г. Казань |
|
21 ноября 2019 г. |
Дело N А65-38647/2018 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
ответчика - Валиахметова Р.Х., доверенность от 06.05.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019
по делу N А65-38647/2018
по заявлению арбитражного управляющего Павлова Сергея Альбертовича, г. Москва, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании решения незаконным, об отмене постановления, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Родина", с. Малое Шемякино, Республика Татарстан, глава Тетюшского муниципального района Сафиуллова Р.Х., г. Тетюши, Республика Татарстан, общество с ограниченной ответственностью "Содружество", с. Нармонка, Республика Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
арбитражный управляющий Павлов Сергей Альбертович (далее - арбитражный управляющий) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, управление) от 31.07.2018 N Т04-219/2018 и признании незаконным и отмене постановления антимонопольного органа от 24.10.2018 по делу N А04-1527/2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Родина" и "Содружество", глава Тетюшского муниципального района Сафиуллова Р.Х..
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.06.2019 заявленные требования удовлетворены частично, суд признал недействительным решение управления от 31.07.2018 N Т04-219/2018 в части признания арбитражного управляющего Павлова Сергея Альбертовича нарушившим требования пункта 9 статьи 110, пункта 2, 3 статьи 179 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве); постановление антимонопольного органа от 24.10.2018 по делу N А04-1527/2018 о привлечении к административной ответственности по части 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) Павлова Сергея Альбертовича признано незаконным, производство по делу об административном правонарушении прекращено; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.05.2016 по делу N А65-25378/2015 общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Новый Путь" (далее - общество Агрофирма "Новый Путь") ОГРН 1071672001720, ИНН1638005957, расположенное по адресу Республика Татарстан, Тетюшский район, с. Кляшево (далее - должник) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.08.2016 по делу N А65-25378/2015 конкурсным управляющим должника утвержден Павлов С.А., член Ассоциации АУ СРО "ЦААУ" (ОГРН 1107799028523, ИНН 77310240000, местонахождение г. Москва, 1-й Казачий переулок, д. 8, строение 1 офис 2).
В целях реализации имущества должника арбитражный управляющий на базе электронной торговой площадки ЭТП "Пром-Консалтинг" (адрес в информационно-коммуникационной сети "Интернет") осуществил открытые торги в электронной форме по продаже имущества должника в деле о банкротстве.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.06.2018 (резолютивная часть от 05.06.2018) по делу N А65-25378/2015 конкурсное производство в отношении общества "Агрофирма "Новый путь" завершено, нарушений в действиях арбитражного управляющего не выявлено.
Глава Тетюшского муниципального района Сафиуллов Р.Х. обратился с жалобой на действия (бездействия) арбитражного управляющего Павловым С.А. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и в антимонопольный орган. По мнению подателя жалобы, арбитражный управляющий нарушил порядок проведения торгов по продаже имущества должника в процедуре конкурсного производства, а именно пункт 2 и 3 статьи 179 Закона о банкротстве.
Жалоба рассмотрена управлением в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением управления от 31.07.2018 по делу N Т04-219/2018 жалоба оставлена без рассмотрения. Вместе с тем антимонопольным органом в действиях организатора торгов - арбитражного управляющего выявлены нарушения требований пункта 9 статьи 110, пункта 2, 3 статьи 179 Закона о банкротстве.
Установленный факт нарушения антимонопольного законодательства явился основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении от 11.10.2018 и вынесения постановления от 24.10.2018 по делу N А04-1527/2018 о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ за нарушение сроков публикации торгов, а также за не соблюдение преимущественного права при продаже имущества в виде 3000 рублей штрафа.
Не согласившись с решением и постановлением антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд.
В статье 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
В соответствии с правилами указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, обжалование действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения (часть 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Следовательно, обжалование действий (бездействия) организатора торгов, конкурсной комиссии в антимонопольный орган допускается с соблюдением сроков, установленных частями 4 и 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В целях защиты интересов добросовестных участников торгов, заключивших и исполняющих договоры по итогам торгов, в обязанности антимонопольного органа не входит рассмотрение жалоб, поданных с нарушением установленного Законом о защите конкуренции срока.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Как установлено судами и следует из материалов дела, жалоба поступила в антимонопольный орган 11.07.2018, при этом торги проведены и итоги по ним подведены 05.02.2018.
Поскольку глава Тетюшского муниципального района обратился с жалобой в антимонопольный орган по истечении срока, предусмотренного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, управление не должно было рассматривать данную жалобу.
Антимонопольный орган оставил жалобу без рассмотрения.
Вместе с тем пропуск срока на обжалование действий организатора торгов, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и оставление антимонопольным органом без рассмотрения жалобы в связи с истечением срока обжалования, не свидетельствует о возможности рассмотрения антимонопольным органом материалов дела и установления нарушений.
Поскольку доказательство совершения нарушения основано на решении антимонопольного органа, в отношении которого установлено вынесение его с нарушением действующего законодательства, постановление управления о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности правомерно признано незаконным и отменено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 по делу N А65-38647/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
...
Поскольку глава Тетюшского муниципального района обратился с жалобой в антимонопольный орган по истечении срока, предусмотренного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, управление не должно было рассматривать данную жалобу.
Антимонопольный орган оставил жалобу без рассмотрения.
Вместе с тем пропуск срока на обжалование действий организатора торгов, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и оставление антимонопольным органом без рассмотрения жалобы в связи с истечением срока обжалования, не свидетельствует о возможности рассмотрения антимонопольным органом материалов дела и установления нарушений."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 ноября 2019 г. N Ф06-53263/19 по делу N А65-38647/2018
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-53263/19
02.08.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11447/19
05.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-38647/18
11.04.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-36900/18