г. Казань |
|
04 декабря 2019 г. |
Дело N А57-24709/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Галяутдиновым М.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области
заявителя - Черячукина Д.О., доверенность от 09.01.2019,
в Арбитражном суде Саратовской области
ответчика - Соловьева С.С., доверенность от 10.01.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛИСТ СПб"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.05.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019
по делу N А57-24709/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛИСТ СПб" (ОГРН 1027801553845, ИНН 7802138775) заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Вольская, д. 81), Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11), третье лицо: акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Контакт" (ОГРН 1086453000567, ИНН 6453097665, 410086, Саратовская область, г. Саратов, ул. Спицина, д. 1) о признании незаконным заключения от 27.08.2018 N РНП/12-18/оп о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков незаконным, о признании незаконными действий по включению информации о недобросовестном поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, и об исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛИСТ СПб" (далее - общество, общество "ЛИСТ СПб") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным заключения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 27.08.2018 N РНП/12-18/оп о включении сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков, в том числе пункт 2 заключения, о признании незаконным пункта 1, 32 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.09.2018 N 1349/18 о включении сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в части включения в Реестр сведений поставщике (исполнителе, подрядчике) обществе, указанного в пункте 1 Приказа, с даты размещения указанных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок, о признании незаконными действий Федеральной антимонопольной службы по включению сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков с 02.10.2018, об обязанности Федеральной антимонопольной службы исключить сведения в отношении общества из Реестра недобросовестных поставщиков с 21.08.2020 или иной даты в соответствии с Правилами ведения Реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее -Правила ведения реестра).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Акционерным обществом "НПП "Контакт" (далее - общество "НПП "Контакт", заказчик) в Единой информационной системе размещено извещение N 31806586140 и Документация о закупке по открытому запросу котировок в электронной форме N 0529-2018-000458 Поставка шин медных" (далее - Документация). Начальная (максимальная) цена договора составила 2 903 743 рублей 41 копеек (два миллиона девятьсот три тысячи семьсот сорок три рубля).
Протоколом от 20.06.2018 N 31806586140-01 запрос котировок признан несостоявшимся, так как требованиям документации о закупке соответствует только одна заявка, поданная на участие в закупке - заявителем. Принято решение заключить договор с обществом "ЛИСТ СПб" на следующих условиях: цена договора 2 332 900 (Два миллиона триста тридцать две тысячи девятьсот) рублей (с налогом на добавленную стоимость), объем поставляемой продукции: 4100 кг, срок исполнения договора - до 31.12.2018.
Протокол составлен 20.06.2018 и опубликован в Единой информационной системе 21.06.2018.
Общество "ЛИСТ СПб" направило заказчику письмо (от 05.07.2018 N НО), в котором предложило заказчику внести в проект договора пункт 9.2 "В случае нарушения срока поставки, указанного в пункте 33 настоящего Договора, Поставщик по требованию Заказчика уплачивает ему неустойку в размере 0,5% от стоимости не поставленного товара за каждый день просрочки. В случае нарушения Покупателем сроков оплаты начисляется неустойка в размере 0,5% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки".
В ответном письме (от 05.07.2018 N 96/238) общество "НПП "Контакт" просило заявителя подписать проект договора, соответствующего проекту договора, входящего в состав Документации.
16.07.2018 заказчик направил в адрес общества претензию об исполнении в течение трех рабочих дней требований, установленных в пункте 4.19 Документации (подписание и размещение договора).
Общество "ЛИСТ СПб" 17.07.2018 уведомило заказчика о готовности заключить Договор поставки, но при условии равнозначной ответственности со стороны Поставщика и Покупателя, так как общество "НПП "Контакт" выступает ответчиком по арбитражным делам о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам поставки цветного металлопроката.
Общество "НПП "Контакт" в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) направило в антимонопольный орган заявление о включении общества "ЛИСТ СПб" в реестр недобросовестных поставщиков.
Заключением антимонопольного органа от 27.08.2018 сведения, представленные обществом "НПП "Контакт" о заявителе, предложено включить в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения договора сроком на 2 (два) года; датой включения сведений в отношении общества "ЛИСТ СПб" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе (пункт 2 заключения)
Заключение от 27.08.2018 направлено в Федеральную антимонопольную службу сопроводительным письмом от 29.08.2018 N 03/2-4781 для включения сведений об обществе "ЛИСТ СПб" в Реестр недобросовестных поставщиков.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.09.2018 N 1349/18 общество "ЛИСТ СПб" включено в реестр недобросовестных поставщиков (пункт 1); датой включения в Реестр сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике) считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
02.10.2018 на основании приказа Федеральной антимонопольной службы N 1349/18 информация об обществе "ЛИСТ СПб" включена в Реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с заключением антимонопольного органа, приказом N 1349/18 Федеральной антимонопольной службы, действиями по включению сведений об обществе "ЛИСТ СПб" в реестр недобросовестных поставщиков, общество обратилось в суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.
Закупочная деятельность заказчика регулируется Единым Положением о закупке Государственной корпорации "Ростех", которое находится в свободном доступе в сети Интернет на официальном сайте заказчика и любой потенциальный участник закупочной процедуры может беспрепятственно с ним ознакомиться.
В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 20.2.4 Положения о закупке проект договора, заключаемого по итогам закупки, обеспечение исполнения договора (если такое требование было установлено в соответствии с подразделом 10.11 Положения), а также перечень документов, предусмотренных подпунктом 20.2.17 (1) Положения (в случае заключения договора по итогам проведения закупок, предусмотренных пунктами 12.6.10, 13.7.12, 14.6.10, 15.6.10 Положения), направляется лицом, с которым заключается договор, в адрес заказчика, организатора закупки в течение 5 (пяти) дней с даты: официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель, либо проведения преддоговорных переговоров в случае, если они проводились (пункт 20.4 Положения о закупке).
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 4.19.10 Документации проект договора, заключаемого по итогам закупки, а также обеспечение исполнения договора (если такое требование было установлено в соответствии с пунктом 34 информационной карты) направляется лицом, с которым заключается договор, в адрес заказчика, организатора закупки в течение 5 (пяти) дней с даты официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки, либо с даты проведения преддоговорных переговоров.
В силу подпункта 2 пункта 20.2.1 Положения о закупах, договор по итогам процедуры закупки заключается в случае проведения конкурентной процедуры закупки в иной, отличной от торгов, форме - не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее 20 (двадцати) дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки, если иной срок, начиная с одиннадцатого дня, не был указан в извещении и/или документации о закупке.
Согласно пункту 32 Информационной карты Документации срок заключения договора не позднее 12 дней, но не ранее 10 дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки.
Судами установлено, что действий по заключению договора в установленный срок обществом "ЛИСТ СПб" не предпринято.
Отклоняя довод общества "ЛИСТ СПб" о том, что организация не уклонялась от заключения договора, а проводила с заказчиком в период с 03.07.18 по 25.07.18 преддоговорные переговоры, суды исходили из того, что в соответствии с пунктом 20.4.7 Положения о закупках проведение преддоговорных переговоров является обязательным в случае, если по итогам процедуры закупки, признанной несостоявшейся на основании подпунктов 11.8.1(10), 11.8.1(16), 11.8.1(18) Положения будет принято решение о заключении договора с участником закупки, в отношении которого заказчиком было принято решение о соответствии участника процедуры закупки и его заявки всем установленным требованиям, и отклонение цены заявки такого участника закупки (цены договора, заключаемого по итогам несостоявшегося аукциона/редукциона) от размера НМЦ, установленной в извещении и документации о закупке, составляет менее 10% от данной НМЦ.
Вместе с тем из материалов дела следует, что цена закупки была снижена на 19,66% (начальная (максимальная) цена договора составляла 2 903 743 рублей 41 копеек, принято решение договор заключить с обществом "ЛИСТ СПб" по цене 2 332 900 рублей.
Таким образом, в рассматриваемом случае проведение преддоговорных переговоров не являлось обязательным для заказчика. В соответствии с пунктом 20.4.4 Положения о закупках преддоговорные переговоры, направленные на изменение условий заключаемого договора, которое ведет к ухудшению условий договора для заказчика, запрещаются.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств и предотвращения злоупотреблений со стороны недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о закупках предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о закупках осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.
Правилами ведения реестра установлено, что ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (далее - недобросовестный участник закупки, поставщик (исполнитель, подрядчик), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра (далее - уполномоченный орган), на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (пункт 2).
В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (часть 2 статьи 5 Закона о закупках).
Заявитель подал заявку на участие в открытом запросе котировок в электронной форме, был ознакомлен с условиями договора, знал о необходимости его заключения, однако впоследствии отказался от его заключения, что свидетельствует об уклонении от заключения договора.
Как правильно отметили суды, принимая решение об участии в процедуре запроса котировок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом закупках, в том числе в случае бездействия в виде непредставления заказчику подписанного договора в срок, установленный подпунктом 1 пункта 20.2.4 Положения о закупах.
С учетом вышеизложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя жалобы о нарушении антимонопольным органом процедуры вынесения заключения, о внесении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правил ведения реестра, были рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.05.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019 по делу N А57-24709/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.09.2018 N 1349/18 общество "ЛИСТ СПб" включено в реестр недобросовестных поставщиков (пункт 1); датой включения в Реестр сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике) считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
02.10.2018 на основании приказа Федеральной антимонопольной службы N 1349/18 информация об обществе "ЛИСТ СПб" включена в Реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с заключением антимонопольного органа, приказом N 1349/18 Федеральной антимонопольной службы, действиями по включению сведений об обществе "ЛИСТ СПб" в реестр недобросовестных поставщиков, общество обратилось в суд с заявленными требованиями.
...
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 декабря 2019 г. N Ф06-54292/19 по делу N А57-24709/2018
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54292/19
26.07.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7391/19
12.05.2019 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-24709/18
01.04.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-44144/19
13.03.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-44226/19
06.03.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-44144/19
24.12.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-15946/18
08.11.2018 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-24709/18