (б/н),
от Министерства молодежной политики и спорта Саратовской области - Пиркиной Л.В. по доверенности от 11.01.2019 (б/н),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства молодежной политики и спорта Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.04.2019 (судья Медникова М.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Волкова Т.В., Жаткина С.А.)
по делу N А57-22359/2018
по исковому заявлению общественной организации Балаковского района Саратовской области "Волейбольный клуб "ПРОТОН-БАЭС" (ОГРН 1026401406657, ИНН 6439043964) к Министерству молодежной политики и спорта Саратовской области (ОГРН 107645001699, ИНН 6452930299) о взыскании денежных средств,
по встречному иску Министерства молодежной политики и спорта Саратовской области к общественной организации Балаковского района Саратовской области "Волейбольный клуб "ПРОТОН-БАЭС" о расторжении соглашения N Г-10-18 от 12.02.2018,
при участии третьего лица: Министерство финансов Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
общественная организация Балаковского района Саратовской области "Волейбольный клуб "ПРОТОН-БАЭС", с учетом уточнения наименования - Саратовская региональная общественная физкультурно-спортивная организация "Волейбольный клуб "ПРОТОН" (далее - СРО ФСО "ВК "ПРОТОН", истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Министерству молодежной политики и спорта Саратовской области (далее - Министерство, ответчик) о взыскании денежных средств в размере 5 540 200 руб.
В свою очередь, Министерство обратилось со встречным иском к СРО ФСО "ВК "ПРОТОН" о расторжении соглашения N Г-10-18 от 12.02.2018.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.04.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019, первоначальные исковые требования удовлетворены: с Саратовской области в лице Министерства в пользу СРО ФСО "ВК "ПРОТОН" взысканы денежные средства в размере 5 540 200 руб.
В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное истолкование судами норм материального права, регламентирующих порядок предоставления гранта и порядок его возврата в случае нарушения условий его предоставления, вследствие чего судами сделаны выводы, противоречащие обстоятельствам дела, в том числе, о наличии вины Министерства в неоплате гранта и об отсутствии со стороны истца нарушений порядка и условий предоставления гранта.
СРО ФСО "ВК "ПРОТОН" представлен отзыв, в котором истец просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу Министерства - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Из материалов дела усматривается, что правоотношения сторон по настоящему делу обусловлены заключенным по результатам конкурса соглашением от 12.02.2018 N Г-10-18 между Министерством и СРО ФСО "ВК "ПРОТОН", предметом которого является предоставление Министерством гранта в размере 30 000 000 руб. за счет областного бюджета в 2018 году в целях финансового обеспечения затрат получателя гранта, связанных с развитием на территории отдельных видов спорта - волейбол, в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области N 550-П от 24.09.2014 "Об утверждении положения о порядке предоставления грантов некоммерческим организациям (в том числе государственным учреждениям), не являющимся казенными учреждениями, на развитие на территории области отдельных видов спорта".
Министерство обязательства по соглашению исполнило частично, перечислив СРО ФСО "ВК "ПРОТОН" денежные средства по соглашению в сумме 24 459 800 руб., что подтверждается платежными поручениями N 332 от 12.02.2018, N 701 от 16.03.2018, N 754 от 30.03.2018, N 763 от 30.03.2018 на общую сумму 7 000 000 руб. по состоянию на 21.05.2018, платежными поручениями N 1917 от 19.07.2018 на сумму 11 000 000 руб., N 2252 от 03.09.2018 на сумму 6 459 800 руб., перечисленными на основании заявки истца о предоставлении денежных средств на оставшуюся сумму от 21.05.2018.
СРО ФСО "ВК "ПРОТОН", исполняя требования Министерства, дважды подавал заявки на оставшуюся часть задолженности в сумме 5 540 200 руб. - письмами от 04.12.2018 N 479 и от 21.12.2018 N 490, которые оставлены Министерством без удовлетворения.
Невыполнение ответчиком обязанности по перечислению в полном объеме суммы гранта, установленной соглашением от 12.02.2018 N Г-10-18, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования СРО ФСО "ВК "ПРОТОН", судебные инстанции исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Положениями подпункта 1 пункта 3 и подпункта 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 N 541 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями", статьями 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается право государственного органа субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливать цели, порядок и условия предоставления субсидий из средств бюджета субъекта Российской Федерации некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Постановлением Правительства Саратовской области от 24.09.2014 N 550-П в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" утверждено Положение о порядке предоставления грантов некоммерческим организациям (в том числе государственным учреждениям), не являющимся казенными учреждениями, на развитие на территории области отдельных видов спорта (спортивных дисциплин) согласно приложению.
В соответствии с условиями данного Положения субсидии (грант) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с соглашением о предоставлении гранта, заключаемого некоммерческой организацией, признанной победителем конкурса - получателем гранта, и Министерством.
Данное требование о безвозвратности субсидии не действует в случае нецелевого использования гранта или нарушения получателем гранта условий, установленных при его предоставлении.
Таким образом, в рамках соглашения от 12.02.2018 N Г-10-18 Министерство обязалось предоставить СРО ФСО "ВК "ПРОТОН" 30 000 000 руб. в целях финансового обеспечения затрат, связанных с развитием на территории отдельных видов спорта - волейбол, однако, исполнило данное соглашение лишь в части, перечислив истцу денежные средства в размере 24 459 800 руб.
Поскольку Министерство доказательств, подтверждающих факт перечисления оставшейся суммы гранта в размере 5 540 200 руб. не представило, соглашение от 12.02.2018 N Г-10-18 является действующим, суды двух инстанций признали обоснованными и подлежащими удовлетворению требования СРО ФСО "ВК "ПРОТОН" о взыскании с Министерства задолженности по соглашению в размере 5 540 200 руб.
Отказывая в удовлетворении встречного иска Министерства о расторжении соглашения от 12.02.2018 N Г-10-18, суды исходили из того, что нарушений со стороны СРО ФСО "ВК "ПРОТОН" условий, установленных при предоставлении гранта, и нецелевое использование денежных средств гранта не допущено, следовательно, оснований для одностороннего отказа Министерства от исполнения соглашения в части обязанности по перечислению истцу оставшейся части гранта не имеется.
В обоснование своих требований Министерство ссылалось на то, что СРО ФСО "ВК "ПРОТОН" допущено нарушение пункта 7.4.2 соглашения от 12.02.2018 N Г-10-18, выразившееся в наложении ареста на имущества истца и во введении ограничительных мер налоговыми органами.
При рассмотрении встречного иска суды установили, что основанием приостановления операций по счетам и принятия обеспечительных мер (решение МРИ ФНС России N 2 по Саратовской области от 06.12.2018 N 18389, определения Балаковского районного суда Саратовской области от 21.11.2018 по гражданскому делу N 2-2-3287/18, от 25.12.2018 по гражданскому делу N 2-166/19) явилось наличие в суде исковых заявлений к СРО ФСО "ВК "ПРОТОН" о взыскании задолженности по заработной плате, поданных игроками и иными работниками истца, кандидатуры которых были заявлены в именных заявочных листах при получении гранта.
О наличии задолженности по заработной плате, возникшей по причине не перечисления гранта, и необходимости перечисления СРО ФСО "ВК "ПРОТОН" денежных средств, истец неоднократно уведомлял Министерство письмами N 196 от 04.04.2018, N 196 от 27.04.2018, N 205 от 15.05.2018, N 215 от 21.05.2018, N 275 от 15.06.2018, N 277 от 12.07.2018, N 315 от 08.08.2018.
Несвоевременная и неполная выплата Министерством денежных средств по предоставленному гранту в размере суммы 5 540 200 руб. повлекли для истца возникновение судебных споров о взыскании задолженности по заработной плате по искам игроков СРО ФСО "ВК "ПРОТОН", подпадающих под финансирование по заработной плате за счет гранта, а также неблагоприятные последствия для СРО ФСО "ВК "ПРОТОН" в виде приостановления операций по счетам и наложения обеспечительных мер.
При данных обстоятельствах правовые основания для удовлетворения требований Министерства у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы судов не противоречащими фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Ссылка Министерства на отсутствие соответствующего лимита бюджетных средств не может быть принята во внимание, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности по выплате суммы гранта, возникшей на основании соглашения от 12.02.2018 N Г-10-18.
Иных доводов, которые не являлись бы предметом исследования судов двух инстанций и влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Несогласие заявителя с выводами судов не свидетельствует о неправильном применении ими норм права.
Нарушений судами положений части 4 статьи 288 АПК РФ, при наличии которых судебные акты подлежат безусловной отмене, судом кассационной инстанции не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.04.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019 по делу N А57-22359/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.А. Вильданов |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями подпункта 1 пункта 3 и подпункта 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 N 541 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями", статьями 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается право государственного органа субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливать цели, порядок и условия предоставления субсидий из средств бюджета субъекта Российской Федерации некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Постановлением Правительства Саратовской области от 24.09.2014 N 550-П в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" утверждено Положение о порядке предоставления грантов некоммерческим организациям (в том числе государственным учреждениям), не являющимся казенными учреждениями, на развитие на территории области отдельных видов спорта (спортивных дисциплин) согласно приложению."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 сентября 2019 г. N Ф06-51604/19 по делу N А57-22359/2018
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3596/20
27.09.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-51604/19
02.07.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6363/19
18.04.2019 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-22359/18