г. Казань |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А49-2507/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Карповой В.А.,
при участии представителей:
открытого акционерного общества "Фармация" - Кожевниковой А.С. (доверенность от 04.09.2019), Левина Н.В. (доверенность от 24.10.2016)
в отсутствие:
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Фармация"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 11.06.2019 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019
по делу N А49-2507/2019
по исковому заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области, г.Саранск Республики Мордовии, к открытому акционерному обществу "Фармация" (ОГРН 1025801206903, ИНН 5800000070), г. Пенза, о взыскании задолженности по арендной плате,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Фармация" (далее - ОАО "Фармация", общество, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате за период с 05.07.2016 по 30.06.2018 в сумме 3 065 009 руб. 06 коп.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 11.06.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019, исковые требования удовлетворены.
ОАО "Фармация", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В ходе судебного заседания 28.11.2019 в составе председательствующего судьи Ананьева Р.В., судей Муравьева С.Ю., Карповой В.А. на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 29.11.2019 в 09 часов 50 минут.
После перерыва судебное заседание продолжено 29.11.2019 в 09 часов 50 минут в том же составе.
Представители ОАО "Фармация", явившиеся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали.
МТУ Росимущества о времени и месте судебного разбирательства уведомлено, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области, правопреемником которого является МТУ Росимущества, (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "БиАй-Инвест" (далее - ЗАО "БАИ") (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от 11.09.2008 N 418, по условиям которого ЗАО "БАИ" в аренду сроком на 49 лет до 28.01.2057 предоставлен земельный участок площадью 12 300 кв.м с кадастровым номером 58:29:02001003:0072, расположенный по адресу: г. Пенза, квартал N 94 Светлополянского лесничества ГУ Ахунский лесхоз, в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемого к договору и являющегося его неотъемлемой частью, под общественную застройку.
На данном земельном участке расположено нежилое здание: санаторий-профилакторий, принадлежавшее на праве собственности ЗАО "БАИ".
В соответствии с пунктом 5.1 договора аренды от 11.09.2008 N 418 размер арендной платы за участок составляет 251 255 руб. в год. Размер арендной платы рассчитан исходя из размера годовой арендной платы за переданный в аренду земельный участок, определенного в соответствии с отчетом общества с ограниченной ответственностью "Региональное агентство оценки" от 29.08.2008 N 174/02/08-08.
Пунктом 5.3 договора аренды от 11.09.2008 N 418 предусмотрено, что размер арендной платы пересматривается при изменении ставок земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае определения арендной платы исходя из ставок земельного налога, установленного за такие земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах); при изменении рыночной стоимости земельного участка или рыночной арендной платы за земельный участок, но не реже одного раза в три года (в случае определения арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка). В случаях, указанных в настоящем пункте, и при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения, размер арендной платы исчисляется, а порядок и условия ее внесения определяются в соответствии с указанными нормативными правовыми актами. Арендатор перечисляет арендную плату за каждый месяц вперед не позднее десятого числа текущего месяца (пункт 5.4 договора аренды от 11.09.2008 N 418).
Дополнительным соглашением от 21.03.2012 пункт 5.3 договора аренды от 11.09.2008 N 418 изложен в следующей редакции: размер арендной платы пересматривается: при изменении ставок земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае определения арендной платы исходя из ставок земельного налога, установленного за такие земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах); при изменении кадастровой стоимости земельного участка (в случае определения арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка); в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год в плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года; при изменении рыночной стоимости земельного участка или рыночной арендной платы за земельный участок, но не чаще чем 1 раз в год (в случае определения арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка), а также изменена арендная плата, размер которой с 01.01.2012 составляет 205 434 руб. 51 коп. Расчет размера арендной платы с 01.01.2012 произведен исходя из кадастровой стоимости арендуемого земельного участка в сумме 7 062 906 руб. и уровня инфляции на 2012 год в размере 1,06.
МТУ Росимущества письмом от 29.03.2013 N 01/1051 уведомило ЗАО "БАИ" о том, что с 01.01.2013 размер годовой арендной платы составляет 216 733 руб. 41 коп., расчет размера арендной платы с 01.01.2013 произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка в сумме 7 062 906 руб. и уровня инфляции 2013 года в размере 1,055.
ЗАО "БАИ" продало ОАО "Фармация" нежилое здание: санаторий-профилакторий, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 58:29:02001003:0072, по договору купли-продажи нежилого здания от 08.08.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
По договору уступки права аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от 29.08.2013 ЗАО "БАИ" передало ОАО "Фармация" права и обязанности по договору аренды от 11.09.2008 N 418.
Договор аренды от 11.09.2008 N 418 и договор уступки права аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от 29.08.2013 зарегистрированы в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.
Уведомлением от 15.02.2016 N 01/566 МТУ Росимущества сообщило ЗАО "БАИ" об увеличении размера годовой арендной платы с 01.01.2016 до 1 514 514 руб. 38 коп., исходя из рыночной стоимости земельного участка в сумме 18 357 750 руб., определенной в соответствии с отчетом от 10.12.2015 N ОН-15235/7, и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на 01.01.2015 в размере 8,25 %.
Письмом от 04.07.2016 N 37 ЗАО "БАИ" уведомило МТУ Росимущества о переуступке прав и обязанностей по договору аренды от 11.09.2008 N 418.
Письмом от 22.07.2016 N 01/3040 МТУ Росимущества направило ОАО "Фармация" проект дополнительного соглашения к договору аренды от 11.09.2008 N 418, в соответствии с пунктом 5.1 которого размер арендной платы за земельный участок составляет 1 514 514 руб. 38 коп. в год.
МТУ Росимущества направило ответчику письмо от 07.10.2016 с требованием о погашении задолженности в сумме 964 122 руб. 65 коп., образовавшейся по состоянию на 07.10.2016, и проект соглашения от 07.10.2016 о расторжении договора аренды от 11.09.2008 N 418.
ОАО "Фармация" обратилось в МТУ Росимущества с запросами от 13.10.2016 и 24.10.2016 об ознакомлении с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 10.12.2015 N ОН-15235/7.
Письмом от 31.10.2016 N 01/4449 МТУ Росимущества направило извлечение из отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 10.12.2015 N ОН-15235/7.
МТУ Росимущества направило в адрес ОАО "Фармация" претензию от 27.11.2017 об уплате задолженности в сумме 2 485 600 руб. 36 коп., указав, что размер арендной платы изменялся дополнительными соглашениями от 17.05.2010 и 21.03.2012 к договору аренды от 11.09.2008 N 418, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
МТУ Росимущества направило ответчику письмо от 30.11.2017 N 12492 с расчетом арендной платы за период с 09.09.2013 по 2017 год, в соответствии с которым арендная плата, подлежащая оплате за 2017 год, составляет 1 514 514 руб. 38 коп.
МТУ Росимущества направило ОАО "Фармация" уведомление от 06.03.2018 N 2874 об увеличении размера годовой арендной платы с 01.01.2018 до 1 638 098 руб. 75 коп.
МТУ Росимущества направило обществу письмо от 30.05.2019 N 7115 об изменении арендной платы за 2016-2019 годы, исходя из рыночной стоимости земельного участка, ставки рефинансирования в размере 8,25% за 2016 год и размера уровня инфляции за 2017 и 2018 годы - 4%, за 2019 год - 4,3%.
В связи с ненадлежащим исполнением ОАО "Фармация" обязательств по внесению арендной платы по договору аренды от 11.09.2008 N 418, МТУ Росимущества направило ответчику претензию от 06.03.2018 N 2874 с требованием погасить задолженность по арендным платежам и пени.
Поскольку ОАО "Фармация" задолженность по арендной плате не погасило, МТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что за период с 2016 года по 30.06.2018 у ОАО "Фармация" имеется задолженность по арендной плате по договору аренды от 11.09.2008 N 418 в сумме 3 065 009 руб. 06 коп., руководствуясь статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 310, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскали с общества в пользу МТУ Росимущества задолженность по арендной плате в указанной сумме.
При этом суды произвели расчет арендной платы в соответствии пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", согласно которому, арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 настоящих Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле: А = С x Р, где: А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка; Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Земельный участок площадью 12 300 кв.м с кадастровым номером 58:29:02001003:0072, расположенный по адресу: г. Пенза, квартал N 94 Светлополянского лесничества ГУ Ахунский лесхоз, на праве собственности принадлежит Российской Федерации.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила от 16.07.2009 N 582).
Согласно пункту 2 Правил от 16.07.2009 N 582 в редакции, действующей до 11.08.2017, размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона; в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 6 Правил от 16.07.2009 N 582 в редакции, действующей до 11.08.2017, предусмотрено, что арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 настоящих Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле: А = С x Р, где: А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка; Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. В случае уточнения предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год (пункт 8 6 Правил от 16.07.2009 N 582 в редакции, действующей до 11.08.2017).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, вступившим в силу с 12.08.2017, внесены изменения в Правила от 16.07.2009 N 582.
В силу пункта 2 Правил от 16.07.2009 N 582 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона; в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 6 Правил от 16.07.2009 N 582 в указанной редакции ежегодный размер арендной платы за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 настоящих Правил, определяется как частное, полученное в результате деления рыночной стоимости права аренды, рассчитанной за весь срок аренды земельного участка и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на общий срок договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 8 Правил от 16.07.2009 N 582 при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. В случае уточнения предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год.
Пунктом 10 Правил N 582 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 предусмотрено, что при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана по результатам оценки рыночной стоимости права аренды земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка, но не чаще одного раза в 5 лет. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. В случае изменения рыночной стоимости права аренды размер уровня инфляции, указанный в пункте 8 настоящих Правил, не применяется.
Таким образом, размер арендной платы за период с 01.01.2018 подлежит определению не исходя из рыночной стоимости спорного земельного участка, а из рыночной стоимости права аренды данного земельного участка.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, признали, что расчет задолженности по арендной плате, представленный МТУ Росимущества, является правильным.
Между тем, МТУ Росимущества произвело расчет арендной платы за спорный земельный участок, в том числе за период с 01.01.2018 по 30.06.2018, на основании отчета от 10.12.2015 N ОН-15235/8, которым была определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 58:29:02001003:0072 по состоянию на 03.12.2015 в сумме 17 965 149 руб., по методике, определенной в пункте 6 Правил от 16.07.2009 N 582 в редакции, действующей до 11.08.2017, тогда как размер арендной платы за указанный период подлежал исчислению на основании пункта 6 Правил от 16.07.2009 N 582 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, исходя из рыночной стоимости права аренды земельного участка.
Таким образом, суды произвели расчет задолженности по арендной плате за период с 01.01.2018 по 30.06.2018 на основании утратившей силу редакции Правил от 16.07.2009 N 582, действующей до 11.08.2017.
Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, является регулируемой. Поэтому новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что суд в соответствии со статьей 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или статьей 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стадии подготовки дела к судебному разбирательству должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
По смыслу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Суд также указывает мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
В связи с этим ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
Согласно пункту 7 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" к задачам подготовки дела к судебному разбирательству относятся определение судьей характера спорного правоотношения и определение подлежащего применению законодательства, в связи с чем в целях единообразного толкования и применения норм материального права и норм процессуального права судье необходимо в каждом случае при подготовке дела к судебному разбирательству проанализировать судебную практику применения законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
При этом в пунктах 8, 9 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" разъяснено, что перечисленные в статье 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальные действия, связанные с представлением и истребованием доказательств, а также иные процессуальные действия, направленные на подготовку дела к судебному разбирательству, в том числе рассмотрение вопросов о замене ненадлежащего ответчика (статья 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), назначении экспертизы (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), принятии обеспечительных мер (глава 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), представлении дополнительных доказательств (статья 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), обеспечении доказательств (статья 72 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), совершаются судьей и лицами, участвующими в деле, в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Перечень действий по подготовке дела к судебному разбирательству, приведенный в части 1 статьи 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим. Судья вправе совершать и иные действия, направленные на обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела. Круг конкретных процессуальных действий по подготовке к судебному разбирательству каждого дела судья определяет, исходя из характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств дела, представленных доказательств и других обстоятельств, и указывает на них в определении о подготовке дела к судебному разбирательству.
Таким образом, суд первой инстанции при подготовке дела к судебному разбирательству должен был определить какие нормы права подлежат применению при разрешении дела и предложить МТУ Росимущества представить расчет задолженности по арендной плате за период с 01.01.2018 по 30.06.2018, который бы соответствовал Правилам от 16.07.2009 N 582 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, либо предложить сторонам провести судебную экспертизу с целью установления рыночной стоимости права аренды спорного земельного участка.
В нарушение требований процессуальных норм, суд первой инстанции не определил круг конкретных процессуальных действий исходя из характера спорного правоотношения, обстоятельств дела, в частности, с учетом бремени доказывания, не обеспечил представление МТУ Росимущества рыночной стоимости права аренды, что привело к принятию в указанной части неправильного решения.
В результате принятых судебных актов размер арендной платы за период после 01.01.2018 исчислен без установления рыночной стоимости права аренды спорного земельного участка, что как следствие нарушает принцип публичного регулирования и интересы участников арендных отношений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Пензенской области от 11.06.2019 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019 отменить.
Поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А49-2507/2019 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, в том числе установить нормативный акт, подлежащий применению при расчете арендной платы за спорный период, предложить МТУ Росимущества представить расчет задолженности по арендной плате в соответствии с нормативным актом, действующим в спорный период, либо предложить сторонам провести судебную экспертизу с целью установления рыночной стоимости права аренды спорного земельного участка для определения размера арендной платы за период с 01.01.2018 по 30.06.2018, и, с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 11.06.2019 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019 по делу N А49-2507/2019 отменить.
Дело N А49-2507/2019 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 7 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" к задачам подготовки дела к судебному разбирательству относятся определение судьей характера спорного правоотношения и определение подлежащего применению законодательства, в связи с чем в целях единообразного толкования и применения норм материального права и норм процессуального права судье необходимо в каждом случае при подготовке дела к судебному разбирательству проанализировать судебную практику применения законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
При этом в пунктах 8, 9 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" разъяснено, что перечисленные в статье 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальные действия, связанные с представлением и истребованием доказательств, а также иные процессуальные действия, направленные на подготовку дела к судебному разбирательству, в том числе рассмотрение вопросов о замене ненадлежащего ответчика (статья 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), назначении экспертизы (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), принятии обеспечительных мер (глава 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), представлении дополнительных доказательств (статья 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), обеспечении доказательств (статья 72 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), совершаются судьей и лицами, участвующими в деле, в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Перечень действий по подготовке дела к судебному разбирательству, приведенный в части 1 статьи 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим. Судья вправе совершать и иные действия, направленные на обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела. Круг конкретных процессуальных действий по подготовке к судебному разбирательству каждого дела судья определяет, исходя из характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств дела, представленных доказательств и других обстоятельств, и указывает на них в определении о подготовке дела к судебному разбирательству.
Таким образом, суд первой инстанции при подготовке дела к судебному разбирательству должен был определить какие нормы права подлежат применению при разрешении дела и предложить МТУ Росимущества представить расчет задолженности по арендной плате за период с 01.01.2018 по 30.06.2018, который бы соответствовал Правилам от 16.07.2009 N 582 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, либо предложить сторонам провести судебную экспертизу с целью установления рыночной стоимости права аренды спорного земельного участка.
В нарушение требований процессуальных норм, суд первой инстанции не определил круг конкретных процессуальных действий исходя из характера спорного правоотношения, обстоятельств дела, в частности, с учетом бремени доказывания, не обеспечил представление МТУ Росимущества рыночной стоимости права аренды, что привело к принятию в указанной части неправильного решения.
В результате принятых судебных актов размер арендной платы за период после 01.01.2018 исчислен без установления рыночной стоимости права аренды спорного земельного участка, что как следствие нарушает принцип публичного регулирования и интересы участников арендных отношений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Пензенской области от 11.06.2019 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019 отменить."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 декабря 2019 г. N Ф06-54022/19 по делу N А49-2507/2019
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8088/2021
01.04.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2156/2021
28.12.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16733/20
23.10.2020 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-2507/19
02.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54022/19
05.09.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12790/19
11.06.2019 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-2507/19