Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 октября 2019 г. N Ф06-50624/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А55-20056/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Эталон Строй" - Кочетков И.Н. (доверенность от 01.06.2018),
от Главы городского округа Самара - Мамедли М.Н. (доверенность от 17.04.2018),
от Администрации городского округа Самара - Мамедли М.Н. (доверенность от 17.04.2018),
от Департамента градостроительства городского округа Самара - Бачинский Д.В. (доверенность от 16.01.2019),
от Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Самарский областной радиотелевизионный передающий центр" - Корчагина Ю.В. (доверенность от 22.03.2019),
рассмотрев по правилам рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Эталон Строй", г. Самара,
к Главе городского округа Самара, г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, г. Самара,
третьи лица: Департамент градостроительства городского округа Самара, г. Самара,
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Самарский областной радиотелевизионный передающий центр",
о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эталон Строй" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Главе городского округа Самара, Администрации городского округа Самара (далее - Администрация) о признании недействительным постановления Администрации городского округа Самара от 18.04.2018 N 283 "Об отмене разрешения на строительство от 16.11.2015 N RU63301000-131".
В дело в качестве третьего лица был привлечен Департамент градостроительства городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2018 заявленные требования удовлетворены.
Лицо, не привлеченное к участию в деле, - Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Самарский областной радиотелевизионный передающий центр" (далее - РТРС) обратилось с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2018, которая определением суда от 25.01.2019 принята к производству и назначена к рассмотрению.
Глава городского округа Самара и Администрация городского округа Самара обратились с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2018, которая определением суда от 30.01.2019 принята к производству и назначена к рассмотрению.
В апелляционной жалобе Глава городского округа Самара и Администрация городского округа Самара просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку решение принято с неправильным применением норм материального права; судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе РТРС просит отменить решение суда первой инстанции, рассмотреть дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлечь РТРС к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
При рассмотрении дела в арбитражном апелляционном суде установлено, что имеется предусмотренное п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) безусловное основание для отмены решения суда первой инстанции.
Одним из оснований для отмены Администрацией разрешения на строительство, выданного ООО "Эталон-Строй", послужило наличие ограничений в использовании земельного участка под строительство жилого дома, установленных уполномоченным органом исполнительной власти в интересах правообладателя передающего радиотехнического объекта - РТРС.
В обоснование нарушения его прав и законных интересов РТРС указывает на то, что осуществление строительства жилого дома в зоне с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ), в условиях превышения допустимых уровней электромагнитного излучения с созданием угрозы жизни и здоровью строителей, повлечет за собой невозможность использования РТРС имущества, составляющего передающий радиотехнический объект, создаст препятствия безопасной эксплуатации объекта и осуществлению уставной деятельности РТРС по трансляции обязательных телевизионных и радиоканалов в соответствии с Указом Президента РФ от 11.08.2014 N 561 "О гарантиях распространения телеканалов и радиоканалов на территории Российской Федерации", в том числе общероссийских обязательных общедоступных телевизионных и радиоканалов, обеспечению обязательств по передаче сигналов ГО и ЧС, иных задач, поставленных перед РТРС в сфере обеспечения нужд обороны и безопасности государства.
С учетом изложенного, принимая во внимание содержание судебного акта, неоднократное упоминание в нем документов, связанных с деятельностью РТРС, установленной в интересах РТРС зоны ограничения застройки в месте планируемого строительства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что принятый по делу судебный акт непосредственно затрагивает права и законные интересы РТРС.
Между тем Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Самарский областной радиотелевизионный передающий центр" к участию в деле не было привлечено.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а дело - рассмотрению по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением от 02.04.2019 арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Самарский областной радиотелевизионный передающий центр".
Согласно ст. 18 АПК РФ в связи с истечением 05.04.2018 у судьи Рогалевой Е.М. срока привлечения к осуществлению правосудия в качестве судьи в составе суда была произведена замена судьи Рогалевой Е.М. на судью Филиппову Е.Г.
После замены судьи согласно положениям указанной статьи дело рассмотрено сначала.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представители других лиц, участвующих в деле, считают заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ООО "Эталон Строй" обратилось в суд с заявлением к Главе городского округа Самара, Администрации городского округа Самара о признании недействительным постановления Администрации от 18.04.2018 N 283 "Об отмене разрешения на строительство от 16.11.2015 N RU 63301000-131", указав, что 16.11.2015 Главой городского округа Самара ООО "Эталон Строй" выдано разрешение N RU 63301000-131 на строительство объекта капитального строительства "Жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями общественного назначения и подземным паркингом по адресу: г.о. Самара, Московское шоссе / ул. Советской Армии", расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Советской Армии, 200 Г. Срок действия разрешения установлен до 16.09.2018. Постановлением Администрации городского округа Самара от 18.04.2018 N 283 "Об отмене разрешения на строительство от 16.11.2015 N RU 63301000-131" указанное разрешение отменено.
Основанием для отмены разрешения на строительство от 16.11.2015 N RU 63301000-131 в постановлении Администрации от 18.04.2018 N 283 указано несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка N 63301000-1921, утвержденного распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 08.10.2013 N РД-1020, в части требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", а также ограничений, установленных экспертным заключением Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, испытания, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок от 14.10.2014 N 5732.
По мнению заявителя, он предоставил необходимый пакет документов и обратился к заинтересованному лицу за получением разрешения на строительство многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями общественного назначения, подземным паркингом, которое ему было выдано 16.11.2015 N RU63301000-131, со сроком действия до 16.09.2018.
Общество не согласно с постановлением Администрации от 18.04.2018 N 283 "Об отмене разрешения на строительство от 16.11.2015 N RU63301000-131", считает его незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы. Заявитель указывает, что оспариваемое постановление было принято Администрацией в отсутствие полномочий на отмену разрешения на строительство, что законодательство о градостроительной деятельности не предусматривает механизм отмены ранее выданного разрешения на строительство, само разрешение на строительство было выдано с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении дела в арбитражном апелляционном суде установлено, что решением Арбитражного суда Самарской области от 22.05.2018 по делу N А55-34923/2017 заявитель признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Кадеров Рамиль Ислямович. Исходя из отзыва на апелляционные жалобы, конкурсный управляющий поддерживает заявленные требования ООО "Эталон Строй".
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями территорий являются одним из оснований ограничения прав на землю.
Пунктом 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) дано понятие зон с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с требованиями ч. 7 ст. 51 ГрК РФ к заявлению на выдачу разрешения на строительство должен быть приложен градостроительный план земельного участка.
В целях получения ООО "Эталон Строй" разрешения на строительство застройщиком в орган местного самоуправления был представлен ГПЗУ N 63301000-1921, утвержденный распоряжением Департамента от 08.10.2013 N РД-1020, оформленный на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0641002:0007, площадью 7121,1 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Советской Армии, 200Г.
Согласно указанному ГПЗУ проектирование объекта капитального строительства необходимо вести в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), а также в соответствии с иными нормативными техническими документами.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусматривают в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, установление специальной территории с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно ч. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать, в том числе жилую застройку, включая отдельные дома.
Зоны ограничения застройки ПРТО, являющиеся разновидностью зоны с особыми условиями использования территорий, устанавливаются в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей, создаваемых антеннами ПРТО, в соответствии с требованиями Закона N 52-ФЗ, СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 09.06.2003.
СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 предусмотрено, что в целях защиты населения от воздействия ЭМП, создаваемых антеннами передающих радиотехнических объектов (ПРТО), устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) и зоны ограничения застройки (ЗОЗ) с учетом перспективного развития ПРТО и населенного пункта (п. 3.17).
При этом границы СЗЗ определяются на высоте 2 метров от поверхности земли по предельно допустимым уровням электромагнитного поля, а зона ограничения представляет собой территорию, на внешних границах которой на высоте от поверхности земли более 2 метров уровни электромагнитного поля превышают допустимые значения.
СЗЗ и ЗОЗ не могут иметь статус селитебной территории, а также не могут использоваться для размещения площадок для стоянки и остановки всех видов транспорта, предприятий по обслуживанию автомобилей, бензозаправочных станций, складов нефти и нефтепродуктов и т.п. (п. 3.19).
Из материалов дела следует, что разрешение на строительство выдано ООО "Эталон Строй" на основании градостроительного плана земельного участка N 63301000-1921, утвержденного распоряжением Департамента от 08.10.2013 N РД-1020, который не содержит информации об ограничениях в использовании земельного участка в связи с расположением в непосредственной близости действующего передающего радиотехнического объекта, то есть не соответствует нормативам и стандартам, установленным уполномоченными органами в целях обеспечения безопасности жизни, деятельности и здоровья людей, надежности сооружений, сохранения окружающей природной и культурно-исторической среды, иными обязательными требованиями.
Орган местного самоуправления при выдаче градостроительного плана земельного участка должен был учитывать наличие действующего (с 1956 года) передающего радиотехнического объекта, а также информацию о наличии зоны ограничения застройки, предоставленную РТРС, подлежащую применению при указании предельных параметров строительства (предельное количество этажей, предельная высота зданий). Однако градостроительный план указанную информацию не содержит (данная правовая позиция изложена в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 17.03.2016 по Гр.д. N 33-2920/2016).
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ отсутствие в градостроительном плане земельного участка подлежащей внесению информации о наличии в границах земельного участка территории с особыми условиями использования является нарушением положений ГрК РФ (Определение от 10.02.2015 N 305-КГ14-2820, Определение от 06.10.2017 N 301-КГ17-14235).
Принимая во внимание, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, невнесение в состав градостроительного плана земельного участка всех сведений, необходимых при его подготовке, повлекло выдачу разрешения на строительство без учета такой информации и соблюдения требований законов, запрещающих строительство с учетом зоны ограничения застройки.
Применительно к охранным и санитарно-защитным зонам ограничение прав правообладателей земельных участков и землепользователей связано не только с наличием сведений об установленных границах соответствующей зоны в ЕГРП, но и с учетом фактического существования самого объекта и оказываемого им негативного воздействия на окружающую среду, чем и обусловлена необходимость установления ограничений в охранных и санитарно-защитной зонах объекта.
Таким образом, одним из оснований для отмены Администрацией городского округа Самара разрешения на строительство, выданного ООО "Эталон-Строй", послужило наличие ограничений в использовании земельного участка под строительство жилого дома, установленных уполномоченным органом исполнительной власти в интересах правообладателя передающего радиотехнического объекта - РТРС.
Статьей 9 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ, Технический регламент) определены требования безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях, согласно которым здание или сооружение на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или) техногенные воздействия не вызывали обрушений зданий и сооружений, и (или) иных событий, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
В силу ч. 2 ст. 3 Закона N 384-ФЗ данный Закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Технического регламента здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы при проживании и пребывании человека в здании или сооружении не возникало вредного воздействия на человека в результате физических, биологических, химических, радиационных и иных воздействий.
Согласно ч. 2 ст. 10 Технического регламента здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения обеспечивались безопасные условия для проживания и пребывания человека в зданиях и сооружениях, в том числе по уровню напряженности электромагнитного поля в помещениях жилых и общественных зданий и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений, а также на прилегающих территориях.
Исходя из положений ст. 27 Закона N 384-ФЗ, в проектной документации здания и сооружения, строительство которых планируется на территории, где уровень напряженности электромагнитного поля, создаваемого линией электропередачи переменного тока промышленной частоты и (или) передающими радиотехническими объектами, превышает предельно допустимый, должны быть предусмотрены меры по снижению этого уровня в помещениях с пребыванием людей и на прилегающей территории путем соблюдения требований к санитарно-защитным зонам и экранирования от электромагнитного поля.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Инженерные изыскания должны быть обеспечены необходимыми исходно-разрешительными документами, установленными законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими и градостроительными регламентами. Задание на выполнение инженерных изысканий составляется и утверждается застройщиком или техническим заказчиком и согласовывается с исполнителем инженерных изысканий. Ответственность за полноту и достоверность данных в задании возлагается на технического заказчика, а при его отсутствии на застройщика.
Обязанностью застройщика является в целях подготовки проектной документации получение материалов о факторах техногенного воздействия на окружающую среду, проведение инженерно-экологические изыскания.
С учетом изложенного наличие правомерно размещенного объекта, требующего установления охранной, санитарно-защитной зон, даже в отсутствие акта об утверждении границ такой зоны, влечет наличие ограничений деятельности на земельном участке, входящем в такую зону.
Отсутствие сведений о наличии зоны ограничения застройки в государственном кадастре недвижимости на момент получения ГПЗУ не является основанием для ее неприменения в чертеже ГПЗУ, поскольку согласно ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года.
Кроме того, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 12 Закона N 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.
При этом арбитражный апелляционный суд учитывает, что ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов:
1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;
4) решением суда.
Из представленных в материалы дела документов следует, что зона ограничения ПРТО РТРС существовала и считается установленной до момента утверждения ООО "Эталон Строй" градостроительного плана земельного участка, до выдачи ему разрешения на строительство и в момент его отмены обжалуемым постановлением, установлена и в настоящее время.
Так, в 2012 году границы зоны ограничения застройки ПРТО РТРС уже были установлены по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", отраженным в экспертном заключении от 18.07.2012 N 04/01799 с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 23.07.2012 N 63.СЦ.04.000.Т.000878.07.12, подтверждающего соответствие представленных документов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в части организации санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки. В направлении строительства нижняя граница была установлена на высоте 49 метров.
В 2013 году границы зоны ограничения застройки ПРТО РТРС были установлены по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", отраженным в экспертном заключении от 15.08.2013 N 04/2006 с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 29.08.2013 N 63.СЦ.04.000.Т.000949.08.13, подтверждающего соответствие представленных документов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в части организации санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки.
Таким, образом, на дату утверждения распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства городского округа Самара от 08.10.2013 N РД-1020 градостроительного плана земельного участка N 63301000-1921 в направлении строительства нижняя граница была установлена на высоте 45 метров.
На дату выдачи ООО "Эталон Строй" разрешения на строительство от 16.11.2015 N RU63301000-131 границы зоны ограничения застройки ПРТО РТРС были установлены по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", отраженным в экспертном заключении N 5732 от 14.10.2014 с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 04.12.2014 N 63.СЦ.04.000.Т.001822.12.14, подтверждающего соответствие представленных документов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в части организации санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки. В направлении строительства нижняя граница была установлена на высоте 39 метров. Сведения о ЗОУИТ внесены в ЕГРН 11.03.2016, им присвоен статус "архивные" 12.07.2018.
В настоящее время границы зоны ограничения застройки ПРТО РТРС установлены по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", соответствие радиотелевизионной передающей станции РТРС в г. Самара, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Советской Армии, 205, в части организации санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки отражены в экспертном заключении от 29.05.2018 N 11405, соответствие передающего устройства связи требованиям санитарных правил подтверждено Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в письме от 14.06.2018 N 04-05/13486. В направлении строительства нижняя граница была установлена на высоте 63 метра. Сведения о ЗОУИТ внесены в ЕГРН 12.07.2018.
Особые условия использования территории устанавливаются, прежде всего, в публичных интересах (в целях обеспечения безопасности населения, права граждан на благоприятную окружающую среду, охраны значимых для жизнедеятельности государства объектов и т.д.) и ограничения, вызванные установлением охранной, санитарно-защитной зон, должны соблюдаться и являются приоритетными по отношению к установленному разрешенному использованию земельного участка.
Данные правила обязательны для органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, а также должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную (строительную) деятельность на территории города Самары.
Строительство в зоне ограничения ПРТО запрещается.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что выдача разрешения на строительство в настоящем случае осуществлена с нарушением законодательства о градостроительной деятельности.
Кроме того, суд учитывает, что осуществление строительства объектов капитального строительства выше пределов, установленных санитарно-эпидемиологическим заключением, в санитарно-защитной зоне несет в себе неблагоприятные последствия, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - будущих жителей многоквартирного дома, работников организаций, находящихся в здании, а также иных лиц.
Также арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что в настоящее время зона ограничения ПРТО РТРС установлена, информация о 72 зонах с особыми условиями использования территорий вокруг действующего ПРТО РТРС, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Советской Армии, 205, внесена в сведения Единого государственного реестра недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0641002:7, указанный в ГПЗУ, расположен на расстоянии 365-370 метров от центра основания телевизионной башни РТРС, в азимуте от 160 до 180 градусов. Нижняя граница зоны ограничения находится на высоте 63 метра, что примерно соответствует уровню 21-го этажа планируемого к строительству 25-тиэтажного жилого дома (реестровый номер зоны 63.01.2.1017).
ООО "Эталон Строй" заявило ходатайство о проведении судебной экспертизы по вопросу определения высоты (нижней границы от земли) зоны ограничения застройки земельного участка 63:01:0641002:0007 с учетом действующих антенн, а также с учетом размещения станции цифрового телевизионного вещания 57 ТВК, 1 Квт (2-ой частотный мультиплекс) РТПС "Самара" по адресу: г. Самара, ул. Советской Армии, 205, наименование и количество передатчиков на сектор FUS HP07ULV DD, 57 ТВК-1/круговой.
Проведение экспертизы заявитель просит поручить ООО "Центр экспертиз".
Арбитражным апелляционным судом, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, возражавших против удовлетворения ходатайства, руководствуясь ст. 82 АПК РФ, отказано в удовлетворении ходатайства заявителя о проведении судебной экспертизы в связи со следующим.
Зона ограничения застройки ПРТО РТРС установлена в границах, определенных по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной аккредитованным учреждением (ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области), проверена и согласована уполномоченным органом исполнительной власти (Управлением Роспотребнадзора по Самарской области), внесена в сведения Единого государственного реестра недвижимости.
Документы-основания, в соответствии с которыми зона ограничения застройки установлена и внесена в сведения ЕГРН, являются действующими, не оспорены и не отменены.
Кроме того, заявителем в ходатайстве о назначении судебной экспертизы не определен вид экспертизы, как не определен и объект экспертизы; юридически значимые обстоятельства, которые могут быть установлены в ходе ее проведения, и при этом являлись бы существенными для рассмотрения настоящего дела по правилам главы 24 АПК РФ, в ходатайстве не указаны. Представленная в ходатайстве аккредитация экспертной организации не соответствует целям исследования, указываемым заявителем.
Довод заявителя об отсутствии у администрации городского округа Самара полномочий по отмене выданного главой городского округа Самара разрешения на строительство подлежит отклонению в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Исходя из данной нормы права, муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти субъекта РФ в случае принятия данных актов органами местного самоуправления в рамках осуществления ими отдельных государственных полномочий.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ, п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Таким образом, разрешение на строительство спорного объекта капитального строительства, было выдано в рамках компетенции органов местного самоуправления, не связано с осуществлением ими отдельных государственных полномочий.
При изложенных обстоятельствах в силу прямого указания обозначенной нормы орган местного самоуправления городского округа Самара, выдавший разрешение на строительство, вправе его отменить.
Статьей 3 Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области" (далее - Закон N 134-ГД) к полномочиям органов государственной власти Самарской области отнесены полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с ГрК РФ) в тех случаях, когда указанные разрешения в соответствии с ГрК РФ должны быть выданы органами местного самоуправления.
Согласно п. 1.1 Положения о министерстве строительства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 31.10.2007 N 225 (далее - Положение о министерстве), министерство строительства является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области (сфера деятельности министерства).
В силу п. 2.2 Положения о министерстве министерство выдает в случаях, установленных Законом N 134-ГД, разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с ГрК РФ) в тех случаях, когда указанные разрешения в соответствии с ГрК РФ должны быть выданы органами местного самоуправления.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области о выдаче разрешений на строительство Законом N 134-ГД были отнесены к полномочиям органов государственной власти Самарской области.
Как следует из вышеприведенных норм права, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Вместе с тем данные действия могут совершаться в пределах имеющихся у органа, должностного лица полномочий.
Таким образом, к компетенции министерства отнесены вопросы выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых проведение экспертизы требуется в соответствии с ГрК РФ.
Законом осуществлено перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области только в указанной в законе части. При этом в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 51 и ч. 2 ст. 55 ГрК РФ реализация указанных полномочий министерством осуществляется на основании поступивших в министерство заявлений застройщиков.
В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность отмены муниципальных актов в случаях, не связанных с регулированием осуществления отдельных переданных государственных полномочий, в порядке самоконтроля органом местного самоуправления, издавшим соответствующий правовой акт.
В данном случае оспариваемое постановление вынесено Администрацией городского округа Самара вне связи с полномочиями, переданными министерству строительства на основании Закона N 134-ГД, - оно принято в порядке самоконтроля в целях устранения нарушений действующего законодательства.
При этом следует учитывать, что перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в соответствии с Законом N 134-ГД носит срочный характер и не предусматривает необходимости передачи документов, ранее предоставленных для выдачи разрешительной документации в органы местного самоуправления, в связи с чем у министерства строительства отсутствует возможность выявления фактов противоречия закону выданных органами местного управления разрешений на строительство.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26.05.2011 N 739-О-О, ч. 1 ст. 48 Закона N 131-ФЗ, регулирующая порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывается на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлена на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в ст. 12 Конституции Российской Федерации, и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у Администрации городского округа Самара полномочий на отмену разрешения на строительство, которое было выдано главой городского округа Самара в отсутствие законных оснований.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 по делу N А55-32529/2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11.03.2019.
Таким образом, Администрация городского округа Самара в порядке самоконтроля была вправе исправить допущенную при выдаче разрешения на строительство ошибку.
При этом суд учитывает правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 136/13, согласно которой реализация муниципальным образованием полномочий, возложенных на него ГрК РФ, призвана обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований в реализации таких полномочий состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует такая совокупность.
При таких обстоятельствах в соответствии с положениями ст. 48 Закона N 131-ФЗ постановлением Администрации городского округа Самара от 18.04.2018 N 283 было правомерно отменено вышеуказанное разрешение на строительство, что является правовым основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка заявителя на судебные акты по делу N А55-24686/2017, решение Самарского областного суда по делу N 21-322/2018 не является достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований. Указанные судебные акты не содержат вывода о том, что разрешение на строительство от 16.11.2015 N RU63301000-131 было выдано в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с заявителя в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Самарский областной радиотелевизионный передающий центр" в размере 1 500 руб. как понесенные при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2018 по делу N А55-20056/2018 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Эталон Строй", г. Самара, требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Эталон Строй", г. Самара, в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Самарский областной радиотелевизионный передающий центр" расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.