г. Казань |
|
11 декабря 2019 г. |
Дело N А12-28969/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019
по делу N А12-28969/2018
по иску департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН 7604016214, ОГРН 1027600691469) к обществу с ограниченной ответственностью "АутдорСервис" (ИНН 5262280812, ОГРН 1125262010103), с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - общества с ограниченной ответственностью "Карабиха" (ИНН 7627032999, ОГРН 1087627001593), Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН 7627001045, ОГРН 1027601595812), о признании недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 16.12.2016 N 90,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - Департамент, заявитель) с заявлением о признании недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 16.12.2016 N 90, выданное комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области обществу с ограниченной ответственностью "АутдорСервис" (далее - ООО "АутдорСервис", Общество).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.11.2018 заявленные требования удовлетворены.
Признано недействительным разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 16.12.2016 N 90, выданное комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области ООО "АутдорСервис"
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.11.2018 отменено. Принят по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области отказано.
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019 отменить как несоответствующий нормам материального и процессуального права, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.11.2018 оставить в силе.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что заявление Департаментом подано по правилам искового производства, в связи с чем положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применены судом апелляционной инстанции ошибочно. Полагает, что срок на обжалование оспариваемого разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 16.12.2016 N 90 подлежит исчислению в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в соответствии со Схемой размещения рекламных конструкций на территории Ярославского муниципального района Ярославской области, утвержденной постановлением администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 21.07.2016 N 966, комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области 16.12.2016 выдано ООО "АутдорСервис" разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 90, согласно которому обществу разрешены установка и эксплуатация отдельно стоящей рекламной конструкции размером 3 х 6 м по адресу: М-8, км 249+125 м, справа по схеме N 2-5. Срок действия разрешения - до 16.12.2021.
19 июня 2017 года администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области принято постановление N 2517 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Ярославского муниципального района Ярославской области".
В схеме размещения рекламных конструкций, утвержденной указанным постановлением, отдельно стоящая рекламная конструкция размером 3 х 6 м по адресу: М-8, км 249+125 м, справа по схеме N 2-5, отсутствует.
В соответствии с Законом Ярославской области от 28.12.2017 N 69-з "О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере рекламе" (далее - Закон Ярославской области от 28.12.2017 N 69-з) полномочия органов местного самоуправления в сфере рекламы осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.
Полагая, что спорная рекламная конструкция эксплуатируется с нарушением утвержденной схемы размещения рекламных конструкций, департамент на основании пункта 3 части 20 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 16.12.2016 N 90 недействительным.
Суд первой инстанции, установив, что рекламная конструкция отсутствует в схеме размещения рекламных конструкций, утвержденной постановлением администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 19.06.2017 N 2517, а также в схеме размещения рекламных конструкций, утвержденной приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 04.10.2018 N 123, посчитал требования Департамента обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, указал на пропуск департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области срока оспаривания ненормативного акта Администрации, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, при этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлялось.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 3 части 20 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа местного самоуправления в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ определяется схемой размещения рекламных конструкций).
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98- ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения пункта 3 части 20 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ подлежат применению со дня утверждения схем размещения рекламных конструкций в муниципальных образованиях. Таким образом, после внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением о признании выданного ранее разрешения на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции недействительным в судебном порядке применительно к пункту 3 части 20 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
При этом заявление уполномоченного органа должно соответствовать требованиям, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Поскольку разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является ненормативным правовым актом, такой спор подлежит рассмотрению арбитражным судом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, установленный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
В части 1 статьи 115 АПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим кодексом или иным федеральным законом, либо арбитражным судом.
Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, юридическому лицу или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что полномочия органов местного самоуправления в сфере рекламы переданы департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области в соответствии с Законом Ярославской области от 28.12.2017 N 69-з, вступившим в силу 01.01.2018, следовательно, с указанной даты департамент должен был знать о том, что спорная рекламная конструкция установлена с нарушением утвержденной схемы размещения рекламных конструкций и на основании пункта 3 части 20 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ департамент вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 16.12.2016 N 90 недействительным; с заявлением об оспаривании разрешения от 16.12.2016 N 90 Департамент обратился в арбитражный суд 21.08.2018; суд апелляционной инстанции пришел к выводу об истечении установленного законом трехмесячного срока.
При этом, обращаясь с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, департаментом ходатайства о восстановлении пропущенного срока с указанием причин, объективно препятствующих своевременному обращению с заявлением о признании недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 16.12.2016 N 90, не заявлено.
С учетом пропуска срока на обращение с настоящим заявлением в арбитражный суд и отсутствием ходатайства в его восстановлении, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение Арбитражный суд Волгоградской области от 20.11.2018, оставив без удовлетворения заявление департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о признании недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 16.12.2016 N 90.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что им избран исковой порядок защиты нарушенных прав к рассматриваемым требованиям подлежит применению общий давностный срок, предусмотренный статьей 196 ГК РФ, отклоняется судебной коллегией как несостоятельный.
Определение характера спорного правоотношения и выбор подлежащего применению законодательства относится к прерогативе суда. Поэтому применение судом специального процессуального срока при рассмотрении настоящего спора, возникшего из публично-правовых отношений, является обоснованным.
Аргументы, приведенные заявителем в кассационной жалобе по существу спора, касающиеся незаконности оспариваемого разрешения не принимаются кассационным судом, поскольку данные обстоятельства не могли повлиять на результат рассмотрения по настоящему делу, так как пропуск процессуального срока в данном случае признан апелляционным судом достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019 по делу N А12-28969/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что полномочия органов местного самоуправления в сфере рекламы переданы департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области в соответствии с Законом Ярославской области от 28.12.2017 N 69-з, вступившим в силу 01.01.2018, следовательно, с указанной даты департамент должен был знать о том, что спорная рекламная конструкция установлена с нарушением утвержденной схемы размещения рекламных конструкций и на основании пункта 3 части 20 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ департамент вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 16.12.2016 N 90 недействительным; с заявлением об оспаривании разрешения от 16.12.2016 N 90 Департамент обратился в арбитражный суд 21.08.2018; суд апелляционной инстанции пришел к выводу об истечении установленного законом трехмесячного срока.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что им избран исковой порядок защиты нарушенных прав к рассматриваемым требованиям подлежит применению общий давностный срок, предусмотренный статьей 196 ГК РФ, отклоняется судебной коллегией как несостоятельный."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 декабря 2019 г. N Ф06-55425/19 по делу N А12-28969/2018