г. Казань |
|
04 октября 2019 г. |
Дело N А72-17687/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска - Прониной М.Г. (доверенность от 26.12.2018),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.03.2019 (судья Овсянникова Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Драгоценнова И.С.)
по делу N А72-17687/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Ларионова Максима Владимировича (ОГРНИП 312732801300043, ИНН 732810925197) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска, заинтересованное лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области, об оспаривании отказа в перерасчете страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 19.10.2018, требования N 7079 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 06.07.2018; обязании возвратить и зачесть индивидуальному предпринимателю излишне уплаченные страховые взносы за 2017 год,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ларионов Максим Владимирович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Ларионов М.В.) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнения требований, принятых судом) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска (далее - налоговый орган, инспекция, ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска) о признании незаконными отказа налогового органа, изложенного в ответе на обращение от 19.10.2018, произвести перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, требования N 7079 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 06.07.2018, а также об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы за 2017 год в размере 32 956,51 руб., произвести перерасчет страховых взносов в размере 6 636,25 руб. путём зачета данной суммы в качестве фиксированного платежа за 2018 год.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.03.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.03.2019 оставлено без изменения.
Инспекция, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Предприниматель, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.
Изучив материалы дела, заслушав представителя инспекции, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявитель является индивидуальным предпринимателем и находится на упрощенной системе налогообложения (далее - УСН). Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Сумма дохода заявителя в 2017 году составила 4 547 676 руб., от которой заявителем произведен расчет и оплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование: в фиксированном размере в сумме 23 400 руб. по сроку уплаты 09.01.2018, а также страховые взносы в размере 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300 000 руб., в сумме 2 883,89 руб. (с учетом величины фактически понесенных расходов в размере 3 959 287 руб., непосредственно связанных с извлечением общего дохода) по сроку уплаты 2.07.2018 (оплачены 27.03.2018 платежным поручением N 31 на сумму 2 884 руб.).
В конце июля 2018 года заявитель получил из налогового органа требование от 06.07.2018 N 7079 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), согласно которому за заявителем числится недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 32 956,31 руб. и начислены пени в сумме 31,86 руб.
Заявитель обратился в налоговый орган с претензионным письмом о предоставлении расчета образования задолженности, указанной в требовании N 7079. В ответ на данное письмо налоговый орган письмом от 19.10.2018 N 10-18/19150 сообщил заявителю о том, что сумма страховых взносов в размере 1,0 % от суммы дохода, превышающего 300 000 руб., за расчётный период составляет 42 476,76 руб. (4 547 676 - 300 000) х 1%. Поскольку заявителем указанная сумма по сроку оплаты 02.07.2018 была оплачена не в полном объёме, то налоговым органом на сумму задолженности 32 956,51 руб. было сформировано требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 06.07.2018 N 7079. Расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование произведен правомерно, основания для перерасчета отсутствуют.
Управлением Федеральной налоговой службы по Ульяновской области требование налогового органа N 7079 признано правомерным, а жалоба заявителя - оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с указанными требованиями.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно положениям статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.
Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Признание утратившим силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и введение в действие с 01.01.2017 главы 34 Кодекса не изменили ранее действовавший порядок определения базы для исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.
Судами установлено, что сумма страховых взносов с доходов, превышающих 300 000 руб. за расчетный период, исчислена налоговым органом без учета произведенных заявителем расходов и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 N 27-П.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о правомерности исчисления налоговым органом страховых взносов от всей суммы полученного заявителем дохода без учета задекларированных расходов, непосредственно связанных с извлечением общего дохода.
Судами правомерно признаны недействительными требование налогового органа от 06.07.2018 N 7079 о доначислении недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также отказ в перерасчете страховых взносов, выраженный в письме от 19.10.2018.
В связи с тем, что во исполнение оспариваемого требования от 06.07.2018 N 7079 налоговым органом было произведено списание с расчетного счета заявителя страховых взносов в общей сумме 32 956,31 руб., суды обоснованно удовлетворили требование заявителя о возврате этой суммы в порядке восстановительной меры.
Также судами установлено, что в счет имеющейся задолженности заявителя по страховым взносам за 2017 год налоговым органом была учтена произведенная заявителем оплата страховых взносов за 2018 год в сумме 6 636,25 руб. (платежное поручение от 27.03.2018 N 30). Данный платеж в сумме 6 636,25 руб. произведен заявителем в уплату страховых взносов за 2018 год.
В связи с чем удовлетворено требование заявителя о проведении перерасчета страховых взносов в указанной части и отнесения данной суммы в качестве оплаты обязательных страховых взносов за 2018 год.
В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на позицию, изложенную в письме Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, согласно которой налоговым законодательством вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ. Указанная позиция поддержана в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273, по иску предпринимателя о признании вышеуказанного письма недействующим.
Однако, налоговым органом не принята во внимание позиция Верховного Суда Российской Федерации, отраженная в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017. Согласно указанному пункту Обзора, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Кроме того, как верно указали суды, предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации по делу N АКПИ18-273 являлись не положения законодательных актов о порядке исчисления и уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а наличие у письма Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.18 N 03-15-07/8369 нормативных свойств и его соответствие действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений.
На основании изложенного доводы налогового органа о том, что расчет размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом произведенных расходов, должен производиться только индивидуальными предпринимателями, применяющими общий режим налогообложения, являются не состоятельными.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили заявленные предпринимателем требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Эти доводы не опровергают сделанных судами первой и апелляционной инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Переоценка выводов судов первой и апелляционной инстанций в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.03.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 по делу N А72-17687/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на позицию, изложенную в письме Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, согласно которой налоговым законодательством вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ. Указанная позиция поддержана в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273, по иску предпринимателя о признании вышеуказанного письма недействующим.
Однако, налоговым органом не принята во внимание позиция Верховного Суда Российской Федерации, отраженная в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017. Согласно указанному пункту Обзора, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Кроме того, как верно указали суды, предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации по делу N АКПИ18-273 являлись не положения законодательных актов о порядке исчисления и уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а наличие у письма Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.18 N 03-15-07/8369 нормативных свойств и его соответствие действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 октября 2019 г. N Ф06-51704/19 по делу N А72-17687/2018