г. Казань |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А12-40554/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу производственного кооператива "Альянс"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2019 (судья Репникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Комнатная Ю.А.)
по делу N А12-40554/2018
по заявлению производственного кооператива "Альянс" о признании незаконным и отмене приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области от 17.08.2018 N 742 об отказе в переоформлении лицензии серия 34 N 2299-СР от 29.11.2016; об обязании принять решение о переоформлении производственного кооператива "Альянс" лицензии по заявлению от 16.07.2018 N 6954 о переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в связи с изменением выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, в течение 10 дней с момента вынесения судебного акта,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился производственный кооператив "Альянс" (далее - ПК "Альянс", кооператив, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, Управление, административный орган) от 17.08.2018 N 742 об отказе в переоформлении лицензии серия 34 N 2299-СР от 29.11.2016, обязании Управления принять решение о переоформлении ПК "Альянс" лицензии по заявлению от 16.07.2018 N 6954 о переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в связи с изменением выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, в течение 10 дней с момента вынесения судебного акта.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие оснований для отказа в переоформлении лицензии (несоответствие объекта размещения отходов, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, в 3-х км по направлению на юго-запад от пос. Звездный, лицензионным требованиям, необходимым для выполнения заявленных работ) подтверждается материалами дела и не опровергнуто заявителем.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2019 оставлено без изменения. Апелляционный суд поддержал выводы сделанные судом первой инстанции.
Производственный кооператив "Альянс", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, проверка проведена Управлением с нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (расширен предмет проверки, необоснованно проверено выполнение требований, установленных нормативными актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР); выводы, сделанные в ходе внеплановой проверки, не соответствуют основанию к отказу в переоформлении лицензии; лицензирующий орган предъявляет требования относительно исполнения нормативных актов, которые вступили в силу после строительства и ввода в эксплуатацию полигона ПК "Альянс".
В отзыве на кассационную жалобу Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, у ПК "Альянс" имеется лицензия серии 034 N 2299-СР от 29.11.2016 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
16.07.2018 ПК "Альянс" обратился в Управление Росприродназора по Волгоградской области с заявлением о переоформлении лицензии от 29.11.2016 серии 034 N 2299-СР в связи с намерением осуществлять новые виды работ в области обращения с отходами I - IV классов опасности.
15.08.2018 Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области на основании приказа от 09.08.2018 N 82 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по сбору и размещению отходов III-IV классов опасности на полигоне ПК "Альянс", расположенном по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, в 3-х км по направлению на юго-запад от пос. Звездный, по результатам которой составлен акт проверки от 17.08.2018 N 13/682-18-Эн.
В ходе проверки Управлением выявлены грубые нарушения ПК "Альянс" лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение о лицензировании).
Приказом Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от 17.08.2018 N 742 ПК "Альянс" отказано в переоформлении лицензии серии 34 N 2299-СР от 29.11.2016, в связи с установлением в ходе проверки несоответствия лицензиата лицензионным требованиям, а именно несоответствия объекта размещения отходов, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, в 3-х км по направлению на юго-запад от пос.Звездный, лицензионным требованиям, необходимым для выполнения заявленных работ.
ПК "Альянс", полагая, что приказ Управления от 17.08.2018 N 742 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы кооператива, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
Согласно части 17 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ) переоформление лицензии осуществляется лицензирующим органом после проведения проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Частью 19 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ отказ в переоформлении лицензии осуществляется по основаниям, указанным в части 7 статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ основанием отказа в предоставлении лицензии является: наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются: для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
Согласно подпункту "д" пункта 7 Положения о лицензировании для работ по размещению отходов необходимо в заявлении о переоформлении лицензии при выполнении работ по размещению отходов I - IV классов опасности указать сведения о наличии разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При рассмотрении лицензионного дела ПК "Альянс" Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области установлено, что лицензиатом не были представлены документы о вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию, документы, подтверждающие, что данное сооружение (объект размещения отходов I - IV классов опасности) введено в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В случае, если объект размещения отходов I - IV классов опасности введен в эксплуатацию в иной период, то лицензиат должен был представить документы в соответствии с требованием подпункта "г" пункта 7 Положения о лицензировании, согласно которому для работ по размещению отходов необходимо в заявлении о переоформлении лицензии при выполнении работ по размещению отходов I -IV классов опасности указать сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно пункту 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ), объектами государственной экологической экспертизы является проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности.
Согласно пункту 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, подлежит государственной экспертизе. Данные документы также не были представлены кооперативом.
Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, действовавшая до 01.01.2015, предусматривала, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В ходе проведения проверки административным органом выявлено, что у лицензиата отсутствуют документы, подтверждающие проведение геологических, гидрологических и иных исследований на территории, где располагается объект размещения отходов I - IV класса опасности, по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, в 3-х км по направлению на юго-запад от пос. Звездный.
Кроме того, как установлено Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области, у кооператива отсутствуют документы о проведении геологических, гидрологических и иных исследований, с указанием следующих характеристик, предусмотренных Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30.04.2003, а именно: глубина залегания подземных вод; расстояние от земель сельскохозяйственного назначения, используемых для выращивания технических культур, не используемых для производства продуктов питания и прочее.
Также Управлением установлено отсутствие основных элементов полигона, предусмотренных при строительстве объектов размещения промышленных отходов (кольцевой канал, кольцевое обвалование, кольцевая автодорога с усовершенствованным капитальным покрытием и въездами на карты, ливнеотводные лотки вдоль дороги или кюветы с облицовкой бетонными плитами, оснащение специальным защитным экраном и прочее) со ссылкой на СНиП 2.01.28-85 "Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию", утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 26.06.1985 N 98.
По договору аренды от 13.05.2005 N 7/10-0653, заключенному АО "Волтайр-Пром" и администрацией Среднеахтубинского района Волгоградской области, АО "Волтайр-Пром" передан земельный участок площадью 19,1 га для захоронения промышленных отходов. Согласно пункту 4.1 указанного договора арендатор имеет право возводить на земельном участке здания, сооружения и иные объекты недвижимости с согласия арендодателя.
Судами установлено, что администрация Среднеахтубинского района Волгоградской области не согласовывала возведение объекта размещения отходов на указанном земельном участке.
Из письма администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 03.08.2005 N 1341 следует, что АО "Волтайр-Пром" разрешено передать в субаренду ПК "Альянс" земельный участок площадью 19,1 га, используемый для свалки промышленных отходов. Следовательно, по состоянию на 03.08.2005 на участке такого сооружения, как полигон для размещения отходов, не существовало.
Свидетельство о праве собственности на полигон серии 34-АБ N 764771 от 21.09.2015, выданное Управлением Росреестра по Волгоградской области ОАО "Волтайр-Пром", на которое ссылается заявитель, также не подтверждает возведение полигона для размещения отходов на земельном участке в 1965 году.
Требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, не применимо в случае, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть в период с 01.01.2007 до 11.01.2009.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (в редакции от 23.11.1995) обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, подлежали иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории субъекта Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (начиная со времени действия редакции от 24.06.1998) строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Таким образом, сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство объекта размещения отходов обязательны в период с 23.11.1995 по 31.12.2006 и с 11.01.2009 по настоящее время.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие точную дату введения в эксплуатацию или получения разрешения на строительство спорного объекта, следовательно, требование о наличии разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, данных специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований объекта размещения отходов, положительного заключения государственной экологической экспертизы не может не предъявляться к объекту, эксплуатируемому ПК "Альянс".
Суды исходили из того, что внесение полигона, эксплуатируемого ПК "Альянс", в государственный реестр объектов размещения отходов само по себе не свидетельствует о его соответствии установленным требованиям.
ПК "Альянс" не представлена документация и информация, необходимая для проведения инвентаризации объекта захоронения отходов и получения лицензии, проектная документация на строительство объекта, используемого для размещения промышленных отходов III - IV классов опасности, данные специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований, проектной документация на строительство объекта, используемого для размещения отходов III - IV классов опасности, реквизиты разрешения на строительство и ввод объекта размещения отходов в эксплуатацию.
Обстоятельства получения ранее лицензии без фактического наличия и представления лицензирующему органу необходимых вышеуказанных документов по эксплуатируемому полигону не могут являться основанием для положительного решения вопроса о переоформлении лицензии при установлении нарушения действующего законодательства.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что наличие оснований для отказа в переоформлении лицензии подтверждается материалами дела.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны аргументам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка в оспариваемых судебных актах.
Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019 по делу N А12-40554/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.В. Топоров |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, не применимо в случае, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть в период с 01.01.2007 до 11.01.2009.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (в редакции от 23.11.1995) обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, подлежали иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории субъекта Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (начиная со времени действия редакции от 24.06.1998) строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 сентября 2019 г. N Ф06-51842/19 по делу N А12-40554/2018