г. Казань |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А57-13201/2019 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Хакимова И.А., Савкиной М.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Мясокомбинат "Дубки"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.10.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019
по делу N А57-13201/2019
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Дубки" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Управление Россельхознадзора по Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Дубки" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.10.2019 заявленные требования удовлетворены, общество с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат Дубки" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложен административный штраф в размере 100 000 рублей.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, производство по делу прекратить.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Россельхознадзора по Саратовской области просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в рамках федерального лабораторного мониторинга качества и безопасности пищевой продукции сотрудниками Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской области (далее - Управление) в супермаркете "Старт" Новозыбсковского РАЙПО (Брянская область, г.Новозыбков, ул.Советская, д. 18) был произведен отбор проб (образцов) пищевой продукции - вареное колбасное изделие: колбаса вареная "Со шпиком", для исследований по показателям качества и безопасности.
Согласно протоколу испытаний от 07.03.2019 N 19-2991 в образце пищевой продукции - колбаса вареная "Со шпиком" обнаружено наличие остаточного количества лекарственных препаратов энрофлоксацина.
В результате проведенных ФГБУ "БМВЛ" исследований установлено несоответствие образца пищевой продукции - вареное колбасное изделие: колбаса вареная "Со шпиком" - требованиям пункта 3 статьи 13 главы 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" в связи с обнаружением препарата из группы хинолоны - энрофлоксацин количестве 2 мкг/кг.
Согласно маркировочной этикетке и товарносопроводительной документации изготовителем данной продукции является общество с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Дубки" (далее - общество, ООО "Мясокомбинат "Дубки").
По результатам проверки Управлением составлен протокол об административном правонарушении N БР-ЮЛ-ВКГ-0254-026/19 от 16.05.2019 ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из доказанности события административного правонарушения, не принятия обществом всех мер по соблюдению положений действующего законодательства, существенных процессуальных нарушений при возбуждении административного дела не установлено, срок привлечения к административной ответственности по статье 4.5 КоАП РФ не истек, отсутствии оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде 100 000 рублей.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами судебных инстанций в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Таким образом, объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции и связанным с требованиями к продукции, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарноэпидемиологические требования.
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 (далее - ТР ТС 034/2013) устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Согласно пунктам 9, 12, 13 ТР ТС 034/2013 - продукты убоя и мясная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется. Не допускается обращение на рынке государств-членов продуктов убоя и мясной продукции, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется. Продукты убоя и мясная продукция, находящиеся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должны быть безопасны.
Согласно части 1 и части 3 статье 13 ТР ТС 021/2011 продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым.
Непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения должно быть получено от продуктивных животных, которые не подвергались воздействию натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ООО "Мясокомбинат "Дубки" осуществляет производство колбасных изделий (код ОКВЭД 10.13).
По результатам исследования акта отбора проб (образцов) от 14.02.2019 N 1159487, протокола испытаний ФГБУ "БМВЛ" от 07.03.2019 N 19-2991, экспертного заключения ФГБУ "БМВЛ" от 10.04.2019 N 221-19 ЭЗ, ветеринарных сопроводительных документов, декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.AIT02.B. 17002, маркировочной этикетке - суды пришли к выводу о выпуске в обращение изготовителем - ООО "Мясокомбинат "Дубки", пищевой продукции - вареное колбасное изделие: колбаса вареная "Со шпиком", не соответствующей требованиям технических регламентов.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на своей позиции, указывая, что при исследовании мясных продуктов применен ГОСТ 32797-2014, который не входит в перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) необходимые для применения и исполнения ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 034/2013.
Данный довод был предметом рассмотрения, как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции, и правомерно отклонен судами, поскольку исследования мясной продукции общества проведены лабораторией в полном соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза и иных нормативных актов в установленной сфере деятельности.
Положения ГОСТ 32797-2014 "Продукты пищевые, продовольственное сырье. Метод определения остаточного содержания хинолонов с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектором" распространяется не только на пищевые продукты в части мяса, но и продукты из мяса птицы, яиц, яичного порошка, яичного меланжа, молока, рыбы, меда, а также продовольственное сырье и устанавливает метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием (далее - ВЭЖХ-МС/МС) для определения остаточного содержания хинолонов в диапазоне измерений от 1 до 2000 мкг/кг. Сущность метода, применяемого ГОСТ 32797-2014: количественное определение остаточного содержания хинолонов проводят методом внутреннего стандарта по площадям хроматографических пиков идентифицированных соединений с помощью градуировочной характеристики, полученной при анализе градуировочных растворов известных соединений в аналогичных условиях.
Отбор проб производился согласно ГОСТ 9792-73 "Колбасные изделия и продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц. Правила приемки и методы отбора проб", который распространяется на фаршированные, варено-копченые, полукопченые, вареные, сырокопченые, сырые, ливерные и кровяные колбасы, мясные хлеба, сосиски, сардельки, продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц (вареные, варено-копченые, копчено-запеченные, запеченные, жареные и сырокопченые), бекон соленый в полутушах, а также зельцы, студни, холодец и паштеты и устанавливает правила приемки и методы отбора проб для определения основных показателей.
Кроме того, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.05.2014 N 81 утвержден Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (TP ТС 034/2013) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, где в пункте 114 обозначен ГОСТ 9792-73.
Заявитель кассационной жалобы также указывает на недоказанность факта превышения максимального допустимого остатка антибиотика энрофлоксацина в мясной продукции, изготовленной ООО Мясокомбинат "Дубки".
Данный довод противоречит имеющимся в материалах дела доказательствах, поскольку факт выявления лекарственных средств в мясной продукции подтверждается результатами экспертизы ФГБУ "Брянская МВД" аккредитованой Федеральной службой по аккредитации, аттестат аккредитации N РОСС 1Ш.0001.21ПФ86, дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц 30.03.2015.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, факт нарушения обществом требований Технического регламента признан доказанным, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм материального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.10.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу N А57-13201/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш.Закирова |
Судьи |
И.А.Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отбор проб производился согласно ГОСТ 9792-73 "Колбасные изделия и продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц. Правила приемки и методы отбора проб", который распространяется на фаршированные, варено-копченые, полукопченые, вареные, сырокопченые, сырые, ливерные и кровяные колбасы, мясные хлеба, сосиски, сардельки, продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц (вареные, варено-копченые, копчено-запеченные, запеченные, жареные и сырокопченые), бекон соленый в полутушах, а также зельцы, студни, холодец и паштеты и устанавливает правила приемки и методы отбора проб для определения основных показателей.
Кроме того, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.05.2014 N 81 утвержден Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (TP ТС 034/2013) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, где в пункте 114 обозначен ГОСТ 9792-73.
...
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, факт нарушения обществом требований Технического регламента признан доказанным, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 июня 2020 г. N Ф06-62556/20 по делу N А57-13201/2019