г. Казань |
|
04 декабря 2019 г. |
Дело N А12-25442/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 03.12.2019.
Полный текст постановления изготовлен - 04.12.2019.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
истца - администрации Волгограда - Бескровной И.А., доверенность,
ответчика - обществу с ограниченной ответственностью "Комплексстрой" - Кузмичева А.Б., доверенность,
третьего лица - Департамент муниципального имущества администрации Волгограда - Бескровной И.А., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Волгограда, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.04.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019
по делу N А12-25442/2017
по исковому заявлению администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822), к обществу с ограниченной ответственностью "Комплексстрой" (ОГРН 1053461049542, ИНН 3448034368), о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка то 14.05.2007 N 7463, третьи лица: Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Волгоградская городская Дума,
УСТАНОВИЛ:
администрация Волгограда (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Комплексстрой" (далее - ООО "Комплексстрой", общество) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 14.05.2007 N 7463 за период с 01.04.2017 по 31.05.2017 в размере 852 469 руб. 48 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.10.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного суда от 13.06.2018, требования администрации удовлетворены в полном объёме.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12.10.2018 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.10.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.04.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019, в иске отказано.
Администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Общество в отзыве просит в кассационной жалобе отказать, полагая судебные акты правильными.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 03.12.2019 на 13:55.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Между администрацией и обществом заключен договор аренды земельного участка от 14.05.2007 N 7463, с кадастровым номером 34:34:030074:23, 38 023 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. им. Землячки, д. 94, для эксплуатации комплекса техобслуживания автомобилей.
Согласно статьям 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором.
Спорный договор аренды заключён после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой.
В соответствии с положениями действующего земельного законодательства, публичные образования при сдаче ими в аренду принадлежащих им на праве собственности земельных участков, а также участков, право государственной собственности на которые, не разграничено, выступают одновременно не только как субъект гражданского оборота и сторона в договоре аренды, но и как субъект публичных отношений, наделенный в установленных законом случаях правом издавать нормативные акты, закрепляющие ставки арендной платы или механизм их определения.
Расчёт вышеназванной задолженности арендной платы за апрель и май 2017 года произведен администрацией на основании постановления администрации Волгоградской области от 20.03.2017 N 135-п, вступившего в силу 01.04.2017, которым внесены изменения в постановление администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п "Об утверждении Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" (далее - постановление N 469-п).
Исходя из действия названных правовых актов, расчёт задолженности определён на основании пункта 1.5.7 постановления N 469-п, согласно которому, годовая арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе город-герой Волгоград (за исключением земельных участков, предоставленных для целей строительства, земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, земельных участков, предоставленных для эксплуатации индивидуальных жилых домов, гаражей для хранения личного автотранспорта, объектов спорта, а также земельных участков, предоставленных религиозным организациям) определяется на основании рыночной стоимости земельного участка, устанавливаемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, и рассчитывается в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка, за исключением случаев, указанных в подпунктах 1.5.1 - 1.5.3, 1.5.5, 1.5.6 настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 2.5 постановления N 469-п размер арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7, рассчитывается по следующей формуле: А = С x Р, где: А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности; Р - ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2 постановления администрации Волгоградской области от 20.03.2017 N 135-п перерасчёт размера арендной платы за земельные участки, по договорам, заключённым до 01.04.2017, осуществляется в соответствии с пунктом 2.5 Порядка с 01.04.2017 с применением ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей по состоянию на 01.04.2017.
Таким образом, по мнению администрации, размер задолженности общества по арендной плате составляет 852 469 руб. 48 коп. (с учётом оплаты 395 635 руб. 50 коп.).
Отказывая в иске, суды исходили из того, что администрацией не учтено решение Волгоградского областного суда от 19.02.2018 по делу N 3а-15/2018, в силу которого признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: подпункт 1.5.7 пункта 1.5, абзац четвертый пункта 1.14, пункт 2.5 Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п.
Оспариваемые нормы Порядка расчёта арендной платы, утверждённые постановлением от 22.08.2011 N 469-п в редакции постановления N 135-п, признаны судами не соответствующими принципу экономической обоснованности и одному из общеобязательных принципов определения регулируемой арендной платы - принципу запрета необоснованных предпочтений.
В силу части 5 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 186 настоящего Кодекса, то есть в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Из решения Волгоградского областного суда от 19.02.2018 по делу N 3а-15/2018 не следует, что подпункт 1.5.7 пункта 1.5, абзац четвертый пункта 1.14, пункт 2.5 Порядка признаны недействующими с момента их принятия.
В соответствии с пунктом 10 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2016), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, если нормативный акт, устанавливающий расчёт регулируемой арендной платы, признан решением суда недействительным и имеется ранее принятый нормативный акт, регулирующий аналогичные отношения, расчет арендной платы на основании признанного недействительным нормативного акта является незаконным.
Как указано в определении Верховного суда Российской Федерации от 14.04.2016 N 309-ЭС15-16627, согласно абзацу второму статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" указано, что нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента принятия решения суда не подлежат применению, в том числе при разрешении споров, которые возникли из отношений, сложившихся в предшествующий такому решению период.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10, согласно которой признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
Поскольку в данном случае имеется нормативный правовой акт, которым определялся метод расчета арендной платы за использование земельных участков до принятия постановления администрации Волгоградской области от 20.03.2017 N 135-п, расчет арендной платы обоснованно произведен судами по пункту 2.1.1 постановления N 469-п, подлежащего применению при расчете арендной платы к рассматриваемой категории земельных участков до внесения изменения постановлением N 135-п, следует, что размер арендной платы за земельные участки из категории земель населенных пунктов рассчитывается по следующей формуле: А = КСЗУ x Кви x Кдп x Ккан x Ки, где: А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка; Кдп - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов; Ккан - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов; Ки - коэффициент индексации.
С доводом кассационной жалобы о необходимости применения значения коэффициента дифференциации в размере 1,5 установленного решением Волгоградской городской думы от 15.05.2008 N 3/84 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", суды не согласились по следующим основаниям.
Решение Волгоградской городской думы от 15.05.2008 N 3/84 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" утратило силу с 05.08.2013 в связи с принятием решения Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2438 "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда".
Таким образом, применение к спорному периоду (апрель-май 2017 года) нормативного правового акта утратившего силу, недопустимо.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 06.12.2017 N 37-п и постановлении от 06.07.2018 N 29-п, последствием признания судом нормативно-правового акта недействующим является его исключение из актов правового регулирования, и вне зависимости от того, что компетентным судом в рамках административного судопроизводства был установлен момент, с которого не подлежал применению нормативный акт, арбитражный суд, установив несоответствие такою нормативного акта, определяющего размер регулируемой платы, акту, имеющему большую юридическую силу, вправе не применять его с момента принятия. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон.
Аналогичный подход изложен в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2018 и определении Верховного суда Российской Федерации от 02.04.2019 по делу N А12-9737/2018, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 10.10.2018 и определении Верховного суда Российской Федерации от 28.01.2019 по делу N А12-46802/2017.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50, указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком заявлено о неприменении к спорным правоотношениям пунктов 8.3 Приложений N 2 к распоряжению Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14.02.2013 N 281-р и к решению Волгоградской городской думы от 19.04.2017 N 56/1622, которыми установлено значение коэффициента дифференциации в размере 1,5 и 1,7, соответственно, по причине их несоответствия (противоречия) требованиям части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Судом первой инстанции проведена проверка и сделан вывод о невозможности их применения к спорным правоотношениям по причине отсутствия экономического обоснования коэффициентов дифференциации в размере 1,5 и 1,7.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1.6. Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п, значение коэффициента дифференциации не может быть ниже 1.
Установив незаконность Кдп в значении 1,5 и 1,7 (Распоряжение МУГИ от 14.02.2013 N 281-р и решение Волгоградской городской думы от 19.04.2017 N 56/1622), суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о недоказанности истцом иного коэффициента дифференциации, превышающего 1. Обратного материалы дела не содержат.
В кассационной жалобе кассатор не приводит доводов, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.04.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 по делу N А12-25442/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50, указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком заявлено о неприменении к спорным правоотношениям пунктов 8.3 Приложений N 2 к распоряжению Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14.02.2013 N 281-р и к решению Волгоградской городской думы от 19.04.2017 N 56/1622, которыми установлено значение коэффициента дифференциации в размере 1,5 и 1,7, соответственно, по причине их несоответствия (противоречия) требованиям части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 декабря 2019 г. N Ф06-54303/19 по делу N А12-25442/2017
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3249/20
04.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54303/19
15.08.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5973/19
05.04.2019 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-25442/17
28.03.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-25442/17
12.10.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-37015/18
13.06.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14577/17
23.10.2017 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-25442/17