г. Казань |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А55-20056/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при участии:
заявителя - Кочеткова И.Н., представитель по доверенности от 02.08.2019,
ответчика - Мамедли М.Н., представитель по доверенности от 17.04.2019 (до перерыва),
третьего лица - Корчагиной Ю.В., представитель по доверенности от 18.09.2019 (после перерыва),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эталон Строй"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Корнилов А.Б., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-20056/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эталон Строй" к главе городского округа Самара, администрации городского округа Самара о признании недействительным постановления администрации городского округа Самара от 18.04.2018 N 283 "Об отмене разрешения на строительство от 16.11.2015 N RU63301000-131",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эталон Строй" (далее - заявитель, общество, ООО "Эталон Строй") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к главе городского округа Самара, администрации городского округа Самара (далее - администрация г.о. Самара) о признании недействительным постановления администрации городского округа Самара от 18.04.2018 N 283 "Об отмене разрешения на строительство от 16.11.2015 N RU63301000-131".
В дело в качестве третьего лица судом первой инстанции привлечен Департамент градостроительства городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, установив наличие безусловных оснований, предусмотренных в пункте 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), отменил решение суда первой инстанции и в соответствии с частью 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, о чем вынесено определение от 02.04.2019.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В отзывах на кассационную жалобу Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Самарский областной радиотелевизионный передающий центр" (далее - РТРС), глава городского округа Самара и администрация г.о. Самара просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в связи со следующим.
Главой городского округа Самара обществу выдано разрешение от 16.11.2015 N RU63301000-131 на строительство объекта капитального строительства "Жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями общественного назначения и подземным паркингом по адресу: г.о. Самара, Московское шоссе/ул. Советской Армии". Срок действия разрешения установлен до 16.09.2018.
Постановлением администрации г.о. Самара от 18.04.2018 N 283 "Об отмене разрешения на строительство от 16.11.2015 N RU63301000-131" указанное разрешение отменено.
Основанием для отмены явилось несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка N 63301000-1921, утвержденного распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 08.10.2013 N РД-1020, в части требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", а также ограничений, установленных экспертным заключением Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, испытания, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок от 14.10.2014 N 5732.
Не согласившись с постановлением администрации, отменившим ранее выданное разрешение, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По мнению суда первой инстанции, установление санитарно-защитной зоны не подтвержден надлежащими доказательствами. Суд отклонил экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" от 14.10.2014 N 5732, ссылаясь на то, что данное заключение не может являться основанием для установления санитарно-защитной зоны, так как представляет собой мнение определенной организации, не имеющее обязывающего характера и не влекущее публично-правовых последствий.
Установив также, что представленный заявителем градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) также не содержит сведений о санитарно-защитных зонах и зонах ограничения застройки, Арбитражный суд Самарской области, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция отменила решение нижестоящего суда, привлекла к участию в деле Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Самарский областной радиотелевизионный передающий центр" и рассмотрела дело по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК, руководствуясь статьями 1, 8, 47, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 5, 12, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), статьями 16, 48, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления), статьей 3 Закона Самарской области от 29.12.2017 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области", Положением о Министерстве строительства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 31.10.2007 N 225, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 09.06.2003, пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, установленных частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
Суд кассационной инстанции признает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, согласно пункту 5 части 3 статьи 8 ГрК РФ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
Перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство указан в частях 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения (часть 11 статьи 51 Кодекса).
Пункт 1 статьи 48 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, позволяет органам местного самоуправления в случае выявления противоречий в ранее принятом им ненормативном правовом акте закону в порядке самоконтроля отменить его.
Одним из оснований для отмены Администрацией разрешения на строительство, выданного ООО "Эталон-Строй", послужило наличие ограничений в использовании земельного участка под строительство жилого дома, установленных уполномоченным органом исполнительной власти в интересах правообладателя передающего радиотехнического объекта - РТРС.
Выводы суда первой инстанции относительно отсутствия сведений, в представленном заявителем ГПЗУ сведений о санитарно-защитных зонах и зонах ограничения застройки обоснованно признан апелляционной инстанцией ошибочным, поскольку, как обоснованно указал суд, орган местного самоуправления при выдаче градостроительного плана земельного участка должен был учитывать наличие действующего (с 1956 года) передающего радиотехнического объекта, а также информацию о наличии зоны ограничения застройки, предоставленную РТРС, подлежащую применению при указании предельных параметров строительства (предельное количество этажей, предельная высота зданий). Отсутствие в градостроительном плане земельного участка подлежащей внесению информации о наличии в границах земельного участка территории с особыми условиями использования является нарушением положений ГрК РФ.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции было установлено, что зона ограничения РТРС существовала и до момента выдачи ООО "Эталон Строй" разрешения на строительство.
Так, в 2012 году границы зоны ограничения застройки РТРС уже были установлены по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", отраженным в экспертном заключении от 18.07.2012 N 04/01799.
В 2013 году границы зоны ограничения застройки ПРТО РТРС были установлены по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", отраженным в экспертном заключении от 15.08.2013 N 04/2006.
Таким образом, как установила апелляционная инстанция, на дату выдачи разрешения распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства городского округа Самара от 08.10.2013 N РД-1020 градостроительного плана земельного участка N 63301000-1921 в направлении строительства нижняя граница была установлена на высоте 45 м.
На дату выдачи ООО "Эталон Строй" разрешения на строительство от 16.11.2015 N RU63301000-131 границы зоны ограничения застройки РТРС были установлены по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", отраженным в экспертном заключении от 14.10.2014 N 5732.
В настоящее время границы зоны ограничения застройки РТРС установлены по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области". Соответствие радиотелевизионной передающей станции РТРС в г. Самара, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Советской Армии, 205, в части организации санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки отражены в экспертном заключении от 29.05.2018 N 11405. Соответствие передающего устройства связи требованиям санитарных правил подтверждено Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в письме от 14.06.2018 N 04-05/13486. В направлении строительства нижняя граница была установлена на высоте 63 м. Сведения о ЗОУИТ внесены в ЕГРН 12.07.2018.
С 30.06.2003 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 09.06.2003.
Требования Санитарных правил направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека электромагнитных полей радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ), создаваемых ПРТО радиосвязи, радиовещания, телевидения, радиолокации, радиолюбительского диапазона (3 - 30 МГц).
В соответствии со статьей 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологическое заключение - это документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона видов деятельности; проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.
В соответствии со статьей 8 данного Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 12 Закона санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (пункт 1)
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 указанного Закона).
Установив изложенные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о то, что осуществление строительства объектов капитального строительства выше пределов, установленных санитарно-эпидемиологическим заключением, в санитарно-защитной зоне несет в себе неблагоприятные последствия, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - будущих жителей многоквартирного дома, работников организаций, находящихся в здании, а также иных лиц.
В настоящее время зона ограничения РТРС установлена, информация о 72 зонах с особыми условиями использования территорий вокруг действующего РТРС, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Советской Армии, 205, внесена в сведения Единого государственного реестра недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0641002:7, указанный в ГПЗУ, расположен на расстоянии 365-370 м от центра основания телевизионной башни РТРС, в азимуте от 160 до 180 градусов. Нижняя граница зоны ограничения находится на высоте 63 м, что примерно соответствует уровню 21-го жилого дома (реестровый номер зоны 63.01.2.1017), между тем разрешение на строительство от 16.11.2015 N RU63301000-131 выдано на жилой дом с количеством этажей 26-25-3, высота застройки - 75,8-79,5, что превышает границу зоны ограничения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд кассационной инстанции признает правовую позицию суда апелляционной инстанции правильной.
Аргумент заявителя кассационной жалобы относительно экспертизы отклоняется судом, поскольку согласно статьям 82, 87 АПК РФ назначение экспертизы является правом суда, обоснование неиспользования которого дано в судебном акте и суд кассационной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда.
Учитывая вышеизложенное оспариваемое постановление соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, принят в пределах полномочий администрации г.о. Самара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако доводы заявителя кассационной жалобы не доказывают нарушения судом норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований отмены вынесенного по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 по делу N А55-20056/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы суда первой инстанции относительно отсутствия сведений, в представленном заявителем ГПЗУ сведений о санитарно-защитных зонах и зонах ограничения застройки обоснованно признан апелляционной инстанцией ошибочным, поскольку, как обоснованно указал суд, орган местного самоуправления при выдаче градостроительного плана земельного участка должен был учитывать наличие действующего (с 1956 года) передающего радиотехнического объекта, а также информацию о наличии зоны ограничения застройки, предоставленную РТРС, подлежащую применению при указании предельных параметров строительства (предельное количество этажей, предельная высота зданий). Отсутствие в градостроительном плане земельного участка подлежащей внесению информации о наличии в границах земельного участка территории с особыми условиями использования является нарушением положений ГрК РФ.
...
В соответствии со статьей 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологическое заключение - это документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона видов деятельности; проектов нормативных актов, эксплуатационной документации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 октября 2019 г. N Ф06-50624/19 по делу N А55-20056/2018