г. Казань |
|
18 октября 2019 г. |
Дело N А12-43277/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пашиной Ж.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Волгоградской области представителя:
заявителя - Жульева А.С. (доверенность от 12.11.2018),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента муниципального имущества администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.02.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019
по делу N А12-43277/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аква Дренаж", г. Волгоград (ОГРН 1163443075520, ИНН 3460065443) к администрации Краснооктябрьского района Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 1033400170286, ИНН 3442026353), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента муниципального имущества администрации Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200) о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аква Дренаж" (далее - ООО "Аква Дренаж", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации Краснооктябрьского района Волгограда (далее - Администрация) о признании незаконными уведомления Администрации от 06.11.2018 N 14/8 о фиксации самовольно установленного объекта, распоряжения Администрации от 06.11.2018 N 530-Р о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта - ограждения, павильона, металлического сооружения по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. Менделеева.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), привлечен департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - Департамент муниципального имущества).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.02.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.209, заявление удовлетворено, уведомление Администрации от 06.11.2018 N 14/8 о фиксации самовольно установленного объекта, распоряжение Администрации Краснооктябрьского района Волгограда от 06.11.2018 N 530-Р о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта - ограждения, павильона, металлического сооружения по адресу: ул. им. Менделеева, признаны незаконными.
Департамент муниципального имущества обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя, считая доводы жалобы несостоятельными, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения департамента земельных ресурсов администрации Волгограда от 24.03.2017 N 622-рз ООО "Аква Дренаж" выдано разрешение на размещение подземного линейного сооружения канализационных частей, а также его наземной части и сооружения, технологически необходимых для использования на земельном участке (учетный N 2-0-203) площадью 120 кв. м без его предоставления и установления сервитута, из земель населенных пунктов, расположенном по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. Менделеева, на срок с 29.03.2017 по 29.03.2027.
16.10.2018 должностным лицом департамента проведен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. Менделеева, на предмет наличия имущества и его фактического использования.
По результатам осмотра составлен акт от 16.10.2018 N 2/609-18-МЗК, согласно которому на земельном участке (учетный N 2-0-203), имеющем ограждение, размещен нестационарный павильон, металлическое сооружение, автомашина "КАМАЗ".
В дальнейшем 31.10.2018 должностными лицами департамента и Администрации проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. Менделеева, по результатам которого составлен акт от 31.10.2018 N 2/643-18-МЗК.
Из акта обследования от 31.10.2018 N 2/643-18-МЗК следует, что на земельном участке (учетный N 2-0-203), имеющем металлическое ограждение, размещено подземное линейное сооружение канализационных частей, его наземная часть и нестационарный объект - павильон; сведения о наличии предоставления права на размещение данного объекта в указанных границах отсутствуют.
06.11.2018 комиссия по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Краснооктябрьского района Волгограда, рассмотрев материалы по факту самовольно установленного нестационарного объекта, расположенного на земельном участке по адресу: г. Волгоград, ул. им. Менделеева, - ограждение, павильон, металлическое сооружение, приняла решение о демонтаже спорного объекта, оформленное протоколом N 14.
06.11.2018 на основании решения комиссии Администрацией принято распоряжение N 530-Р о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта - ограждения, павильона, металлического сооружения по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. Менделеева.
06.11.2018 Администрацией ООО "Аква Дренаж" выдано уведомление N 14/8 о фиксации самовольно установленного объекта, согласно которому заявителю предложено до 13.11.2018 в добровольном порядке объект демонтировать и вывезти к месту его законного размещения или хранения, а также разъяснено, что в случае неисполнения уведомления объект будет демонтирован и вывезен в принудительном порядке к месту ответственного хранения по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. Вогульская, 58.
Письмом от 12.11.2018 N 21846-осзо Департамент муниципального имущества уведомил ООО "Аква Дренаж" о досрочном прекращении действия разрешения на размещение объекта от 29.03.2017 N 190 на основании подпункта "б" пункта 16 постановления администрации Волгоградской области от 23.10.2015 N 630-п.
ООО "Аква Дренаж", полагая, что выданные распоряжение администрации от 06.11.2018 N 530-Р и уведомление от 06.11.2018 N 14/8 являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Порядка демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 "Об утверждении Порядка демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда" (далее - Порядок демонтажа нестационарных объектов) демонтажу подлежат нестационарные объекты, размещенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, располагаемых внутри объектов, находящихся в муниципальной собственности, установленных и (или) эксплуатируемых без правовых оснований на их размещение.
К нестационарным объектам относятся следующие виды движимого имущества: нестационарные торговые объекты, в том числе киоски, павильоны, торговые галереи, лотки, палатки, тележки, а также нестационарные торговые объекты временного размещения: бахчевые развалы, елочные базары, площадки для продажи рассады и саженцев, автомагазины, автоцистерны, прилавки и холодильное оборудование для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков; объекты общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованные в некапитальных строениях; торговые автоматы и платежные терминалы; металлические контейнеры и гаражи; хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости; ограждения; иные объекты движимого имущества (далее - объект).
В соответствии с пунктом 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.
Согласно пункту 4 Порядка демонтажа нестационарных объектов при выявлении объекта либо получении сведений о выявленных объектах от подразделений, указанных в пункте 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов администрации направляют в департамент земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - департамент) запрос о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект. Департамент с привлечением специалистов администраций, департамента экономического развития администрации Волгограда, а в случае необходимости иных отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса проводит обследование земельного участка, составляет акт обследования и направляет его в администрации.
В случае установления, что выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта по форме согласно приложению 1 к Порядку демонтажа нестационарных объектов (далее - уведомление) и в срок не позднее 5 рабочих дней доводит предложения о добровольном демонтаже объекта до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией.
Согласно пункту 1 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Пунктом 2 Правил размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Волгоградской области, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 23.10.2015 N 630-п (далее - Правила размещения объектов), размещение объектов, виды которых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках (частях земельных участков) без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Волгоградской области или органом местного самоуправления муниципального образования Волгоградской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Администрация и Департамент, указывая на несоответствие размещенного обществом по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. Менделеева объекта указанному в разрешении на размещение виду объекта, ссылаются на наличие на земельном участке ограждения, нестационарного павильона и металлического сооружения.
Суды, проанализировав содержание разрешения от 29.03.2017 N 190 и распоряжения департамента от 24.03.2017 N 622-рз, пришли к выводу, что обществу выдано разрешение не только на размещение подземного линейного сооружения канализационных частей, но и его наземной части и сооружений, технологически необходимых для его использования.
Как установлено судами, в ходе осмотра земельного участка Департаментом и Администрацией не устанавливалось назначение сооружений, имеющихся на земельном участке, и их связь с подземным линейным сооружением канализационных частей.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации.
Согласно пункту 3.5 СанПиН 42-128-4690-88 все помещения сливных станций должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Полы производственных помещений должны быть водонепроницаемыми и иметь уклоны, обеспечивающие сток жидкости в приямок. Полы следует регулярно промывать водой и содержать в чистоте. Бытовые и административные помещения должны иметь обособленный от производственных помещений вход.
В соответствии с пунктом 2 Санитарных правил устройства и содержания сливных станций, утвержденных заместителем главного государственного санитарного врача СССР 10.01.1975 N 1216-75 (далее - Санитарные правила устройства и содержания сливных станций), действовавшим на дату выдачи разрешения от 29.03.2017 N 190, устройство и эксплуатация сливных станций должны обеспечивать санитарную безопасность для персонала и окружающего населения, и в этих целях все процессы должны быть максимально механизированы и герметизированы.
Пунктом 3 Санитарных правил устройства и содержания сливных станций определено, что участок для сливной станции должен, в том числе, иметь ограждение приемных мест в соответствии с "Указаниями по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений", защитную зеленую полосу вокруг участка, а также озеленение свободной части участка.
Согласно пункту 6 Санитарных правил устройства и содержания сливных станций сливная станция должна иметь следующие отделения: приемное (разгрузочное) отделение; отделение решеток для отделения крупных механических примесей; отделение песколовок; отделение для временного хранения в специальных сборниках крупных примесей и песка.
Кроме того, должны быть предусмотрены административные, бытовые и подсобные помещения. При размещении административно-бытовых и подсобных помещений в одном здании с производственными, они должны быть изолированными и иметь отдельные входы.
В соответствии с пунктом 21 Санитарных правил устройства и содержания сливных станций бытовые помещения для обслуживающего персонала должны иметь: индивидуальные шкафчики с двумя отделениями для хранения собственной одежды и спецодежды; душевые умывальные раковины, мыло, полотенце; уборные; питьевые бачки с кипяченой водой; аптечку для оказания первой помощи.
Как следует из материалов дела, пункт приема жидких бытовых отходов (далее - ЖБО), используемый ООО "Аква Дренаж", представляет собой оборудованную площадку с размещенным под ней подземным линейным сооружением (подземный резервуар), в который осуществляется размещение ЖБО, а также с размещенной на площадке наземной частью, которая включает в себя следующие объекты: ограждение с воротами для въезда транспортных средств для последующего слива ЖБО в резервуары, приемные люки, диспетчерский пункт (нестационарный павильон), в котором находятся электронный обогреватель, пульт управления, естественная вентиляция, станция дозирования дезинфецирующего раствора, счетчик учета хозяйственно-бытовых стоков, сороулавливающая корзина, счетчик расхода воды, а также постоянно присутствует работник общества.
Таким образом, суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и установив, что наличие спорных объектов на земельном участке не свидетельствует о его использовании не в соответствии с выданным разрешением, а их установление не является самовольным, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые уведомление и распоряжение о его демонтаже подлежат признанию незаконными, как вынесенные при отсутствии достаточных оснований и нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заинтересованного лица обоснованно не приняты судами во внимание, поскольку Администрация не представила в материалы дела доказательств, подтверждающих несоответствие размещенного обществом объекта виду объекта, указанного в разрешении на размещение объекта от 29.03.2017 N 190, а также доказательства самовольного установления заявителем объекта.
Кроме того, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.01.2019 по делу N А12-41397/2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16.09.2019, признано незаконным уведомление Департамента от 12.11.2018 N 21846-ОСЗО о досрочном прекращении действия разрешения на размещение объекта от 29.03.2017 N 190. Суды по указанному делу, признавая данное уведомление подлежащим признанию недействительным как не соответствующее закону и нарушающее права и законные интересы заявителя, исходили из отсутствия доказательств, подтверждающих несоответствие размещенного обществом объекта виду объекта, указанного в разрешении на размещение объекта от 29.03.2017 N 190.
Таким образом, вывод судов соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Департамента муниципального имущества не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.02.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019 по делу N А12-43277/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заинтересованного лица обоснованно не приняты судами во внимание, поскольку Администрация не представила в материалы дела доказательств, подтверждающих несоответствие размещенного обществом объекта виду объекта, указанного в разрешении на размещение объекта от 29.03.2017 N 190, а также доказательства самовольного установления заявителем объекта.
Кроме того, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.01.2019 по делу N А12-41397/2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16.09.2019, признано незаконным уведомление Департамента от 12.11.2018 N 21846-ОСЗО о досрочном прекращении действия разрешения на размещение объекта от 29.03.2017 N 190. Суды по указанному делу, признавая данное уведомление подлежащим признанию недействительным как не соответствующее закону и нарушающее права и законные интересы заявителя, исходили из отсутствия доказательств, подтверждающих несоответствие размещенного обществом объекта виду объекта, указанного в разрешении на размещение объекта от 29.03.2017 N 190."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 октября 2019 г. N Ф06-51157/19 по делу N А12-43277/2018
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-51157/19
30.04.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3445/19
28.03.2019 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3743/19
11.02.2019 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-43277/18
05.12.2018 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-43277/18