г. Казань |
|
24 октября 2019 г. |
Дело N А06-21/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Молочные продукты Поволжья"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 04.03.2019 (судья Бочарникова Г.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Землянникова В.В., Степура С.М.)
по делу N А06-21/2019
по заявлению Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия к обществу с ограниченной ответственностью "Молочные продукты Поволжья" (ИНН 3025029840, ОГРН 1173025000884) о привлечении к административной ответственности.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Молочные продукты Поволжья" (далее - ООО "Молочные продукты Поволжья", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и применении в отношении него наказания в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 04.03.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019, заявленные требования удовлетворены, ООО "Молочные продукты Поволжья" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
ООО "Молочные продукты Поволжья" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве административный орган, полагая решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако стороны явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 20.09.2018 Управлением Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в рамках исполнения государственного задания (приказ от 15.08.2018 N 081-00022- 18-02) в МБДОУ г. Астрахани "Детский сад N 132 "Кузнечик" (г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 152, стр. 1), МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 105" (г. Астрахань, ул. Ляхова, д. 11), складском помещении ООО "Алмар" (г. Астрахань, ул. Ширяева, д. 10, стр. 1), складском помещении ООО "Молочные продукты Поволжья" (г. Астрахань, ул. Луконина, д. 9, стр. 1) произведены отборы проб (образцов) следующей готовой молочной продукции:
- молоко питьевое пастеризованное, массовая доля жира 3,2 % и 2,5 %, состав: молоко цельное, обезжиренное молоко, производства ООО "Молочные продукты Поволжья", юридический адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Луконина, д. 9 корп. 1, пом. 57, адрес производства: 414057, г. Астрахань, ул. Луконина, д. 9/1, продукция изготовлена согласно ГОСТ 31450-2013, декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.АЯ48.В.03096 от 21.03.2017, декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.HA07.B.00921 от 21.06.2018, дата выработки 20.09.2018;
- кисломолочный продукт "Ряженка", массовая доля жира 2,5 %, состав: молоко цельное, сухое цельное молоко, сухое обезжиренное молоко, вода, с 3 А06-21/2019 использованием закваски термофильных молочнокислых стрептококков и болгарской молочнокислой палочки, производства ООО "Молочные продукты Поволжья", юридический адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Луконина, д. 9, корп. 1, пом. 57, адрес производства: 414057, г. Астрахань, ул. Луконина, д. 9/1, продукция изготовлена согласно ГОСТ 31455-2012, декларация о соответствии ТС N RU ДRU.АЯ48.В.03094 от 21.03.2017, сертификат соответствия N РOCC RU.AЯ48.H11335 от 21.03.2017, дата выработки 20.09.2018;
- кефир, массовая доля жира 2,5 %, состав: молоко цельное, сухое цельное молоко, сухое обезжиренное молоко, вода, с использованием закваски, приготовленной на кефирных грибках, производства ООО "Молочные продукты Поволжья", юридический адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Луконина, д. 9, корп. 1, пом. 57, адрес производства: 414057, г. Астрахань, ул. Луконина, д. 9/1, продукция изготовлена согласно ГОСТ 31454-2012, декларация о соответствии ТС N RU ДRU.АЯ48.В.03095 от 21.03.2017, дата выработки 20.09.2018.
По результатам исследований испытательного центра ФГБУ "Ростовский референтный центр Россельхознадзора" (протоколы испытаний от 27.09.2018 N 07726, 07727, 07728, 07730, 07731, 07733, 07736, 07737, 07738) установлено, что данная продукция (молоко питьевое пастеризованное, кисломолочный продукт "Ряженка", кефир, производства ООО "Молочные продукты Поволжья") содержит сухое молоко, растительные масла и жиры на растительной основе, что не соответствует заявленному составу, указанному в маркировке; массовая доля белка, массовая доля жира, массовая доля сухого обезжиренного молочного остатка, кислотность, плотность не соответствуют нормативу.
В связи с этим административный орган пришел к выводу, что изготовленная ООО "Молочные продукты Поволжья" пищевая продукция не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881; Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880; Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67.
По факту выявленных нарушений 14.12.2018 в отношении ООО "Молочные продукты Поволжья" составлен протокол N 02/4-11-229/2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
При этом часть 2 статьи 14.43 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, в виде наложения штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В соответствии с примечанием к данной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье, статьях 14.46.2 и 14.47 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения частей 1, 2 статьи 3, части 1 статьи 15, части 1 статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", части 1 статьи 5, части 1 статьи 10 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011, части 2, пунктов 7, 8, 30, 36, 67, 97-99 Разделов III, XII Технического регламента Таможенного союза TP ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", указали, что производитель продукции, хранитель, перевозчик и продавец имеют право выпускать в обращение, т.е. предлагать к купле-продаже и иным способам передавать только такую пищевую продукцию, которая соответствует, в том числе, требованиям технических регламентов к данной продукции.
По результатам исследований испытательного центра ФГБУ "Ростовский референтный центр Россельхознадзора" установлено, что отобранная 20.09.2018 продукция (молоко питьевое пастеризованное, кисломолочный продукт "Ряженка", кефир, производства ООО "Молочные продукты Поволжья") содержит сухое молоко, растительные масла и жиры на растительной основе; массовая доля белка, массовая доля жира, массовая доля сухого обезжиренного молочного остатка, кислотность, плотность не соответствуют нормативу, в то время как производителем в составе данной продукции согласно маркировке указывается наличие цельного молока и обезжиренного молока, информация о наличии в составе сухого молока, растительных масел и жиров на растительной основе, производителем не указана.
Маркировка, указанная производителем для потребителя на данной продукции, не отражает действительности, т.е. рассматриваемая продукция не имеет тех свойств, которые указаны на упаковке, что противоречит требованиям пункта 4.12 статьи 4 TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", статье 39 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований ООО "Молочные продукты Поволжья" выпустило в обращение продукцию, не соответствующую требованиям технических регламентов.
ООО "Молочные продукты Поволжья" как лицо, осуществляющее производство пищевой продукции, обязано было принять все необходимые меры для того, чтобы данная продукция соответствовала техническим регламентам или иным обязательным требованиям, предъявляемым к ней.
Как указали суды первой и апелляционной инстанций, угроза причинения вреда в рассматриваемом случае состоит не в наличии в товаре жиров немолочного происхождения, не обладающих самостоятельной биологической опасностью, а в подмене ими полезных элементов, регулярное получение которых организмом является необходимым, и последствиями дефицита которых является остеопороз у взрослых и рахит у детей, нарушение обменных процессов в органах зрения, сердечно-сосудистые заболевания.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований общество выпустило в обращение продукцию, не соответствующую требованиям технических регламентов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходил из того, что событие и состав административного правонарушения, вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
В кассационной жалобе общество оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что доказательств того, что продукция общества представляет угрозу для человека, судам не представлено.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 04.03.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 по делу N А06-21/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения частей 1, 2 статьи 3, части 1 статьи 15, части 1 статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", части 1 статьи 5, части 1 статьи 10 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011, части 2, пунктов 7, 8, 30, 36, 67, 97-99 Разделов III, XII Технического регламента Таможенного союза TP ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", указали, что производитель продукции, хранитель, перевозчик и продавец имеют право выпускать в обращение, т.е. предлагать к купле-продаже и иным способам передавать только такую пищевую продукцию, которая соответствует, в том числе, требованиям технических регламентов к данной продукции.
...
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 октября 2019 г. N Ф06-51765/19 по делу N А06-21/2019