г. Казань |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А55-6239/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2019
по делу N А55-6239/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Топоровой Наталии Антоновны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Фармтэк", о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Топорова Наталия Антоновна (далее - ИП Топорова Н.А., предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) по отказу в проведении государственной регистрации договора аренды от 03.09.2018 N 9, выраженных в уведомлении от 18.12.2018 N 63/001/470/2018-3380, и просит обязать Управление Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации договора аренды от 03.09.2018 N 9 части нежилого помещения, общей площадью 451,9 кв. м, этаж N1, этаж N2, мансарда N 3, с кадастровым номером 63:01:0816011:949, расположенного по адресу: 443099, Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, дом 90, угол ул. Ленинградская, дом 40.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение Арбитражного суда Самарской области и постановление апелляционной инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, предприниматель (арендодатель) и ООО "Фармтэк" (арендатор) заключили договор аренды недвижимого имущества от 03.09.2018 N 9.
По условиям договора аренды, арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду часть нежилого помещения (далее - помещение) общей площадью 451,9 кв. м, этаж N 1, этаж N 2, мансарда N 3, с кадастровым номером 63:01:0816011:949, расположенного по адресу: 443099, Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, дом 90, угол ул. Ленинградская, дом, 40 для использования в целях сдачи в субаренду (приложением N 2). План помещения - кадастровый паспорт (приложение N 3).
Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) содержит записи о праве собственности предпринимателя на нежилое помещение, расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, дом 90, угол ул. Ленинградская, дом 40,
Предприниматель обратилась с заявлением в Управление Росреестра по Самарской области о государственной регистрации вышеуказанного договора аренды.
Согласно уведомлению от 18.12.2018 N 63/001/470/2018-3380 Управление Росреестра по Самарской области отказало в государственной регистрации вышеуказанного договора аренды в связи с тем, что учредительные документы ООО "Фармтэк" в управление не поступали и в архиве управления отсутствуют и считает, что для проведения государственной регистрации аренды на часть объекта недвижимости необходим ее учет в кадастре недвижимости. Управление Росреестра по Самарской области указывает на то, что передаваемая в аренду часть объекта по указанному выше адресу, площадью: 451,9 кв. м, не поставлена на кадастровый учет и учетный номер отсутствует.
Не согласившим с данным отказом, ИП Топорова Н.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
В части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 9 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица, если иное не установлено федеральным законом. Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, учредительные документы такого юридического лица. Заявитель вправе представить учредительные документы юридического лица, или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица (при наличии печати) копии этих учредительных документов по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Ведение Единого государственного реестра недвижимости с 01.01.2017 осуществляется в соответствии с Порядком ведения Единого государственного реестра, недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943(далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 43 Порядка в записи кадастра недвижимости о земельном участке, здании, сооружении, помещении указываются сведения о части объекта недвижимости, в том числе, учетный номер части объекта недвижимости.
Согласно пункту 8 Порядка сведениям о каждой части объекта недвижимости при внесении в кадастр недвижимости присваивается учетный номер, который состоит из кадастрового номера объекта недвижимости и через знак "/" порядкового номера такой части.
Согласно пункту 95 Порядка при проведении государственной регистрации в записи об ограничении (обременении) ЕГРН в обязательном порядке вносятся сведения о предмете аренды, а именно данные об арендуемом объекте недвижимости или его части с указанием учетного номера такой части.
В соответствии с пунктом 5 статьи 44 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления.
В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, основанием для осуществления государственного кадастрового учета части здания или сооружения является технический план такой части.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления.
В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.
В силу части 6 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций мотивировали тем, что нежилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, дом 90, угол ул. Ленинградская, дом 40, поставлено на государственный кадастровый учет, право собственности на него зарегистрировано за предпринимателем, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны соответствующие записи регистрации.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о части передаваемого в аренду объекта недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения).
Учет части помещения в целях фиксации ограничения (обременения) вещного права при сохранении права собственности на помещение в целом, равно как учет помещения как части здания, не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, даже если соответствующая переданная в пользование часть нежилого помещения или нежилого здания обладает свойствами обособленности и изолированности.
Описание части объекта недвижимости (помещения, здания) является лишь дополнительной характеристикой данного объекта. В таком случае кадастровый учет части объекта недвижимого имущества, не являющейся самостоятельным объектом гражданских прав, осуществляется только в целях отражения в государственном кадастре сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав.
Для осуществления кадастрового учета для таких целей не требуется как соответствующего заявления лица, обратившегося за регистрационными действиями, так и, в частности, технического паспорта, содержащего характеристики выделенной части помещения.
Таким образом, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся необходимые сведения для осуществления государственного кадастрового учета части здания, передаваемой в аренду. Из содержания представленных на государственную регистрацию документов следует, что стороны согласовали подлежащее передаче в аренду имущество посредством текстуального описания и графического отображения границ и площади нежилых помещений, сдаваемых в аренду.
Договор аренды от 03.09.2018 N 9 содержит подробное текстуальное и графическое описание объекта аренды, в приложениях к договору стороны подтвердили полную идентификацию передаваемых в аренду нежилых помещений и соответствие их месторасположения указанному в приложении плану.
Поскольку нежилое здание с кадастровым номером 63:01:0816011:949 поставлено на кадастровый учет, учитывая, что в Управление Росреестра по Самарской области были представлены план здания с выделением границ передаваемых в аренду помещений, которые являются неотъемлемой частью договора, а также принимая во внимание, что у сторон отсутствуют разногласия относительно предмета договора аренды, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у управления не было законных оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды от 03.09.2018 N 9, что нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Управлением Росреестра по Самарской области не учтено, что кадастровый паспорт на принадлежащий арендодателю на праве собственности объект недвижимости имеется в службе государственной регистрации и находится в соответствующем деле правоустанавливающих документов.
Ссылка Управления Росреестра по Самарской области на непредставление заявителем и отсутствие учредительных документов ООО "Фармтэк" является несостоятельной, т.к. орган регистрации прав самостоятельно запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, учредительные документы такого юридического лица (пункт 9 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
При таких обстоятельствах, требования заявителя были обоснованно удовлетворены.
Выводы судов соответствуют разъяснениям, содержащимся в абзаце 5 пункта 9 постановления Пленума от 17.11.2011 N 73, и пункту 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016.
Кроме того, указанный правовой подход сформирован Верховным Судом Российской Федерации и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2018 N 307-КГ17-18061 по делу N А26-505/2017; от 05.07.2018 N 151-ПЭК18 по делу N А26-505/2017.
Так, в пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2018) в разделе: "Судебная коллегия по экономическим спорам", подразделе: "Споры, возникающие из обязательственных правоотношений" разъясняется, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о части передаваемого в аренду объекта недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части вещи, если имеется подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимости), и из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Самарской области оснований для отказа в государственной регистрации спорного договору аренды, в связи с чем, удовлетворили требования предпринимателя, признав отказ регистрирующего органа незаконным.
Аналогичная позиция подтверждается материалами судебной практики: определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.07.2018 N 305-ЭС18-8780, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.08.2018 по делу N А03-15185/2017, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.12.2017 по делу N А24-1588/2017, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.06.2018 по делу N А43-24860/2017, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 по делу N А55-19035/2018, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.10.2018 N А55-32051/2017.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
При этом следует иметь в виду, что учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения).
Арендатор вправе обратиться с заявлением об учете арендованной части нежилого помещения, преследуя цель отразить в государственном кадастре недвижимости сведения о переданной ему в пользование части недвижимой вещи. При этом внесение в кадастр соответствующих сведений в указанных целях не является отражением факта образования нового самостоятельного объекта недвижимости.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, доказательств в опровержение выводов суда Управлением Росреестра по Самарской области не предоставлено в материалы дела.
В силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не установлены в решении или постановлении либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения принятых по делу судебных актах, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2019 по делу N А55-6239/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов соответствуют разъяснениям, содержащимся в абзаце 5 пункта 9 постановления Пленума от 17.11.2011 N 73, и пункту 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016.
Кроме того, указанный правовой подход сформирован Верховным Судом Российской Федерации и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2018 N 307-КГ17-18061 по делу N А26-505/2017; от 05.07.2018 N 151-ПЭК18 по делу N А26-505/2017.
Так, в пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2018) в разделе: "Судебная коллегия по экономическим спорам", подразделе: "Споры, возникающие из обязательственных правоотношений" разъясняется, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о части передаваемого в аренду объекта недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части вещи, если имеется подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимости), и из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Самарской области оснований для отказа в государственной регистрации спорного договору аренды, в связи с чем, удовлетворили требования предпринимателя, признав отказ регистрирующего органа незаконным.
Аналогичная позиция подтверждается материалами судебной практики: определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.07.2018 N 305-ЭС18-8780, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.08.2018 по делу N А03-15185/2017, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.12.2017 по делу N А24-1588/2017, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.06.2018 по делу N А43-24860/2017, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 по делу N А55-19035/2018, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.10.2018 N А55-32051/2017."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 декабря 2019 г. N Ф06-54650/19 по делу N А55-6239/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10455/20
09.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54650/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54650/19
08.08.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11684/19
14.06.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-6239/19