г. Казань |
|
11 октября 2019 г. |
Дело N А65-6634/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.
при участии представителей:
заявителя - Абдулвагапова В.Р., доверенность от 18.07.2019, Садыковой И.И., доверенность от 18.07.2019,
ответчика - Кельдюшовой Р.С., доверенность от 04.03.2019,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019
по делу N А65-6634/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" (ОГРН 1021603624921, ИНН 1600000036) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконными постановления и представления, с участием третьего лица Гаязутдинова А.Р., г. Казань.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" (далее - общество "Газпром трансгаз Казань", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, управление) от 05.02.2019 по делу N А05-1899/2018 об административном правонарушении и представления от 05.02.2019 N Пр05-2/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Гаязутдинова Артур Раисович (далее - Гаязутдинов А.Р.)
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.04.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Газпром трансгаз Казань" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, запрос обществом исполнительно-технической документации правомерен, что следует из положений постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713, ГОСТ Р54961-2012, СП 62.13330.2011. Требование общества о предоставлении исполнительно-технической документации обусловлено необходимостью обеспечения безопасности и контроля со стороны газораспределительной организации на стадиях проектирования и подключения объектов системы газоснабжения.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 08.10.2019 был объявлен перерыв до 15 часов 45 минут 10.10.2019
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Гаязутдинову А.Р. выданы Технические условия от 15.04.2016 N 11-ф/0298-16 на подключение к сети газораспределения.
26.04.2016 между заявителем и Гаязутдиновым А.Р. заключен договор подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения, согласно которому исполнитель (общество "Газпром трансгаз Казань") обязуется осуществить подключение (технологическому присоединению) объекта заявителя к принадлежащей исполнителю на законном праве сети газораспределения, а также осуществить комплекс мероприятий по подготовке сети газопотребеления и газоиспользующего оборудования к подключению на принадлежащем заявителю земельном участке в соответствии с Техническими условиями.
Исполнитель обязуется, в том числе проверить выполнение заявителем технических условий о присоединении, осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием Сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта к подключению (технологическому присоединению) (пункт 3.2.4 договора), осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного пунктом 2.12. договора даты подключения (технологического присоединения), но не ранее подписания акта о готовности, указанного в пункте 3.2.4 договора (пункт 3.2.5 договора).
Гаязутдинов А.Р. 17.10.2018 уведомил общество о выполнении им Технических условий и необходимости в соответствии с пунктом 3.2.4 договора проверить сеть и составить акт о готовности.
Письмом от 31.10.2018 N 03/2-10224 общество отказалось проверять выполнение Гаязутдиновым А.Р. Технических условий и в соответствии с ГОСТом Р 51872 просило Гаязутдинова А.Р. представить исполнительную документацию для проверки, а также представить смонтированную сеть газопотребления для осмотра и определения соответствия ее требованиям действующих документов в области стандартизации и технологического регулирования, устанавливающих требования к проектированию и строительству сетей газопотребления.
Гаязутдинов А.Р. письмом от 07.11.2018 повторно на основании пункта 3.2.4 договора просил проверить сеть и составить акт готовности сети. Иначе, после 10.11.2018 возможность проверить подземную часть сети газопотребления не будет возможности, так как траншея с трубой будет закопана.
Письмом от 08.11.2018 N 2 Гаязутдинов А.Р. повторно обратился с указанным выше заявлением.
Письмом от 26.11.2018 N 10929 общество проинформировало Гаязутдинова А.Р. о необходимости осуществления контроля в соответствии с СП 62.13330.2011, при этом указывая, что приемка сетей газопотребления осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком, с участием представителей проектной и эксплуатационной организацией, которая проверяет комплектность и правильность составления исполнительной документации, производит внешний осмотр объекта с целью определения соответствия выполненных строительно-монтажных работ проекту и другим нормативно документам, утвержденным в установленном порядке.
Гаязутдинов А.Р. повторно 23.11.2018 обратился в адрес общества с запросом информации о ходе выполнения мероприятий по подключению.
Письмом от 20.12.2018 N 03/2-12359 общество "Газпром трансгаз Казань" проинформировало Гаязутдинова А.Р. о том, что были произведены проектно-изыскательские работы и осуществлено строительство газопровода до земельного участке Гаязутдинова А.Р.
Гаязутдинов А.Р. обратился с жалобой в антимонопольный орган.
Постановлением антимонопольного органа от 05.02.2019 по делу N А05-1899/2019 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Также антимонопольным органом выдано представление от 05.02.2019 N Пр05-2/2019, которым указано обществу принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а именно, произвести проверку выполнения технических условий на подключение к сетям газораспределения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: РТ, Лаишевский р-н, с. Егорьево, ул. Дачная, д. 39, и после проведения названной проверки составить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства, расположенного по адресу: РТ, Лаишевский р-н, с. Егорьево, ул. Дачная, д. 39, к подключению.
Не согласившись с постановлением и представлением антимонопольного органа, общество "Газпром трансгаз Казань" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 1314).
Согласно пунктам 1, 2 Правил N 1314 настоящие Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).
Исполнителем по договору о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Пунктом 3 Правил N 1314 установлен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, который включает в себя: а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения; б) выдачу технических условий; в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения; г) заключение договора о подключении; д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении; е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации); ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1314 заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Указанный запрос может быть направлен в электронной форме.
Согласно пункту 59 Правил N 1314, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Пунктом 97 Правил N 1314 предусмотрено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:
а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;
б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;
д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Согласно пункту 98 Правил N 1314 исполнитель обязан:
а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;
б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения";
в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;
г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению);
д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.
Пунктом 100 Правил N 1314 предусмотрено, что заявитель обязан:
а) выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению;
б) при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом "б" пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации);
в) в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение указанной в договоре о подключении максимального часового расхода газа, в срок, оговоренный в договоре о подключении, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор о подключении. Изменение заявленного максимального часового расхода газа не может превышать величины, указанной в технических условиях;
г) обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий;
д) внести плату за технологическое присоединение в размере и сроки, которые установлены договором о подключении.
Антимонопольный орган, изучив жалобу, пояснения общества "Газпром трансгаз Казань" пришел к выводу о том, что требование о предоставлении исполнительно-технической документации на сети газопотребления не предусмотрено положениями Правил N 1314.
Подпункт "б" пункта 97 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, закрепляет, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором подключения, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
Согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи) (далее - ИЖС). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам ИЖС.
Правила подключения определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) система газоснабжения является одной из систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения и включается в состав здания или сооружения.
Пунктом 4 Технического регламента предусмотрено, что положения Технического регламента не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий.
Понятие сети газопотребления жилых зданий дано в пункте 2 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 N 613 (далее - Приказ). Согласно Приказу, "сеть газопотребления жилых зданий" - единый комплекс, включающий в себя наружные (вводные газопроводы и газопроводы-вводы) и внутренние газопроводы, сооружения и технические устройства.
Разработка проектной документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе систем газоснабжения), проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка, не обязательна для объектов ИЖС, но может разрабатываться по волеизъявлению заявителя.
Таким образом, как правильно указали суды, проектная документация на объект ИЖС не разрабатывается.
Пунктом 104 Правил N 1314 установлен запрет на навязывание заявителю услуг и обязательств, которые не предусмотрены настоящими Правилами.
Принимая во внимание требования действующего градостроительного законодательства, законодательства о техническом регулировании, а также пунктов 3, 6, 59, 72, 90, 97, 98, 100, 104 Правил N 1314 и учитывая, что разработка исполнительно-технической документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе систем газопотребления), проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка, не обязательна для объектов индивидуального жилищного строительства, но может разрабатываться по волеизъявлению заявителя, суды пришли к мотивированному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае у общества оснований требовать от Гаязутдинова А.Р. представления исполнительно-технической документации на сети газопотребления, находящиеся в границах земельного участка потребителя, и, соответственно, о наличии в действиях общества "Газпром трансгаз Казань" события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена положениями статьи 9.21 КоАП РФ.
Ввиду того, что заявитель неоднократно привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, антимонопольный орган правомерно квалифицировал правонарушение как повторное.
Поскольку оспариваемое постановление антимонопольного органа о наложении штрафа по делу N А05-1899/2018 судами признано законным и обоснованным, и нарушений законных прав и интересов общества судами не установлено, суды не усмотрели оснований и для признания представления от 05.02.2019 N Пр05-2/2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, незаконным.
Судебная коллегия отклоняет довод заявителя жалобы о неприменении судами статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (абзац 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 71).
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений применения норм материального и процессуального права судами не допущено, в связи с чем оснований для отмены принятых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А65-6634/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 13.08.2019 N 32125.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ввиду того, что заявитель неоднократно привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, антимонопольный орган правомерно квалифицировал правонарушение как повторное.
...
Судебная коллегия отклоняет довод заявителя жалобы о неприменении судами статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (абзац 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 71)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2019 г. N Ф06-52622/19 по делу N А65-6634/2019
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-52622/19
21.08.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-50781/19
04.07.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9719/19
11.06.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9719/19
29.04.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-6634/19