г. Казань |
|
11 декабря 2019 г. |
Дело N А55-33084/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
при участии представителя:
акционерного общества "Тольяттисинтез" - Марченковой Ю.Н. (доверенность от 19.12.2018),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2019
по делу N А55-33084/2018
по заявлению акционерного общества "Тольяттисинтез" (ОГРН 1086320006090, ИНН 6323106975), Самарская область, г. Тольятти, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета, при участии заинтересованных лиц: администрации г.о. Тольятти, Самарская область, г. Тольятти, Министерства строительства Самарской области, г.Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г.Самара, общества с ограниченной ответственностью "Судэксперт" (ОГРН 1146320013180, ИНН 6321353175), Самарская область, г. Тольятти,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тольяттисинтез" (далее - АО "Тольяттисинтез", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 27.08.2018 N 63-0-1-174/3303/2018-1362 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений в отношении сооружения: пути отстоя парка "Химическая" цеха N 22 с кадастровым номером 63:09:0301140:2516, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный р-н, ул. Новозаводская, д. 8; понуждении Управления Росреестра по Самарской области произвести государственный кадастровый учет изменений в отношении данного сооружения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2019, заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Самарской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель АО "Тольяттисинтез", явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласен, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "Тольяттисинтез" на праве собственности принадлежит сооружение: пути отстоя парка "Химическая" цеха N 22 общей длиной участка 7311, 29 м с кадастровым номером 63:09:0301140:2516, расположенное по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 8 (далее - сооружение), о чем 30.04.2008 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
АО "Тольяттисинтез" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением от 13.02.2017 N 270/9/ТС о выдаче заключения об отсутствии необходимости получения разрешения на реконструкцию вышеуказанного сооружения.
Письмом от 03.03.2017 N 3/1075 Министерство строительства Самарской области сообщило, что не осуществляет полномочия по выдаче заключений о наличии (отсутствии) оснований для выдачи разрешений на строительство (реконструкцию).
По поручению АО "Тольяттисинтез" кадастровым инженером муниципального предприятия "Инвентаризатор" Бояровой Еленой Александровной проведены работ по технической инвентаризации сооружения, в ходе которой установлено, что протяженность сооружения уменьшилась с 7 311, 29 м до 6 829, 00 м, в связи с частичным демонтажем железнодорожных путей, составляющих сооружение, в оставшейся части сооружения конструктивные элементы: рельсы, шпалы, балластный слой, сохранились и находятся в пригодном для эксплуатации состоянии, о чем составлен акт от 09.08.2018.
АО "Тольяттисинтез" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением от 18.05.2018 о государственном кадастровом учете изменений в отношении сооружения с кадастровым номером 63:09:0301140:2516, в части изменения протяженности сооружения, с последующим представлением технического плана сооружения от 09.08.2018.
Уведомлением от 24.05.2018 N 63-0-1-174/3303/2018-1362 Управление Росреестра по Самарской области приостановило кадастровый учет изменений сооружения, поскольку заявителем не представлены документы, свидетельствующие, что для проведенной реконструкции сооружения не требовалось получения разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, а также документы, подтверждающие изменение назначения сооружения, не устранены разночтения в контурах сооружения в техническом паспорте и техническом плане.
АО "Тольяттисинтез" обратилось в апелляционную комиссию при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением об обжаловании приостановления кадастрового учета.
Решением от 30.07.2018 N Р/63/18-186 обществу отказано в принятии к рассмотрению указанного заявления, в связи с нарушением требований, предусмотренных частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Управление Росреестра по Самарской области уведомлением от 27.08.2018 N 63-0-1-174/3303/2018-1362 отказало заявителю в осуществлении кадастрового учета изменений спорного сооружения, поскольку была осуществлена реконструкция сооружения, на проведение которой требовалось получение разрешений на строительство и ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, а также ввиду изменения назначения сооружения, не устранения выявленных разночтений в контурах сооружения в техническом плане и техническом паспорте, местоположение сооружения на земельном участке не уточнено.
АО "Тольяттисинтез", полагая, что данный отказ Управления Росреестра по Самарской области противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что мероприятия по демонтажу части подъездного железнодорожного пути не повлекли за собой улучшение (ухудшение) показателей его функционирования, в связи с чем, произведенные обществом работы по демонтажу части сооружения являются капитальным ремонтом, на проведение которого в силу пункта 4.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требовалось получения разрешения на строительство (реконструкцию) и, следовательно, на ввод объекта в эксплуатацию, учитывая, что АО "Тольяттисинтез" на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Самарской области были представлены все документы, предусмотренные статьями 14, 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которые соответствуют требованиям, указанным в статьях 21, 24 данного Закона, пришли к выводу о том, что у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали основания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для отказа в государственном кадастровом учете изменений в отношении сооружения с кадастровым номером 63:09:0301140:2516, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что данные выводы судов противоречат установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу пункта 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Пунктом 14.3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Согласно заключению кадастрового инженера, изложенного в техническом плане от 09.08.2018, частичный демонтаж одного их составных элементов сооружения не изменил качество (класс, категория, грузоподъемность) железнодорожного пути, его колейность не изменилась, полоса отвода или охранная зона также не изменилась, уточнена лишь количественная характеристика сооружения, то есть протяженность в метрах; демонтированная часть сооружения, которая составляет менее 10 % общей протяженности сооружения, прекратила свое существование и не образовала отдельное сооружение, раздел сооружения на части не произошел.
Из акта экспертного исследования от 21.11.2017 N 17-313, выполненного экспертом общества с ограниченной ответственностью "Судэксперт" Горшенином С.В., следует, что изменение параметров железнодорожных путей (изменение протяженности) вызвано частичным демонтажем и уточнением учетных данных; данное обстоятельство не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования железнодорожных путей (мощности, грузоподъемности и других); в соответствии с требованиями пункта 4.3 СП 119.13330.2012 важнейшими параметрами железной дороги, определяемыми в проекте, являются трасса, продольный профиль, план линии и полоса отвода, при этом от данных показателей зависят конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности железнодорожных путей.
В ходе исследования установлено, что трасса, продольный профиль, план линии и полоса отвода исследуемых железнодорожных путей в части конструктивных и иных характеристик надежности и безопасности не изменялись. Работы по реконструкции железнодорожных путей фактически не производились. В соответствии с требованиями градостроительных норм Российской Федерации при изменении технических характеристик спорного сооружения, связанных с изменением протяженности железнодорожных путей в технической документации, получать разрешение на реконструкцию не требовалось.
Таким образом, изменение протяженности спорного сооружения не является реконструкцией, а фактически является капитальным ремонтом линейного сооружения, на проведение которого в силу пункта 4.1 статьи 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требовалось получения разрешение на строительство.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 02.11.2019 по делу N А55-24826/2017, от 09.12.2019 по делу N А55-32922/2018, N А55-33083/2018, определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.02.2019 N 306-ЭС19-127.
Поскольку обществом в Управлении Росреестра по Самарской области были представлены все документы, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суды пришли к верному выводу о том, что у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали законные основания для отказа в осуществлении кадастрового учета изменений спорного сооружения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций, пришли к правильному выводу о том, что требования АО "Тольяттисинтез" обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2019 по делу N А55-33084/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе исследования установлено, что трасса, продольный профиль, план линии и полоса отвода исследуемых железнодорожных путей в части конструктивных и иных характеристик надежности и безопасности не изменялись. Работы по реконструкции железнодорожных путей фактически не производились. В соответствии с требованиями градостроительных норм Российской Федерации при изменении технических характеристик спорного сооружения, связанных с изменением протяженности железнодорожных путей в технической документации, получать разрешение на реконструкцию не требовалось.
Таким образом, изменение протяженности спорного сооружения не является реконструкцией, а фактически является капитальным ремонтом линейного сооружения, на проведение которого в силу пункта 4.1 статьи 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требовалось получения разрешение на строительство.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 02.11.2019 по делу N А55-24826/2017, от 09.12.2019 по делу N А55-32922/2018, N А55-33083/2018, определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.02.2019 N 306-ЭС19-127.
Поскольку обществом в Управлении Росреестра по Самарской области были представлены все документы, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суды пришли к верному выводу о том, что у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали законные основания для отказа в осуществлении кадастрового учета изменений спорного сооружения.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 декабря 2019 г. N Ф06-55075/19 по делу N А55-33084/2018
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55075/19
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55075/19
13.08.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10482/19
08.05.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-33084/18