г. Казань |
|
14 ноября 2019 г. |
Дело N А72-1387/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.05.2019 (судья Коннова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2019 (председательствующий судья Сергеева Н.В., судьи Кувшинов В.Е., Попова Е.Г.)
по делу N А72-1387/2019
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области, г. Ульяновск к Федеральному казенному учреждению "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия", г. Ульяновск, третье лицо - федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", Свердловская область, г. Екатеринбург, заинтересованное лицо - командир войсковой части 42731, г. Ульяновск, о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (далее - Управление Росприроднадзора по Ульяновской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" (далее - ФКУ "Отдел финобеспечения МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия", учреждение, ответчик) о взыскании задолженности, с учетом уточнения исковых требований, принятых судом первой инстанции, по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2015 года, 2016 год в сумме 490 881 руб. 83 коп., в том числе 153 372 руб. - задолженность по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, 338 509 руб. 83 коп. - задолженность по плате за размещение отходов производства и потребления; пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2016 год по состоянию на 10.01.2019 в сумме 13 974 руб. 99 коп., пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2017 год по состоянию на 23.12.2018 в сумме 7 195 руб. 73 коп.
К участию в деле привлечены в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (далее - ФКУ "ОСК ЦВО"), в качестве заинтересованного лица - командир войсковой части 42731.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.05.2019, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2019, заявленные требования удовлетворены частично. Взыскана с ФКУ "Отдел финобеспечения МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" в пользу Управления Росприроднадзора по Ульяновской области для зачисления в бюджеты соответствующих уровней задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе:
38 093 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за 4 квартал 2015 года, 43 714 руб. 88 коп. - плата за размещение отходов производства и потребления за 4 квартал 2015 года; 79 554 руб. - плата за размещение отходов производства и потребления за 2016 год, 13 974 руб. 99 коп. - пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2016 год по состоянию на 10.01.2019, 7 195 руб. 73 коп. - пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2017 год по состоянию на 23.12.2018. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФКУ "Отдел финобеспечения МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить полностью, принять новый судебный акт, которым в иске отказать, кассационную жалобу рассмотреть без участия представителя учреждения.
В своих отзывах Управление Росприроднадзора по Ульяновской области и ФКУ "ОСК ЦВО", полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу командиром войсковой части 42731 в суд не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 31.10.2019 объявлялся перерыв до 07.11.2019 до 15 часов 15 минут.
Определением председателя судебного состава Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Топорова А.В. от 07.11.2019 в соответствии пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ в связи с нахождением судьи Закировой И.Ш. в очередном отпуске произведена замену на судью Топорова А.В., рассмотрение дела начато сначала.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, 623-му Межвидовому региональному учебному центру Министерства обороны Российской Федерации (войсковая часть N 42731), выданы свидетельства о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, III категории.
В периоды 1 - 4 кварталы 2015 года, 2016 года, 2017 года войсковая часть N 42731 представляла в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду (за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2015 года) и декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, 2017 год.
При этом уплата платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 1 - 4 кварталы 2015 года и за 2016 год не производилась, за 2017 год произведена несвоевременно.
Истцом в адрес ответчика направлено уведомление от 14.12.2018 N 01-13/8453 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (получено 19.12.2018).
Неисполнение ФКУ "Отдел финобеспечения МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" указанного требования явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статья 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относила: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Статьей 16 Закона об охране окружающей среды установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (действовавшим до 16.03.2017) был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Статьей 16.4 Закона об охране окружающей среды (введена в действие Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ), определяется порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
В силу пункта 4 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255) контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно (пункт 8 Правил N 255).
Согласно представленным войсковой частью N 42731 в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области расчетам платы за НВОС необходимо уплатить:
- за 1 квартал 2015 года 96 127,41 руб. (38 093 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водный объект, 58 034,41 руб. - плата за размещение отходов),
- за 2 квартал 2015 года 92 851,38 руб. (38 093 руб. - за сбросы загрязняющих
веществ в водный объект, 54 758,38 руб. - плата за размещение отходов),
- за 3 квартал 2015 140 541,16 руб. (38 093 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водный объект, 1 02 448,16 руб. - плата за размещение отходов),
- за 4 квартал 2015 года 81 807, 88 руб. (38 093 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водный объект, 43 714,88 руб. - плата за размещение отходов).
Согласно представленной войсковой частью N 42731 в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области декларации о плате за НВОС за 2016 год необходимо уплатить 79 554 руб. (плата за размещение отходов).
Согласно представленной войсковой частью N 42731 в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области декларации о плате за НВОС за 2017 год необходимо было уплатить 93 786 руб. (плата за размещение отходов). Оплата произведена платежным поручением N 857933 от 24.12.2018.
За несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2016 год Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области начислены пени в сумме 13 974 руб. 99 коп., за 2017 год - 7 195 руб. 73 коп.
Уведомления об имеющейся задолженности были направлены истцом в адрес войсковой части N 42731, а также в адрес 717-го Регионального экологического центра Центрального военного округа письмами от 09.06.2018.
В адрес ФКУ "Отдел финобеспечения МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" уведомление N 01-13/8453 от 14.12.2018 о необходимости погашения задолженности по плате за НВОС направлено 17.12.2018 и получено учреждением 19.12.2018.
Однако, в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства требование Управления Росприроднадзора по Ульяновской области ответчиком не исполнено.
Судом первой инстанции установлено, что войсковая часть 42731 самостоятельным юридическим лицом не является.
Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области 25.05.2017 выданы свидетельства N 139, 140, 141 о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, III категории, в которых указано, что они выданы 623-му Межвидовому региональному учебному центру (войсковая часть N 42731), ОГРН 1117746019082, ИНН 7325101580, т.е. указаны идентификационные сведения ответчика - ФКУ "Отдел финобеспечения МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия".
Кроме того, в представленных в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области войсковой частью N 42731 вышеуказанных расчетах платы за НВОС и декларациях о плате за НВОС также содержатся сведения об ИНН ФКУ "Отдел финобеспечения МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия".
Исследовав Положение об отделе финансового обеспечения, утвержденное Министром обороны Российской Федерации 12.09.2011, типовой договор на обслуживание от 01.08.2013 N 122 между ФКУ "Отдел финобеспечения МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" и войсковой частью N42731, согласно которому исполнитель (учреждение) обязуется осуществлять финансово-экономическое обеспечение войсковой части, включающее в себя, в том числе, своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами, а также представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии обязанности ФКУ "Отдел финобеспечения МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" вносить плату за НВОС за осуществление войсковой частью 42731 деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, отклонив довод ответчика о том, что плату должно вносить ФКУ "ОСК ЦВО" (служба (экологической) безопасности штаба МТО ЦВО), отметив, что доказательств того, что войсковая часть N42731 является подразделением, филиалом, обособленным подразделением ФКУ "ОСК ЦВО", материалы дела не содержат, а согласно пункту 15 Положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 14.09.2015 N 530, в функции служб экологической безопасности входит, в том числе, организация своевременного исчисления и внесения платы за НВОС на военных объектах военного округа, что не подразумевает обязанность по исчислению и взиманию платы.
При этом суд первой инстанции, сославшись на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П, пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", признал обоснованным довод учреждения о пропуске срока исковой давности на взыскание платы за НВОС за 1, 2, 3 кварталы 2015 года, указав, что ввиду неналоговой природы данного платежа, при его взыскании применяется предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общий срок исковой давности в три года (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 16772/09).
Указав, что представленный истцом расчет пеней подтвержден и не оспорен ответчиком, доводов, опровергающих арифметическую правильность расчета неустойки, ответчиком не заявлено, контррасчет суммы пеней не представлен, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в части взыскания задолженности в сумме 38 093 руб. - платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за 4 квартал 2015 года, 43 714 руб. 88 коп. - платы за размещение отходов производства и потребления за 4 квартал 2015 года; 79 554 руб. - платы за размещение отходов производства и потребления за 2016 год, 13 974 руб. 99 коп. - пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2016 год по состоянию на 10.01.2019, 7 195 руб. 73 коп. - пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2017 год по состоянию на 23.12.2018. В остальной части в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе ФКУ "Отдел финобеспечения МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия", не оспаривая расчет задолженности, ссылаясь, в том числе, на отсутствие соответствующего финансирования, считает не правомерными выводы судов первой и апелляционной инстанций о взыскании с него платы за НВОС, указывая на необходимость оплаты задолженности ФКУ "ОСК ЦКО" (в лице службы экологической безопасности штаба материально-технического обеспечения), а также оспаривая неприменение судами срока исковой давности по платежам за 4 квартал 2015 года.
Доводы кассационной жалобы идентичны доводам апелляционной жалобы, были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Суды, проанализировав Положение об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 14.09.2015 N 530, Положение об отделе финансового обеспечения, утвержденное Министром обороны Российской Федерации 12.09.2011, типовой договор на обслуживание от 01.08.2013 N 122 между учреждением и войсковой частью N 42731 и иные материалы дела, сделали обоснованный вывод, что именно ФКУ "Отдел финобеспечения МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" является в данном случае надлежащим ответчиком.
Судами первой и апелляционной инстанций также рассмотрен и отклонен со ссылкой на пункт 9 статьи 1, пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", письмо Росприроднадзора от 04.12.2015 N АС-06-01-36/21588 "О сроке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду" довод ответчика о пропуске срока исковой давности за 4 квартал 2015 года, поскольку исковое заявление направлено в арбитражный суд 29.01.2019 по почте, а плата за 4 квартал 2015 года должна была быть внесена до 01.03.2016.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права, а фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, представленных сторонами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.05.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2019 по делу N А72-1387/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, проанализировав Положение об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 14.09.2015 N 530, Положение об отделе финансового обеспечения, утвержденное Министром обороны Российской Федерации 12.09.2011, типовой договор на обслуживание от 01.08.2013 N 122 между учреждением и войсковой частью N 42731 и иные материалы дела, сделали обоснованный вывод, что именно ФКУ "Отдел финобеспечения МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" является в данном случае надлежащим ответчиком.
Судами первой и апелляционной инстанций также рассмотрен и отклонен со ссылкой на пункт 9 статьи 1, пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", письмо Росприроднадзора от 04.12.2015 N АС-06-01-36/21588 "О сроке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду" довод ответчика о пропуске срока исковой давности за 4 квартал 2015 года, поскольку исковое заявление направлено в арбитражный суд 29.01.2019 по почте, а плата за 4 квартал 2015 года должна была быть внесена до 01.03.2016."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 ноября 2019 г. N Ф06-53044/19 по делу N А72-1387/2019