г. Казань |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А65-39570/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань - Мустафина Р.Р., доверенность от 29.12.2018,
Общества с ограниченной ответственностью Транспортная Экспедиционная Компания "АК Барс Трансфер" - Русинова С.А., доверенность от 01.10.2019,
в отсутствие:
Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора, г.Казань - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Транспортная Экспедиционная Компания "АК Барс Трансфер"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019
по делу N А65-39570/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Транспортная Экспедиционная Компания "АК Барс Трансфер" о признании незаконным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, третье лицо: Средне-Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора (г. Казань),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Транспортная Экспедиционная Компания "АК Барс Трансфер" (далее - заявитель, общество, ООО ТЭК "АК Барс Трансфер") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, УФАС по РТ) с требованием об отмене и признании незаконным решения и предписания по делу N 08-112/2018 по признакам нарушения антимонопольного законодательства от 02.10.2018.
По ходатайству антимонопольного органа суд объединил настоящее дело с делом N А65-39566/2018.
Определением суда первой инстанции от 25.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Средне-Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора (далее - третье лицо, Средне - Волжское МУГАДН).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.04.2019 оставлено без изменения.
Заявитель, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит их отменить.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал кассационную жалобу.
Представитель антимонопольного органа отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе по основаниям, изложенным в отзыве.
Средне-Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора, г.Казань в судебное заседание своих представителей не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора, г.Казань.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя, антимонопольного органа, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции, норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства вынесла решение от 02.10.2018 по делу N 08-112/2018, в котором признала в действиях ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" факт нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в недобросовестной конкуренции с перевозчиками межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, осуществляющими свою деятельность на основании проведенных конкурсных процедур и выдала ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" предписание о прекращении нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заявитель, не согласившись с вынесенными актами, обратился в арбитражный суд, ссылаясь на не доказанность факта регулярных пассажирских перевозок в отсутствии карты маршрута.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) на рассмотрение поступило обращение Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора (далее - Средне-Волжское МУГАДН) (вх. N 23000 от 28.11.2017) по признакам нарушения антимонопольного законодательства ТЭК "Ак Барс Трансфер", выразившегося в осуществлении перевозок пассажиров по маршрутам, входящим в транспортную сеть Республики Татарстан, без Свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок (далее - Свидетельство), что не соответствует требованиям Федеральному закону от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа" (далее - Закон 220-ФЗ), тем самым получая преимущество перед другими участниками рынка, которые получают данные Свидетельства, что имеет признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения указанного обращения, Управлением установлено, что на рынке пассажирских перевозок Республики Татарстан создана маршрутная сеть, и в соответствии с Законом N 220-ФЗ Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан проведены конкурсы на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карт соответствующих маршрутов, по результатам которых определены перевозчики для каждого из 144 маршрутов перевозок и им выданы Свидетельства.
В ходе проведения проверок Средне-Волжским МУГАДН выявлены факты неоднократного осуществления ТЭК "Ак Барс Трансфер" перевозок пассажиров по маршрутам "Казань - Набережные Челны - Казань", входящим в транспортную сеть Республики Татарстан. При этом, ТЭК "Ак Барс Трансфер" в проведенных Минтрансом РТ конкурсах не участвовал, свидетельствами не обладает.
Указанные действия ТЭК "Ак Барс Трансфер" содержат признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, в части осуществления недобросовестной конкуренции.
Согласно статье 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 -14.7 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В силу пункта 2 статьи 19 Закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа" свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации;
2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в пункте 1 части 3 настоящей 4 статьи;
3) в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок.
В пояснениях по заключению об обстоятельствах дела N 08-112/2018, ТЭК "Ак Барс Трансфер" выразило свое несогласие с выводами, указанными в заключении. Общество пояснило, что в своей деятельности не осуществляло и не осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров по маршрутам, входящим в транспортную сеть Республики Татарстан.
Данный довод ТЭК "Ак Барс Трансфер" обосновано признан Комиссией не соответствующим обстоятельствам дела, так как по результатам рассмотрения дела, совокупностью прямых и косвенных доказательств, сделан вывод о том, что ТЭК "Ак Барс Трансфер" под видом заказных перевозок фактически организовывал и осуществлял регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршрутам "Казань - Набережные Челны - Казань", так как данные перевозки осуществлялись по установленному расписанию перевозок, по установленному маршруту следования перевозок; по установленным пунктам отправки; из соответствующих остановочных пунктов.
ООО "Ак Барс Трансфер" под видом заказных перевозок фактически организовал и осуществлял регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршрутам "Казань - Набережные Челны - Казань" поскольку данные перевозки осуществлялись по установленному расписанию перевозок, по установленному маршруту следования перевозок, по установленным пунктам отправки, из соответствующих остановочных пунктов.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" (ИНН: 1650184830) осуществляет деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, деятельность связанную с перевозками, соответственно. Управлением установлено, что маршрут "Казань - Набережные Челны - Казань" входит в транспортную сеть Республики Татарстан, что подтверждается Реестром межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Татарстан, размещенном на официальном сайте Минтранса Республики Татарстан.
На основании информации, полученной от Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, установлено, что на маршрут "Казань - Набережные Челны - Казань" Минтрасом Республики Татарстан проводились конкурсы на определение лиц, которые будут осуществлять регулярные перевозки пассажиров по нему.
Для участия в конкурсе поданы заявки, по результатам которого выдались свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам N 535, 536, 537, 600, 601 "Казань (автостанция "Восточный") - Набережные Челны (остановочный пункт на железнодорожном вокзале г. Набережные Челны) - Казань (автостанция "Восточный")" ООО "Автовокзал - "Восточный", 420066, РТ, г. Казань, пр-т Ибрагимова д. 89, пом. 34, 35. и по межмуниципальному маршруту N 504 Казань (автовокзал "Столичный") -Набережные Челны (остановочный пункт на железнодорожном вокзале г. Набережные Челны) - Казань (автовокзал "Столичный") - ООО "Пригород", г.Зеленодольск, ул.Металлистов, д.6.
Таким образом, официальными перевозчиками по данному маршруту являются ООО "АВТОВОКЗАЛ ВОСТОЧНЫЙ" и ООО "Пригород", который в данном случае, взял на себя обязательства оказывать услуги по осуществлению регулярных перевозок пассажиров в соответствии с условиями договора с Минтрансом и Законом N 220-ФЗ, в том числе обязанности по заключению возмездного договора с автовокзалами.
ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" не имеет действующей лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). В реестр регулярных перевозок по маршруту "г. Казань - г. Набережные Челны - г. Казань" сведения в отношении ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" не включены.
По мнению общества, осуществляемые им перевозки пассажиров по маршруту "Казань - Набережные Челны - Казань" не являются регулярными, а осуществляются на основании заказов, по заключенным договорам фрахтования, в связи с чем, по мнению ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" не обязано получать Свидетельство, заключать договоры с автовокзалами и Минтрансом Республики Татарстан, и участвовать в проводимом Минтрансом Республики Татарстан конкурсе.
Законодательством Российской Федерации определены понятия регулярных перевозок пассажиров и перевозок пассажиров по заказу.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 5 Устава автомобильного транспорта, перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.
Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозок пассажиров и багажа), установлены требования, предъявляемые к регулярным перевозкам и к перевозке пассажиров и багажа по заказу.
Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа установлены в главе 3 Устава автомобильного транспорта.
В соответствии со статьей 19 Устава регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
На основании раздела II "Регулярные перевозки" Правил перевозки пассажиров и багажа регулярные перевозки осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Деятельность по организации пассажирских перевозок регулируется Федеральным законом от 13.06.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
По смыслу пункта 10 статьи 4 Закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам возможно только при наличии свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок и карты данного маршрута регулярных перевозок.
Вопросы перевозки пассажиров и багажа по заказам регламентированы главой 4 Устава автомобильного транспорта, в соответствии с которым установлено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Согласно статье 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Возможность осуществления перевозки по заказу предусмотрена статьей 27 Устава автомобильного транспорта, в которой указано, что транспорт для такой перевозки предоставляется на основании договора фрахтования, который должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
Согласно пункту 4 указанной статьи при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
Как верно указали суды, исходя из положении Устава автомобильного транспорта и Правил перевозки пассажиров и багажа отличительными признаками регулярных перевозок от заказных являются:
- установленного расписания перевозок;
- установленного маршрута следования перевозок;
- установленных пунктов отправки;
- остановочных пунктов;
-наличие разрешительных документов на право осуществления регулярных перевозок;
-включение перевозчика в реестр регулярных маршрутов.
Комиссией проведен анализ заказов-нарядов, путевых листов, на основании которых ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" осуществлялись перевозки пассажиров по маршруту "Казань - Набережные Челны - Казань", из которых следует, что ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" осуществляло систематические перевозки пассажиров по маршруту "Казань - Набережные Челны - Казань".
Согласно актам планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства N 326 от 24.11.2017, N 330 от 24.11.2017, N 294 от 22.11.2017, составленными СреднеВолжским МУГАДН, водители автобусов осуществляли перевозку пассажиров ежедневно (т.е. регулярно). ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" ежедневно осуществляло перевозку пассажиров с ж/д вокзала, что подтверждается объяснениями водителей, представленных в Актах планового (рейдового) осмотра, исследования, обследования транспортных средств, составленными Средне-Волжским МУГАДН.
Согласно объяснениям Афзалова М.М., водителя транспортного средства с гос. номерами Т331СК116, отраженным в Акте планового рейдового осмотра, обследования транспортного средства N 305 от 22.11.2017 содержится следующая информация: "Осуществлял перевозку пассажиров Казань - Наб. Челны, посадки пассажиров на ж/д вокзале, г. Казани, собирают деньги и обилечивают диспетчера, поездки осуществляю ежедневно".
Согласно пояснениям ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер", им осуществляется деятельность исключительно в области перевозок пассажиров по заказу, на основании договоров фрахтования (заказ-нарядов) заключенных с ИП Давлетшиным В.Н. на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров определенного круга лиц.
Как верно указали суды, по факту ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" самостоятельно составляет списки пассажиров, забронировавших места для поездки по телефону либо через интернет.
Согласно расписанию, размещенному в мобильном приложении ООО "ТЭК Ак Барс Трансфер", представленному в жалобе ООО "Автовокзал Восточный" (вх. 8727/ж от 01.06.2018), у пассажира существует возможность в любое удобное время круглосуточно забронировать место для поездки.
Вышеуказанная информация также свидетельствует о том, что ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" осуществляет регулярные перевозки по маршруту "Казань - Набережные Челны - Казань", входящему в транспортную сеть Республики Татарстан, а вышеуказанный Договор заключен лишь с целью создания впечатления и введения в заблуждение, что ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" осуществляются перевозки по заказу,
Из имеющихся в материалах дела копий "пассажирских билетов на автобус", реализуемых по направлению "Казань - Набережные Челны - Казань", на которых указан перевозчик, а именно - "ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер", персональные данные пассажира, время и дата отправки транспортного средства, время прибытия, следует что "ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" осуществляют именно регулярные перевозки, а не перевозки по заказу.
Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.05.2018 N 388 "Об утверждении Перечня мест на территориях муниципальных образований Республики Татарстан, отправление из которых одного и того же транспортного средства, используемого для перевозок пассажиров и багажа по заказу, более трех раз в течение одного месяца запрещается", однако ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" ежедневно осуществлял перевозку пассажиров с ж/д вокзала, что подтверждается объяснениями водителей, представленных в Актах планового (рейдового) осмотра, исследования, обследования транспортных средств.
Изложенное также свидетельствует о том, что ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" осуществляются не перевозки по заказу, а именно регулярные перевозки пассажиров.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" под видом заказных перевозок фактически организовывал и осуществлял регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршрутам "Казань - Набережные Челны - Казань", так как данные перевозки осуществлялись по установленному расписанию перевозок, по установленному маршруту следования перевозок; по установленным пунктам отправки; из соответствующих остановочных пунктов.
Средне-Волжское МУГАДН выявлено, что проверка личности пассажиров, заходящих в автобус, вопреки требованиям пунктов 91, 92 Правил перевозки пассажиров и багажа, не осуществлялась.
Согласно пункту 62 приказа Министерства Транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 "Об утверждении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан: 1) - обеспечить каждого водителя следующими документами: - путевым листом; - расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок; - схемой маршрута с указанием опасных участков. 2) осуществлять при выполнении перевозок контроль соблюдения расписания (графика) движения и норм предельной вместимости транспортных средств, соответствия пути движения транспортных средств установленным маршрутам регулярных перевозок.
Ущерб добросовестным регулярным перевозчикам причиняется тем, что официальный перевозчик обязан следовать по своему маршруту в любом случае, так как осуществляет свою деятельность на основании публичного договора, что закреплено в части 1 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта) что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
Комиссией установлено, что водители ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер", после посадки в транспортное средство далее собирали пассажиров по городу. Данные действия ставят в преимущественное положение ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер", так как официальные перевозчики ООО "Автовокзал Восточный" и ООО "Пригород" не имеют такой возможности в силу обязанности соблюдать установленные Министерством транспорта и дорожного строительства Республики Татарстан маршруты N 504, 535, 536, 537, 600, 601, 602 согласно которым, остановочные пункты установлены по адресам: г. Казань (автостанция "Восточный") и г. Набережные Челны (остановочный пункт на железнодорожном вокзале г. Набережные Челны) и Казань (автовокзал "Столичный") - Набережные Челны (остановочный пункт на железнодорожном вокзале г. Набережные Челны) -Казань (автовокзал "Столичный").
Как верно указали суды, осуществление обществом предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров по маршруту "Казань - Набережные Челны - Казань", который входит в транспортную сеть Республики Татарстан, без Свидетельства и прохождения конкурсных процедур является актом недобросовестной конкуренции и предоставляет обществу преимущество перед другими участниками рынка, поскольку иные лица, занимающиеся аналогичным видом деятельности и которые прошли конкурсные процедуры и получили свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту, соблюдают законодательство об организации регулярных перевозок пассажиров, и тем самым, ограничивают себя соответствующими обязательствами.
ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" под видом заказных перевозок фактически организовывал и осуществлял регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршрутам "Казань - Набережные Челны -Казань" без участия в конкурсе и без оформления соответствующих разрешительных документов, что противоречит требованиям Устава автомобильного транспорта, Правил перевозки пассажиров и багажа, Закона Республики Татарстан от 26.12.2015 N 107-ЗРТ "О реализации Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Следовательно, ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" осуществляло предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по регулярной перевозке пассажиров автомобильным транспортом с нарушением действующего законодательства.
Антимонопольным органом правильно установлено, что на рынке пассажирских перевозок действуют иные хозяйствующие субъекты, которые осуществляют регулярные пассажирские перевозки по маршрутам, совпадающим с маршрутом "Казань - Набережные - Казань" и имеют соответствующие разрешительные документы.
Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции достаточно возможности (вероятности) причинения убытков либо нанесения ущерба деловой репутации другого хозяйствующего субъекта (конкурента).
Поскольку ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" и иные хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по перевозке пассажиров являются конкурентами, деятельность ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" по осуществлению регулярных перевозок без включения в реестр и без получения разрешительных документов способна принести убытки иным хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства, при осуществлении предпринимательской деятельности.
В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 22.04.2010 N 220 Управлением по результатам анализа конкуренции на рынке регулярных межмуниципальных перевозок транспортных перевозок по маршруту "г. Казань - г. Набережные Челны - г. Казань" за 2017- 2018 проведен аналитический обзор (далее - Анализ). По результатам проведения Анализа Управлением установлено следующее:
1. временной интервал исследования определен периодом с 01.10.2017 по 01.07.2018.
2. продуктовыми границами товарного рынка является рынок транспортных услуг по перевозке пассажиров.
3. ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" осуществляло деятельность по перевозке пассажиров по маршруту "Казань - Набережные Челны - Казань" таким образом, географической границей рынка по оказанию транспортных услуг определена Республика Татарстан
4. На товарном рынке транспортных услуг по перевозке пассажиров по соответствующим маршрутам осуществляют деятельность 2 хозяйствующих субъекта (ООО "Автовокзал Восточный" и ООО "Пригород").
Суды правомерно отметили, что Товарный рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего назначения по рассматриваемому маршруту является неэластичным, то есть количество пассажиров, желающих воспользоваться услугами перевозчика, строго ограничено. Поэтому незаконное изъятие части пассажиров заявителем приводит (или может привести) к тому, что хозяйствующий субъект - конкурент, работающий на данном маршруте по утвержденным расписаниям, лишается этих пассажиров и несет (может нести) определенные убытки.
Учитывая, что предпринимательская деятельность предполагает получение прибыли, действия ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" правильно квалифицированы Управлением как недобросовестная конкуренция, поскольку перевозка пассажиров без утвержденного в установленном порядке расписания движения, без необходимости участия в конкурсе поставила общество в преимущественное положение перед третьими лицами, осуществляющими на данном маршруте перевозки пассажиров в соответствии с разрешительными документами и на основании утвержденных расписаний.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение и предписание соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали бы выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019 по делу N А65-39570/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ущерб добросовестным регулярным перевозчикам причиняется тем, что официальный перевозчик обязан следовать по своему маршруту в любом случае, так как осуществляет свою деятельность на основании публичного договора, что закреплено в части 1 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта) что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
...
ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" под видом заказных перевозок фактически организовывал и осуществлял регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршрутам "Казань - Набережные Челны -Казань" без участия в конкурсе и без оформления соответствующих разрешительных документов, что противоречит требованиям Устава автомобильного транспорта, Правил перевозки пассажиров и багажа, Закона Республики Татарстан от 26.12.2015 N 107-ЗРТ "О реализации Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 октября 2019 г. N Ф06-52016/19 по делу N А65-39570/2018
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-52016/19
11.06.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7743/19
08.04.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-39570/18
28.01.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-39566/18