г. Казань |
|
18 ноября 2019 г. |
Дело N А06-11301/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Смоленского И.Н.,
судей Королёвой Н.Н., Галиуллина Э.Р.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Фахрутдиновой Ч.Р.,
при участии в Арбитражном суде Ростовской области представителя:
федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Воликовой И.Н. по доверенности от 31.05.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, - извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.05.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019
по делу N А06-11301/2018
по исковому заявлению акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" (ОГРН 1097746358412, ИНН 77147830920) к Войсковой части 74325, федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации об обязании принять объекты недвижимого имущества путем подписания актов приема-передачи,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны; федеральное государственное казенное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - АО "РЭУ", истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к Войсковой части 74325 об обязании принять объекты недвижимого имущества путем подписания актов приема-передачи: 1. Сети газоснабжения и котельной г/п N 26ж, военный городок 4, адрес: Волгоградская область, Палласовский район, пос. Заволжский; 2. Котельная N 80 военный городок N 80, адрес: Астраханская область, г. Знаменск; 3. Котельная N 110, военный городок "Зенит", адрес: Астраханская область, г. Знаменск; 4. ЦТП (Теплопункт), военный городок N 81/13, адрес: Астраханская область, г. Знаменск.
В качестве соответчика к участию в деле привлечено Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России); в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России); Федеральное государственное казенное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменял исковые требования, в окончательном варианте исковые требования заявлены к Войсковой части 74325 и ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России об обязании принять объекты недвижимого имущества путем подписания актов приема-передачи в отношении Котельной N 80, военный городок N80, адрес: Астраханская область, г. Знаменск, акт N 30200-01125 от 02.04.2016; Котельной N 110, военный городок "Зенит", адрес: Астраханская область, г.Знаменск; акт N 30200-01179 от 02.04.2016; ЦТП (Теплопункт), военный городок N 81/13, адрес: Астраханская область, г. Знаменск, акт N 30200- 01189 от 02.04.2016.
Решением Астраханской области от 20.05.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019, иск удовлетворен.
Обжалуя принятые судебные акты в кассационном порядке, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы указывает на то, что объект недвижимого имущества "Котельная N 110" списан с бюджетного учета учреждения 30.10.2018 в связи с его передачей на балансовый учет в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. Следовательно, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России не является ни балансодержателем, ни правообладателем данного объекта. Объекты: "Котельная N 80" и "ЦТП (Теплопункт)" состоят лишь на бюджетном учете учреждения, они находятся в процессе передачи в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России во исполнение приказа от 28.04.2017 N 1337 и уже закреплены на правое оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. В связи с этим считает, что ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России является ненадлежащим ответчиком.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 АПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 643-р ОАО "РЭУ" определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных организаций.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1074-р Министерству обороны Российской Федерации было поручено обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования ОАО "РЭУ" объектов теплоснабжения, соответствующих сетей и иного имущества Министерства обороны Российской Федерации, необходимого для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных организаций.
Между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и ОАО "РЭУ" (исполнитель) заключен государственный контракт от 01.10.2011 N 3-ТХ, предметом которого является оказание ОАО "РЭУ" (исполнителем) услуг теплоснабжения.
Между Войсковой частью 74325 (ссудодатель) и АО "РЭУ" (ссудополучатель) заключены договоры безвозмездного пользования, по условиям которых ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование имущество в целях выполнения государственного контракта от 01.10.2011 N 3-ТХ по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных организаций.
Объекты поименованы в приложениях к договорам с указанием их места нахождения.
В дальнейшем распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р единственным исполнителем осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации в 2015 - 2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений определено акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства".
В пункте 2 указанного распоряжения Правительства Российской Федерации на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" объектов теплоснабжения и соответствующих сетей, объектов водоснабжения и водоотведения и соответствующих сетей, объектов электросетевого хозяйства и соответствующих сетей, а также иного имущества Министерства обороны Российской Федерации, необходимого для осуществления функций единственного исполнителя осуществляемых закупок работ и услуг, указанных в пункте 1 распоряжения.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р Приказом Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 01.10.2015 N 2251 "О предоставлении недвижимого имущества в безвозмездное пользование акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" недвижимое имущество передано в безвозмездное пользование АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" на срок действия заключенного с ним государственного контракта от 21.09.2015 N 5-ТХ.
Руководителями организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации и являющихся правообладателями и балансодержателями имущества, заключены договоры безвозмездного пользования недвижимым имуществом с АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", подписаны акты приема-передачи, в том числе в отношении недвижимого имущества, поименованного истцом.
Таким образом, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р объекты теплоснабжения и соответствующих сетей, а также иного имущества Министерства обороны Российской Федерации, в том числе и спорного имущества, фактически передано АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства".
Государственный контракт от 01.10.2011 N 3-ТХ прекращен, в связи с чем имело место прекращение работ, проводимых в рамках указанного государственного контракта, а также прекращение отношений по владению имуществом, переданным АО "РЭУ" в безвозмездное пользование.
В целях возврата объектов недвижимого имущества в адрес Войсковой части 74325 направлены акты приема-передачи объектов недвижимого имущества, которые до настоящего времени балансодержателем не подписаны.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2015 по делу N А40-55638/14 ОАО "РЭУ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
В соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсным управляющим проведены мероприятия по инвентаризации имущества и обязательств, по результатам которых установлено, что АО "РЭУ" принято на забалансовый учет имущество Министерства обороны Российской Федерации, в отношении которого акты о его возврате не подписаны правообладателем, в связи с чем истец обратился в суд с указанными требованиями.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, установили, что на основании приказа Министра обороны Российской Федерации N 3035 от 27.09.2012 Войсковая часть 74325 передала спорные объекты недвижимого имущества ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, а в последующем эти объекты на основании приказа директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации N 825 от 25.07.2013 закреплены за ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России на праве оперативного управления.
Учитывая изложенное, а также отсутствие доказательств нахождения объектов недвижимости на праве оперативного управления у какого-либо иного лица, суды, руководствуясь положениями статей 689, 699 ГК РФ, разъяснениями, изложенными в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора", пришли к выводу о том, что именно ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, осуществляющее право оперативного управления спорными объектами, должно подписать соответствующие акты о приеме-передаче.
Несогласие заявителя кассационной жалобы сводится исключительно к утверждению о том, что спорные объекты были переданы третьему лицу - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в этой связи кассатор не считает себя надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии со статьей 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
При этом передача недвижимого имущества в соответствии с нормами гражданского законодательства осуществляется путем составления и подписания передаточного акта.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства передачи ответчиком объектов недвижимости (котельной N 80 и ЦТП (Теплопункт)) ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по акту приема-передачи, равно как и доказательства государственной регистрации за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России права оперативного управления этими объектами.
Кроме того, само ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России в судах нижестоящих инстанциях подтвердило, что объекты: котельная N 80 и ЦТП (Теплопункт) состоят лишь на бюджетном учете учреждения, они находятся в процессе передачи в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России во исполнение приказа от 28.04.2017 N 1337.
При таких обстоятельствах суды правомерно возложили на ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России обязанность подписать акты о передаче указанных объектов недвижимого имущества.
Вместе с тем довод заявителя в части передачи ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России котельной N 110 суд кассационной инстанции признает обоснованным, поскольку подтверждается имеющимися в материалах дела актом приема-передачи указанного объекта третьему лицу от 04.06.2017 N 00005629 и письмом от 27.09.2018 N 141/30335, в соответствии с которым Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации подтвердил факт передачи указанного объекта недвижимости ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
В связи с указанным обстоятельством истец в порядке статьи 49 АПК РФ в суде первой инстанции до принятия судебного акта по существу 18.03.2019 заявил ходатайство об уточнении исковых требований (л.д. 75-76, т.3), в соответствии с которым заявил отказ в части требования в отношении котельной N 110, расположенной в военном городке "Зенит" по адресу: Астраханская область, г. Знаменск.
Данный отказ принят судом первой инстанции, что подтверждается определением о назначении судебного разбирательства от 18.03.2019, однако, в нарушение требований статьи 151 АПК РФ, суд производство по делу в данной части не прекратил.
В соответствии с частью 3 статьи 288 АПК РФ основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.
Поскольку судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права, не разрешено поданное заявителем ходатайство об отказе от искового заявления, судебные акты на основании части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене в части удовлетворения требования об обязании ответчиков принять котельную N 110 путем подписания акта приема-передачи, а дело в указанной части - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.05.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 по делу N А06-11301/2018 отменить в части обязания федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации подписать акты о передаче объекта недвижимого имущества: (3/(23) Котельная N 110, военный городок "Зенит", адрес: Астраханская область, г. Знаменск; акт N 30200-01179 от 02.04.2016.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Н. Смоленский |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, установили, что на основании приказа Министра обороны Российской Федерации N 3035 от 27.09.2012 Войсковая часть 74325 передала спорные объекты недвижимого имущества ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, а в последующем эти объекты на основании приказа директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации N 825 от 25.07.2013 закреплены за ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России на праве оперативного управления.
Учитывая изложенное, а также отсутствие доказательств нахождения объектов недвижимости на праве оперативного управления у какого-либо иного лица, суды, руководствуясь положениями статей 689, 699 ГК РФ, разъяснениями, изложенными в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора", пришли к выводу о том, что именно ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, осуществляющее право оперативного управления спорными объектами, должно подписать соответствующие акты о приеме-передаче.
...
В соответствии со статьей 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 ноября 2019 г. N Ф06-53231/19 по делу N А06-11301/2018
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11748/20
01.10.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-65657/20
24.07.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4424/20
18.11.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-53231/19
31.07.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7644/19
20.05.2019 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-11301/18